Методы исследования анализа объема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО «Смарт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции, повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Содержание

Введение………………………………………….3
Часть I. Теоретические основы анализа объема производства и реализации продукции…6
1.1 Цели и задачи анализа объема производства и реализации продукции …………………6
Часть II. Методы исследования анализа объема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО «Смарт»………14
2.1 Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продукции…………….14
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции…………………………………………………26
2.3 Анализ качества произведенной продукции…………………………………………………32
2.4 Анализ ритмичности работы предприятия……………….……………………………….38
2.5 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и реализации продукции…………………………………………………41
Заключение………………………………………54
Список литературы………………………….….58

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:  

К ритм = 30,50 + 33,12 + 32,94 = 96,56 %.

Таблица 10. Ритмичность выпуска продукции по декадам

Декада Выпуск  продукции за год, млн руб. Удельный  вес продукции, % Выполнение  плана, коэффициент Доля  продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
план факт план факт
1.

2.

3.

31000

31000 31000

30250

34545 36450

33,33

33,33

33,33

31

33

36

0,925

1,091

1,144

30,5

33,12

32,94

Итого за год 93000 101245 100 100 1,053 96,56

Коэффициент вариации ( ) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки к среднесуточному плановому выпуску продукции:

 

где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

п - число суммируемых плановых заданий;

х - среднедекадное задание по графику.

Коэффициент вариации составляет 0,089, следовательно выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 8,9 %. В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

2.5 Анализ факторов  и резервов увеличения объема производства и реализации продукции

Существует два  варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

отсюда  Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

отсюда   

где , - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетный период;

,  - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

На схеме 3. отражаются параметры за счет которых возможно изменение объема реализации продукции. Расчет влияния этих факторов на объем реализации продукции производится при сравнении фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислении абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 11.). План реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, которые

 

Рис. 3. Схема  факторной системы объема реализации продукции8

Таблица 11. Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель Сумма в  плановых ценах, млн. руб.
план факт +, -
Остаток готовой продукции на начало года 1700 1700
Выпуск  товарной продукции 93000 98000 +5000
Остаток готовой продукции на конец года 2150 3170 +1020
Отгрузка  продукции за год ( п.1+п.2-п.З ) 92550 96530 +3980
Остаток товаров, отгруженных покупателям:

на начало года

на конец года

4150

4900

4250

6950

+100 +2050
Реализация  продукции (п.4+п.5.1-п.5.2) 91800 93830 +2030

отгружены покупателям  на начало года. Увеличение остатков готовой продукции на складах, рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила на расчетный счет предприятия отрицательно влияют на объем продаж. При анализе нужно выяснить причины несвоевременной оплаты продукции покупателями, образования сверхплановых остатков на складах, и разработать мероприятия по увеличению реализации продукции.

Факторы определяющие объем производства продукции можно разделить на три группы:

-обеспеченность предприятия  основными производственными фондами  и эффективность их использования: ВП = ОПФ х ФО,

РП = ОПФ х ФО х  Дв,

-обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами и эффективность их использования: ВП = ЧР х ГВ,

РП = ЧР х ГВ х Дв, 

-обеспеченность производства  сырьем и материалами и эффективность их использования: ВП = МЗ х МО,

РП = МЗ х МО х Дв,

где Дв ~ доля реализованной  продукции в общем объеме валовой  продукции. 

Расчет влияния  этих факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Можно установить влияние факторов на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

 (1.20)

 (1.21)

 (1.22)

 (1.23)

 (1.24)

 (1.25)

На рис.4. показаны основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции. 

                   
     
                   
       
                   
     
       
 
Повышение производительности работы оборудования
 
   
             
 
 

Рис. 4. Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:  (1.26)

 (1.27) 

 (1.28)

где , ,  - резерв роста валовой продукции за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени;

РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;

РФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения потерь по вине предприятия;

 - фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста;

РЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, организации производства и рабочей силы;

По второй группе резервы  увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования, времени его работы и выпуска продукции за один машино-час рассчитываются по формуле:

 (1.29)

 (1.30)

, (1.31)

где РК - численность оборудования;

РТ - время работы;

РЧВ – выпуск продукции за один машино-час  

По следующей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются:

1.) дополнительное  количество i -го материала разделить на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножить на плановую цену единицы продукции. Потом результаты суммируются по всем видам продукции:

 (1.32)

2.) сверхплановые отходы  материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

 (1.33)

3.) планируемое сокращение  нормы расхода i-го ресурса  на единицу i-го вида продукций  умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции: 

 (1.34)

В заключение анализа  обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции (табл. 12).

Таблица 12. Резервы увеличения выпуска продукции

Источник  резервов Резервы увеличения выпуска продукции за счет
трудовых  ресурсов средств

труда

предметов труда
Увеличение  количества ресурсов

Более полное использование рабочего времени

Повышение производительности труда

Сокращение сверхплан. отходов сырья и мат-ов

Снижение норм расхода сырья и материалов

-

5178

705

-

-

-

8125

-

-

-

2275

-

-

415

1820

Итого 5883 8125 4510

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв по одной из групп не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов. На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 4510 млн. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2242 млн руб. (8125-5883), по материальным ресурсам на сумму 3615 млн руб. (8125-4510).

При определении  резервов увеличения реализации продукции необходимо учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. Следует учитывать спрос на продукцию и реальную возможность ее реализации. 9 

Заключение

В данной курсовой работе проведен анализ объемов производства и реализации продукции. В части II на примере предприятия ООО «Смарт» показаны методы исследования анализа объема производства и реализации продукции. Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объёму производства продукции, он же определяет объём продаж. И по мере насыщения рынка и усиления конкуренции возможный объем продаж является основной разработки производственной программы. Предприятию нужно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Объем производства с 2007 года по 2009 год увеличился на 53,2%, а объем продаж на 42,05%. Можно сказать, что ООО «Смарт» имеет постоянных покупателей, хорошо налажено производство. Но у предприятия проблемы в маркетинговой сфере, т.к. в 2008 году не удержало превышение объемов продаж над объемом производства товаров. За июнь месяц 2009 года недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год - на 5 %, а это несет уменьшение прибыли, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

План производства был перевыполнен на 102,7 % по всем видам  продукции и запланированная структура не изменилась, общий объем производства в ценах плана составил 98 500 млн. руб. При фактической структуре он выше на 2450 млн. руб., увеличилась доля более дорогой продукции. Одним из важных показателей деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и более высоких цен. Выполнение плана по качеству – 108,48 %. Потери от брака: 500+80-150-10=420 тыс. руб.

Информация о работе Методы исследования анализа объема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО «Смарт»