Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:50, контрольная работа
В современном российском обществе к числу важнейших факторов, оказывающих определяющее воздействие практически на все стороны жизни и деятельности человека, относится переход от централизованной, административно управляемой экономики к рыночной и, как следствие, распространение влияния глобализации экономики по всей территории.
1.1. Роль малого и среднего бизнеса в экономике
В современном российском обществе к числу важнейших факторов, оказывающих определяющее воздействие практически на все стороны жизни и деятельности человека, относится переход от централизованной, административно управляемой экономики к рыночной и, как следствие, распространение влияния глобализации экономики по всей территории.
Глобализация стала
важным реальным аспектом современной
мировой системы, она затрагивает
все области общественной жизни,
включая экономику, политику, социальную
сферу, безопасность и др. Мировое
сообщество сегодня превращается в
единую глобальную систему, ибо все
государственные структуры
Глобализация содержит как позитивные, так и негативные аспекты. Её позитивное влияние связано с эффектом конкуренции, к которой она неизбежно ведет. В современных рыночных условиях резко возрастает роль конкуренции, как движущей силы, вынуждающей постоянно искать новые пути и инструменты повышения своей конкурентоспособности. Конкуренция между предприятиями, выпускающими одни и те же виды продукции и оказывающими одни и те же виды услуг населению, является важнейшим рычагом, влияющим на эффективность результатов рыночной экономики.
В настоящее время
существует ряд источников влияющих
на процесс глобализации. Одним из
них можно считать значительное
расширение инновационной деятельности
предприятий. Во главе таких предприятий
стоят предприниматели с
Мы живём в эпоху рыночных отношений, вынуждающих меняться и совершенствоваться как людей, так и многие предпринимательские структуры, чтобы не просто выживать, а расти и развиваться, получать прибыль и процветать. При трансформации из постиндустриального общества в новую информационную эпоху гиперпространства для решения поставленных задач необходимо серьёзно рассмотреть инновационный процесс, так как именно он отвечает за успешное развитие малого и среднего предпринимательства.
«Малое предприятие - это фирма, которая не доминирует в своей области, а хозяин – это независимый владелец, осуществляющий руководство малым числом подчинённых в сравнении с другими фирмами той же отрасли»[2].
Микро-предприятия
относятся к очень небольшому
бизнесу. Они часто включают единоличного,
редко двух собственников, а также
сферу семейного бизнеса. Большинство
микро-предприятий имеет
«Средние предприятия проходят по границе малых и крупных фирм. Как правило, под средним понимают предприятие, которое управляется менеджером, находящимся под контролем собственников-акционеров и подпадает под верхнюю границу предельных значений, установленных для малого предпринимательства»[3].
Деятельность большей части малых предприятий несет социальную нагрузку и объединяет социально-незащищенные группы населения. Поэтому роль малых предприятий на современном этапе состоит в поддержке усилий слабозащищенных групп населения по выживанию.
Малые и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, а также от целей, стоящих перед сферой малого и среднего предпринимательства в новых социально-экономических условиях.
Малое и среднее предпринимательство – это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.
Малое и среднее
предпринимательство имеет ряд
преимуществ, являющихся объективными
предпосылками важной роли субъектов
малого бизнеса в системе
Предпринимательство – это система хозяйствования, основой которой выступает комплекс природных, материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов, объединённых для получения предпринимательского дохода на инновационной и рисковой основе.
«Предпринимательство - это совершенно новый
тип бизнеса, основанный на инновационном
поведении собственника предприятия,
обладающего глубоким мышлением, базирующимся
на высоком интеллектуальном капитале».[4] Предпринимательс
«Предпринимательство представл
Глубоко ошибочной
представляется позиция тех ученых,
которые считают, что предпринимательство
для России – это практически
новый вид социально-
Начало возрождения частного предпринимательства было положено принятием в 1987 г. закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», который сформулировал новую институциональную задачу для частного бизнеса, а также основы формирования предпринимательства.
Но, возвращаясь к тезису о том, что предпринимательство было запрещено советской властью, можно ли, положа руку на сердце, запретить талант, предприимчивость, изобретательность? Человеку хоть сколько-нибудь знакомому с историей советского периода хорошо известны какие возможности предпринимательства открыла советская власть широким массам советских людей в самых разных областях общественной, экономической, технической, научной жизни.
«Время вперёд»
– знаменитый лозунг первых советских
пятилеток, когда страна строила, училась
и растила такие
В этой связи следует
различать предпринимательство
в капиталистическом обществе и
предпринимательство при
Дух капитализма, воспетый М. Вебером в рамках протестантской этики и воплощённый в вечной погоне за наживой, личной выгодой, который К. Маркс назвал основным движущим мотивом предпринимательской деятельности, есть в тоже время, квинтэссенция капитализма как социально-экономической системы.
Дух социализма имел
в своей основе совсем другой движущей
мотив – это не личная прибыль,
а служение своему народу, хотя и
в этом и в другом случае присутствует
мотивация предпринимательской
активности как таковой. Радость
и удовлетворение от процесса и результатов
самостоятельной деятельности, которой
присущи инновации и поиски точки
наиболее благоприятных условий
приложения сил, у предпринимателей-
Именно эта разница
в целевых устремлениях предпринимателей
в рамках различных экономических
систем обуславливает до сих пор
особенности развития предпринимательской
деятельности в России в новых
социально-экономических
В последнее время в прессе и по телевидению люди встречаются со словами бизнес и предпринимательство, раскроем сущность этих понятий.
Предпринимательство создаёт предпосылки для появления и функционирования бизнеса и, внедряя инновации в функционирующий рынок, взрывает его структуру, тем самым провоцирует появления разветвлённой сети сильного бизнеса.
Бизнес принимает пальму первенства и начинает использовать внедрённые инновации, тем самым способствуя появлению сильного разветвлённого бизнеса, который в дальнейшем успокаивает рынок до следующих новых внедрений инноваций со стороны предпринимательства. При этом малый бизнес – это любая экономическая деятельность на малых предприятиях, приносящая прибыль.
В малом бизнесе главным субъектом выступает предприниматель, рационально соединяющий факторы производства на личной инновационной, инициативной, рисковой основе под свою полную экономическую ответственность с целью получения прибавочной стоимости (предпринимательского дохода). Малое предпринимательство представляет собой многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально- экономический и в определённой мере политический уровень развития цивилизованных стран.
Таким образом, бизнес и предпринимательство – это две неразрывно связанные структуры способные влиять на развитие экономики стран и отдельных регионов. Сейчас это мнение разделяют многие политики, экономисты и практики, однако по их же утверждению признание значения предпринимательства по-прежнему недооценивается в нашей стране.
Именно поэтому
перед правительством остро стоит
задача о необходимости изменения
приоритетов в социально-
Очевидно, что решение
данной проблемы потребует существенного
повышения
Однако в условиях высокой инфляции, высокой учётной и банковской ставки, стремительного сокращения промышленного производства и общей нестабильности, а также распада инфраструктуры и кадрового потенциала тех научных направлений, которые связаны с разработкой новой продукции - сделать это будет не очень просто.
Нельзя забывать, что сокращение объёмов финансирования науки и научного обслуживания не может не отразиться на инновационной активности и это далеко не последняя из проблем тормозящая развитие предпринимательства.
На следующем месте стоит низкий платёжеспособный спрос, который влечёт за собой длительную окупаемость новшеств, высокие риски, связанные с новаторством продукции, и высокие финансово-экономические риски, характерные для неустойчивой экономики, и усиленные слабостью обеспечения экономической деятельности, которая проявляется в критическом отношении многих национальных производителей к российским разработкам, выполненным в последнее время. Это объясняется тем, что недостаточное финансирование провоцирует научно-исследовательские и конструкторские коллективы поставлять на рынок «сырые продукты и технологии», что повышает коммерческие риски фирм, принимающих на себя внедрение инноваций.
Вместе с тем
при явном интересе предпринимателей
к инновационной деятельности роль
предпринимательского сектора в
финансировании исследований и разработок,
как показывают опубликованные статистические
данные, пока относительно невелика. Во
многом это объясняется
Процесс становления предпринимательства в России носит сложный характер. Тем не менее, предпринимательство в складывающихся рыночных условиях постепенно становиться заметным экономическим явлением, а сами предприниматели утверждаются в качестве нового для российского общества типа хозяйствующего субъекта.
Для оценки финансово-экономической деятельности предприятия используется целая система показателей, характеризующих:
1 – наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;
2 – оптимальность структуры
активов предприятия его
3 – оптимальность источников
формирования оборотных
4 – платежеспособность
и инвестиционную
5 – риск банкротства предприятия;
В процессе анализа финансово-