Разработка налоговой политики для ОДО «Дом и К»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка налоговой политики для ОДО «Дом и К».
Для реализации указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
-раскрыть содержание налоговой политики предприятия;
-определить роль налоговой политики в управлении предприятием;
-проанализировать методическое обеспечение формирования налоговой политики предприятия;
-разработать рекомендации по формированию налоговой политики предприятия, деятельность которого исследуется в работе;
-дать финансово-экономическую характеристику предприятия;
-провести налоговый анализ предприятия;
-выявить основные направления совершенствования налоговой политики предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКОЙ ПРЕДПРИТИЯ……………………………………………………...6
1.1Экономическая сущность и классификация налогов в Республике Беларусь………………………………………………………………………………6
1.2 Понятие и содержание налоговой политики………………………………….18
1.3 Роль налоговой политики в управлении предприятием……………………..22
ГЛАВА 2. Анализ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКи ПРЕДПРИЯТИЯ…………..29
2.1Анализ динамики, состава и структуры налогов, уплачиваемых предприятием в бюджет…………………………………………………………....29
2.2 Анализ эффективности налоговой политики предприятия………………….34
ГЛАВА 3 ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ…………………………………………………………....41
3.1Анализ резервов оптимизации уровня налогообложения хозяйственно-экономической деятельности организации…………………………………….....41
3.2 Развитие и совершенствование налоговой политики предприятия…………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………......…..62

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1910.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

Главное назначение налогов - пополнять  бюджет и обеспечивать выполнение функций  государства. За счет налоговых взносов  формируются финансовые ресурсы  государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования обще государственных денежных фондов [6, с. 22].

По своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, которые взимаются в бюджет. Это  понятие характеризует весьма важную особенность налогов, их форму и внешнее проявление. Если рассмотреть их материальное содержание, то налоги - та часть валового национального дохода, которая взимается у субъектов хозяйствования и населения на общегосударственные нужды. Отсюда видно, что экономическая природа налогов затрагивает более глубинные связи, отношения между государством и его членами и звеньями хозяйствования по поводу перераспределения национального дохода.

Функция налога - это проявление его  сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства отсюда возникает распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на расширение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, (финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ  научно-технических, экономических и др.).[32,с.17]

Распределительная функция налогов  обладает рядом свойств, характеризующих  многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налогов  носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная  налоговая система позволяет  придать рыночной экономике социальную Направленность, как это сделано в Германии, Швеции многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Налоги как важнейшая экономическая  категория развитого товарного  производства неизменно связаны  с более общей категорией —  государственным бюджетом, поскольку  участвуют в его формировании.

Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную, контрольную, распределительную и стимулирующую функции.

Фискальная функция реализуется  посредством изъятия части доходов  населения, предприятий для выполнения доходов бюджета, вторая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономическое расходование ресурсов, расширение и техническое перевооружение производства.

Выполняя свою фискальную функцию, налоги должны обеспечить аккумуляцию  части ресурсов юридических и  физических лиц в бюджет, формирование устойчивой его доходной части. При определении объектов обложения налогами целесообразно учитывать оптимальную величину

ставок, сочетая общегосударственные  и личные интересы граждан, а также  отдельных звеньев хозяйства. Поступления в виде налогов должны покрывать основные финансовые потребности общества, но при этом не лишать заинтересованности всех плательщиков в увеличении своих доходов. В противном случае при сиюминутном возрастании поступлений в бюджет за счет высоких налогов подрывается материальная основа устойчивости его доходной базы - рост производства и повышение его эффективности.

Следующая функция налогов как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "процесса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Для того чтобы обеспечивать деловую активность людей система налогообложения должна отвечать следующим требованиям:

• максимальная простота налоговой  системы;

• целостность налоговой системы;

• стабильность и устойчивость налоговых  ставок, и порядок исчисления налоговых взносов в бюджет и внебюджетные фонды;

• нейтральность системы налогообложения  по отношению ко всем плательщиков налогов [6, с. 26].

Таким образом, можно отметить, что  налоги в экономической структуре  государства выступают как объективная  реальность и как материальная база для выполнения государством функций по управлению обществом. Их сущность выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Государство в этих отношениях выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности и принуждения.

Классификация налогов  это группировка налогов по различным признакам. Она вносит значительный вклад в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе для налогоплательщиков вводятся классификационные кодификаторы и идентификационные номера.

Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

Пользуясь такой классификацией, можно  определить роль каждого налога и  налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства.

По характеру взаимоотношений  между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают  прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги  это налоги, взимаемые государством непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика. В свою очередь прямые налоги делятся  на реальные и личные [32, с. 26].

Реальные налоги уплачиваются с  отдельных видов имущества, товаров  или деятельности, независимо от финансового положения налогоплательщика.

Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и  взимаются у источника дохода.

Косвенные налоги  это налоги на товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К таким налогам относятся акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог с продаж и др. Косвенные налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины [33, c. 42].

Универсальные косвенные налоги делятся  на однократные, многократные и НДС. Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные  виды товаров, услуги или обороты  на определенные стадии воспроизводства, например, налог с продаж. Монопольные (фискальные) налоги – вид налогов, реализация которых является монополией государства. Например, реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д. Таможенные пошлины – косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу (при внешнеэкономической деятельности). Они имеют самую сложную структуру [2, c.26].

По источникам уплаты налоги можно  классифицировать следующим образом:

платежи, уплачиваемые из выручки  от реализации продукции, работ, услуг (отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; акцизы);

платежи, включаемые в себестоимость  продукции, работ, услуг (отчисления в  фонд социальной защиты населения; платежи  на землю; налог за пользование природными ресурсами в пределах лимита (экологический налог); отчисления в инновационный фонд);

платежи, уплачиваемые из прибыли (налог  на недвижимость; налог на доходы; налог  на прибыль; налог на приобретение транспортных средств; транспортный сбор; местные налоги и сборы).

Существуют и другие основания  деления налогов на виды, например, по периодичности уплаты (регулярные и разовые), по методу налогообложения (равные, пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные) и т.д. В принципе в качестве критерия деления налогов на виды можно взять любой системный признак налога [31, с. 37].

Таким образом, хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов  и сборов, которые в комплексе  позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать процессы потребления и накопления.

Социально-экономическая природа  налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяется государственным строем и политикой, проводимой властью.

В Республике Беларусь помимо налогов доходы консолидированного бюджета формируются за счет средств  от реализации государственного имущества, прибыли Национального банка, части прибыли государственных унитарных предприятий, лицензионных и регистрационных сборов, иных доходов от предоставления государством разных видов услуг, поступлений доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций, от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и др. Такие поступления не являются налогами и, соответственно, не могут приниматься во внимание при расчете налоговой нагрузки.

Абстрагировавшись от неналоговых  поступлений, приходим к выводу, что налоговая нагрузка на экономику представляет собой долю в ВВП только налогов и сборов и, как следствие, ее уровень несколько ниже показателя централизации.

Если рассмотреть в  целом отношение налогов к  ВВП, то в различных странах она  достаточно отличается: Австрия – 45 %, Канада – 35 %, Германия – 50 %, Венгрия – 39 %, Ирландия – 30 %, Япония – 27 %, Швеция – 51 %, США – 29 %. Во многих странах Западной Европы уровень налогового давления на экономику соответствует или даже несколько превышает аналогичный показатель в Республике Беларусь (таблица 1.1)

Таблица 1.1 – Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста, %

2011 г. к 2010 г.

2011 г. к 2009 г.

Налоговая нагрузка с  учетом отчислений в ФСЗН, в % К ВВП

47,9

47,3

46,4

98,0

96,8

Косвенные налоги, в % к  ВВП

17,7

16,3

15,1

92,6

85,3

Прямые налоги, в % к  ВВп

10,3

9,2

8,3

90,1

80,5

Смешанные налоги, в % к  ВВП

4,3

2,7

2,0

72,5

45,5

Прочие налоговые доходы, сборы, пошлины, в % к ВВп

3,5

6,5

11,7

180,0

334,3

Отчисления в ФСЗН, в % к ВВП

12,1

12,6

17,6

140,0

145,8


Источник: [17]

Не следует забывать о социальной направленности бюджета  белорусского государства. Высокая  концентрация финансовых ресурсов в  бюджете нашей страны обусловлена  широкомасштабным комплексом социальных гарантий: бесплатным образованием, здравоохранением, развитой системой пенсионного обеспечения и социального обслуживания. По этой причине параллели с некоторыми зарубежными странами, в том числе и постсоветского пространства, выглядят некорректно.

При определении налоговой  нагрузки на конкретные предприятия  в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь используется методика отнесения общей суммы налогов  к доходам от реализации (с учетом сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям). При этом в зависимости от целей аналитического исследования для расчета используется как начисленная, так и фактически уплаченная сумма налогов. Показатель налоговой нагрузки, рассчитанный с использованием начисленных налогов (номинальная налоговая нагрузка), отражает фискальный потенциал действующей налоговой системы. Расчет налоговой нагрузки, основанный на фактически уплаченных налогах (реальная налоговая нагрузка), характеризует уровень сложившегося налогового давления на плательщика. Балансирующей статьей между данными показателями является величина задолженности по платежам в бюджет.

Информация о работе Разработка налоговой политики для ОДО «Дом и К»