Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:40, реферат
"Газпромбанк" (Открытое акционерное общество) – один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, предоставляющий широкий спектр банковских, финансовых, инвестиционных продуктов и услуг корпоративным и частным клиентам, финансовым институтам, институциональным и частным инвесторам. Банк входит в тройку крупнейших банков России и занимает пятое место в списке банков Центральной и Восточной Европы.
Введение……………………………………………………………………….7
1.1. Управления активами и пассивами банка, основные его задачи…….8
1.2. Комплексный анализ активов банка…………………………………..13
1.3. Анализ пассивов ОАО «ГАЗПРОМБАНК»………………………......19
Заключение…………………………………………………………………….24
НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ……………………………………………….25
СТАТЬЯ - БАНКОВСКОЕ ДЕЛО: ДЕНЬГИ И КРЕДИТ…………………...34
КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР……………………………………………………..35
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………………………47
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА……...49
ЗОЛОТОЕ БАНКОВСКОЕ ПРАВИЛО……………………………………...
В связи с этим Законы
№ 161-ФЗ и № 162-ФЗ устанавливают порядок
оказания платежных услуг, требования
к организации и
Закон № 162-ФЗ в связи с принятием Закона № 161-ФЗ вносит изменения более чем в 20 федеральных законов15. На стадии рассмотрения законопроекта предполагалось, что основная часть изменений затронет главу 46 ГК РФ, посвященную расчетам. Однако при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации данные поправки в ГК РФ были отклонены.
В Законе о Банках понятие
«расчеты» как банковская операция
было заменено термином «перевод денежных
средств». Из текста Закона о Банках
была исключена ст. 13.1, регулирующая
осуществление отдельных
Существенно изменен Закон о ЦБ РФ. В частности, он дополнен подробными нормами, описывающими полномочия Банка России в качестве оператора НПС и органа, осуществляющего надзор в сфере НПС.
Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации16, а также в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»17 предполагают создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»18 дополнен следующим правилом. Сделка, совершенная кредитной организацией – участником или субъектом платежной системы, по которой такая организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций (на нетто-основе) в рамках платежной системы, при условии соответствия требованиям Закона № 161-ФЗ не может быть признана недействительной согласно законодательству о банкротстве.
В Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»19 введена новая норма. Согласно ей при осуществлении перевода денежных средств по требованию клиента – физического лица его идентификация обязательна лишь в случае, если сумма перевода превышает 15000 рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях20 (далее КоАП РФ) введены составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за неисполнение требований Закона № 161-ФЗ в виде штрафа, который может достигать 500000 рублей (ст. 15.36 КоАП РФ).
Примечательны изменения, внесенные в Федеральный закон от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»21. Закон № 162-ФЗ устанавливает, что денежные средства, являющиеся авансом абонента – физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения его остатка электронных денежных средств в соответствии с Законом № 161-ФЗ.
Следует отметить, Закон № 161-ФЗ не предусматривает создание новой национальной системы платежных карт. До принятия этого Закона Правительством Российской Федерации при активном участии Ассоциации российских банков (далее – АРБ) был подготовлен законопроект. АРБ предлагала главу пятую законопроекта посвятить Национальной системе платежных карт (НСПК) «Российские платежные карты», которая должна стать основой для обеспечения общенациональной доступности розничных платежных услуг, совместимости различных инфраструктур, развития конкуренции на рынке розничных платежей и построения интегрированной розничной платежной инфраструктуры22.
Таким образом, законодательное закрепление расчетов с использованием банковских карт видится неотложной задачей. Возможно, она будет решена в ближайшее время, ибо данные вопросы нашли свое отражение в Концепции развития гражданского законодательства, где предлагается для урегулирования отношений между банками и клиентами – держателями платежных карт введение в законодательство норм двоякого рода: с одной стороны, предоставление адекватной защиты интересов держателей платежных карт, с другой – установление правил, адаптирующих правовой режим договора банковского счета к технологическим особенностям операций с платежными картами23.
В настоящее время основным и практически единственным нормативным правовым актом, устанавливающим правовой режим банковских карт и порядок совершения операций с их использованием, является Положение Банка России № 266-П24.
Основным документом, регулирующим деятельность Бюро кредитных историй (БКИ) в Российской Федерации, является Федеральный закон от 01.09.2005 г. № 218-ФЗ "О бюро кредитных историй". Согласно ему, кредитная история - это совокупность информации о заемщике и заключенных им кредитных договорах, состоящая из открытой (титульной) и закрытой (конфиденциальной) частей и хранящаяся в бюро кредитных историй; бюро кредитных историй - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по получению информации из соответствующих источников, формированию, хранению и обработке кредитных историй, а также предоставлению кредитных отчетов по запросу пользователей.
Существуют различные определения БКИ. Приведем, на наш взгляд, наиболее точное: бюро кредитных историй - организация (как правило, частная), занимающаяся сбором, обработкой, хранением и распространением сведений, относящихся к кредитной истории отдельных граждан, включая такие сведения, как остаток задолженности или кредитные линии, историю внесения платежей, случаи непогашения кредита, банкротства.
Идея создания структуры,
которая могла бы хранить и
обрабатывать информацию о кредитных
историях (или о хронологии проведения
клиентами операций), не нова. Предшественниками
БКИ были: каталоги (книги) кредитных
и финансовых учреждений; банки данных
кредитных организаций; базы данных
клиентов; автоматизированные базы данных
операций клиентов и др. Все они
должны были хранить и накапливать
истории проведения кредитных операций
различными кредитно-финансовыми
Создатели бюро кредитных историй изначально предполагали, что их развитая система должна упорядочить кредитную деятельность банков, сделать ее менее рискованной и более оперативной. В большинстве стран мира кредиторы (банки, финансовые компании, компании-эмитенты кредитных карт, инвестиционные компании, торговые фирмы, предоставляющие коммерческие кредиты) на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через БКИ, что обусловлено проблемой асимметрии информации в сфере финансового посредничества.
Недостаточность сведений о
партнере, доступных при заключении
сделки, ведет к неэффективности
распределения кредитных
Кроме того, кредиторы не
всегда могут контролировать действия
заемщиков после получения
В условиях асимметрии информации лучшие заемщики платят повышенную премию за риск, а худшие - заниженную. Поскольку ненадежные заемщики сильнее стремятся получить кредит, чем платежеспособные, эффективность распределения кредитных ресурсов снижается. В результате часть потенциально надежных и прибыльных проектов не реализуется.
При ухудшении положения в нефинансовом секторе оценка рисков и отбор заемщиков усложняются, процентные ставки повышаются, что заставляет лучших заемщиков уйти с рынка. При этом ненадежные заемщики соглашаются на невыгодные условия, поскольку знают, что все равно вряд ли вернут ссуду. Следствием этого становятся либо рискованная кредитная политика и угроза финансовой состоятельности самих кредиторов, либо их стремление максимально ограничить выдачу ссуд, несмотря на наличие на рынке надежных заемщиков.
Мировой опыт показывает, что решить эти проблемы можно только с помощью бюро кредитных историй, созданных для обмена информацией о заемщиках между кредиторами. Во-первых, БКИ обеспечивают лучшую информированность банков о потенциальных заемщиках и позволяют точнее прогнозировать возвратность ссуд, что уменьшает риск возникновения проблемы отрицательного отбора. Во-вторых, благодаря им снижается стоимость поиска информации о клиентах. Это способствует выравниванию информационного поля внутри кредитного рынка и заставляет кредиторов устанавливать конкурентные цены на свои ресурсы. В-третьих, деятельность БКИ дисциплинирует заемщиков из-за реальной угрозы нанесения существенного ущерба их репутации в глазах потенциальных кредиторов.
Бюро кредитных историй
выступают в качестве информационных
посредников, либо учрежденных и
принадлежащих самим
При регулярном и достоверном
предоставлении БКИ информации о
своих клиентах кредиторы могут
постоянно получать отчеты о кредитных
операциях потенциальных
Так, Сбербанк, являясь одним из лидеров на рынке потребительских кредитов, не демонстрировал сильного желания делиться информацией о заемщиках с другими банками и только 27 марта 2006 г. подписал договор об обмене негативной информацией о заемщиках-физических лицах с Национальным бюро кредитных историй . Похожая проблема возникает в случае, когда некий собственник учреждает или покупает банк для проведения финансовых потоков своих или партнерских предприятий (проблема "карманных" банков). В условиях рынка любые "карманные" предприятия не могут длительное время оставаться прибыльными или рентабельными, не используя развитые экономические рыночные связи.
Важная особенность российской банковской системы - недостаточная правовая защищенность банков как кредиторов. Если во всем мире банковский кредит, обеспеченный залогом, в случае банкротства заемщика гасится за счет заложенного имущества, то в России оно попадает в общую конкурсную массу, и банки оказываются в конце очереди кредиторов. Поэтому они неохотно выдают кредиты малому бизнесу, опасаясь сложностей с их возвратом.
Бюро кредитных историй предоставляют отчеты о кредитных операциях в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида кредита и, что самое важно, степени детализации, необходимой кредитору. Самый простой отчет содержит информацию о прошлых невозвратах и просрочках ссуд - так называемые "черные", или "негативные" данные. Самые детальные отчеты - "белые", или "позитивные" - включают весь комплекс информации об активах и пассивах ссудополучателя, гарантиях, структуре задолженности по срокам и времени погашения, его занятости и истории семьи. От степени детализации отчета зависит и его цена. Стоимость базового отчета достаточно низка и колеблется от 1 долл. в Великобритании и США, 2 долл. в Италии до 3 долл. в местных БКИ Аргентины. Наиболее развитые БКИ составляют кредитные рейтинги заемщиков, основываясь на их характеристиках и кредитной истории, а также используют собранные данные для разработки статистических моделей, способствующих продвижению финансовых инструментов, определению стоимости кредита, установлению и регулированию кредитных лимитов.
Первые БКИ появились
на рынке потребительского кредитования.
Как и рынок кредитования малого
бизнеса, он характеризуется большим
количеством потенциальных
В России бюро кредитных историй действуют на основе лицензий, выдаваемых Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), которая также выступает контролирующим и надзорным органом в этой сфере. Функционирование современной системы БКИ. теоретически должно способствовать упрощению схем получения кредита, ссуды и всевозможных сопутствующих банковских (и не только) услуг, таких как оформление кредитных и депозитных карт, овердрафта и т. д., что существенно снизит операционные издержки банков. По мнению специалистов, система БКИ начнет работать в полную силу не раньше, чем через три-четыре года , а за это время должны быть выявлены и устранены все возникающие проблемы.
Информация о работе Организационно - правовая характеристика ОАО «ГАЗПРОМБАНК»