Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, дипломная работа
Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.
Отчисления на социальные нужды в 2008 году составили 54862 тыс.руб. Выполнение плана составило 100%. В 2009 году расходы по этому элементу затрат сложились в размере 56462 тыс.руб., что ниже плана на 28 тыс.руб. Выполнение плана на 99,9%.
За 2008 год амортизация составила 13505 тыс.руб. или 100% от намеченного плана. Амортизация за 2009 год составляет 14684 тыс.руб. Экономия к плану в 5% или 766 тыс.руб. сложилась за счет изменения парка автомобилей.
В 2008 году прочие затраты сложились в сумме 21071 тыс.руб., экономия к плану составила 24 тыс.руб. План выполнен на 99,9%. За 2009 год прочие затраты при плане 21405 тыс.руб. составили 20218 тыс.руб., получена экономия в размере 1187 тыс.руб. или 5,5% от намеченного плана.
Выполнение плана по эксплуатационным расходам Читинской автобазы представлено на рисунках 3.2 и 3.3.
Наибольший удельный вес в эксплуатационных расходах Читинской автобазы занимают затраты на оплату труда. Поэтому необходимо провести факторный анализ этого элемента затрат способом цепных подстановок, чтобы определить влияние изменения таких факторов, как численность и среднемесячная заработная плата на фонд оплаты труда.
На первом этапе определяем исходную аналитическую формулу:
(3.1) |
где ФОТ – фонд оплаты труда, тыс.руб.;
Ч – численность персонала, чел.;
Z – среднемесячная заработная плата, руб.
На втором этапе определяется абсолютное изменение фонда оплаты труда по формуле:
(3.2) |
где ΔФОТ – абсолютное изменение фонда оплаты труда;
ФОТi , ФОТ i-1 – фонд оплаты труда в отчетном и предшествующем периодах соответственно.
На третьем этапе производится расчет подстановок по формулам:
(3.3) | |
(3.4) | |
(3.5) |
где Zi, Zi-1 – среднемесячная заработная плата в отчетном и предшествующем периодах соответственно;
Чi, Чi-1 – среднесписочная численность персонала в отчетном и предшествующем периодах соответственно.
На четвертом этапе определяется влияние факторов:
ΔФОТ(Z) |
(3.6) |
ΔФОТ(Ч) |
(3.7) |
На пятом этапе проводится балансовая проверка по формуле:
ΔФОТ = ΔФОТ(Z) + ΔФОТ(Ч). |
(3.8) |
Факторный анализ фонда оплаты труда за 2007-2008 гг.
ΔФОТ = 227926,92 – 185705,22 = 42221,70 тыс.руб.
(18185 · 851 · 12) / 1000 = 185705,22 тыс.руб.
(22478 · 851 · 12) / 1000 = 229545,34 тыс.руб.
(22478 · 845 · 12) / 1000 = 227926,92 тыс.руб.
ΔФОТ(Z) = 229545,34 – 185705,22 = 43840,12 тыс.руб.
ΔФОТ(Ч) = 227926,92 – 229545,34 = -1618,42 тыс.руб.
ΔФОТ = 43840,12 – 1618,42 = 42221,70 тыс.руб.
Факторный анализ фонда оплаты труда за 2008-2009 гг.
ΔФОТ = 230705,22 – 227926,92 = 2778,30 тыс.руб.
(22478 · 845 · 12) / 1000 = 227926,92 тыс.руб.
(24491 · 845 · 12) / 1000 = 248338,74 тыс.руб.
(24491 · 785 · 12) / 1000 = 230705,22 тыс.руб.
ΔФОТ(Z) = 248338,74 – 227926,92 = 20411,82 тыс.руб.
ΔФОТ(Ч) = 230705,22 – 248338,74 = -17633,52 тыс.руб.
ΔФОТ = 20411,82 – 17633,52 = 2778,30 тыс.руб.
Результаты проведенного факторного анализа позволяют сделать вывод, что в 2008 году на рост фонда оплаты труда наибольшее влияние оказало увеличение среднемесячной заработной платы. Рост среднемесячной заработной платы привел к росту фонда оплаты труда на 43840,12 тыс.руб., а снижение численности персонала наоборот уменьшило фонд заработной платы на 1618,42 тыс.руб. В 2009 году фонд заработной платы увеличился на 2778,3 тыс.руб., в том числе за счет изменения среднемесячной заработной платы – на 20411,82 тыс.руб. Изменения среднесписочной численности персонала привело к снижению фонда заработной платы на 17633,52 тыс.руб.
В целом наиболее
существенное влияние на фонд оплаты
труда оказало изменение
Результаты факторного анализа представлены в таблице 3.4.
Рассмотрим более подробно состав фонда оплаты труда Читинской автобазы.
Анализ фонда оплаты труда проводится по видам выплат, которые представлен в таблице 3.5.
Фонд оплаты труда в 2008 году составил 223531 тыс.руб., что на 27,4% выше, чем в прошлом году. В 2009 году также наблюдается рост в размере 10776 тыс.руб. или 4,8% относительно 2008 года.
Наиболее значимыми по величине составляющими фонда заработной платы являются оплата по тарифу, надбавки по районным коэффициентам, надбавки за непрерывный стаж работы в районах Севера, оплата отпусков, а также премия.
Оплата по тарифу в 2008 году возросла на 27,9%, в основном это вызвано ростом повременной оплаты по тарифным ставкам на 31,7%, а также ростом оплаты за работы в выходные и праздничные дни сверх нормы рабочего времени на 31,7%. В 2009 году рост составил 7,2%. Незначительный рост объясняется ростом на 5,5% повременной оплаты по тарифным ставкам. В то же время оплата за работу в выходные и праздничные дни сверх нормы рабочего времени возросла более чем в 2,5 раза. Но это незначительно повлияло на изменение оплаты по тарифу, так как данный вид оплаты менее 3% в общей величине.
Надбавки по районным коэффициентам состоят из двух видов выплат: за работу в пустынных, безводных, высокогорных местностях и выплат, предусмотренных законодательством субъектов РФ. В 2008 году надбавки по районным коэффициентам возросли на 8623,1 рублей или на 24,4% по сравнению с 2007 годом. Наблюдается рост на 75,7% входящих в них выплат, предусмотренных законодательством. По выплатам за работу в пустынных, безводных, высокогорных местностях наоборот отмечено снижение на 4,5%. В 2009 году надбавки по районным коэффициентам возросли еще на 5,5% и составили 22938,6 тыс.руб. в общей сумме фонда оплаты труда. Произошел рост выплат в составе надбавки на 6% и 5% соответственно.
Надбавки за непрерывный стаж работы в районах Севера возросли на 24% в 2008 году и на 5,3% в 2009 году.
Оплата очередных и дополнительных отпусков состоит из нескольких видов оплат. Основным из них является оплата очередных ежегодных отпусков. В 2008 году оплата отпусков выросла на 62,%, в том числе оплата очередных ежегодных отпусков на 66,6%. В 2009 году наблюдается снижение по данному виду оплаты на 17,1%, в том числе по оплате очередных ежегодных отпусков на 19,8%.
Премия включает в себя премию рабочим-повременщикам, премию руководителям, специалистам и служащим и вознаграждение за обнаружение безбилетных пассажиров и провоза излишней ручной клади. Последнее занимает менее 1% в общей сумме премии. В 2008 году размер премии увеличился на 42,1%, в том числе на 38,9% и на 77,9% по первым двум видам входящих состав премий. В 2009 году сумма премии снизилась на 2,1%. Снижение отмечено по первому и третьему видам премий на 3,3% и 36,9% соответственно. В то же время премия руководителям, специалистам и служащим возросла на 8,4%.
Надбавки и доплаты компенсационного характера состоят из достаточно большего количества доплат. В 2009 году рассматриваемый вид надбавок и доплат практически не изменился – снижение составило 0,1%. В 2009 году надбавки и доплаты компенсационного характера увеличились на 59,3% в основном за счет роста таких доплат, как доплата за работу в выходные и праздничные дни в пределах нормы рабочего времени более, чем в 13 раз, доплата за работу в сверхурочное время почти в 2 раза, доплата за работу в выходные и праздничные дни сверх нормы рабочего времени в 2,6 раза.
Надбавки за профессиональное мастерство состоят из надбавки за класс квалификации и лучшим по профессиям и должностям, а также из персональной надбавки, доля которой всего около 2%. За 2008 год надбавки за профессиональное мастерство возросли на 29,5% за счет роста на 28,1% надбавки за класс квалификации и лучшим по профессиям и должностям и увеличения в 2,5 раза персональной надбавки. В 2009 году рост данного вида надбавок составил 11,1%, в том числе 10,6% и 31% соответствующих видов надбавок, входящих в их состав.
Единовременные поощрения включают в себя множество видов вознаграждений и премий, основным из которых является единовременное вознаграждение за преданность компании. В 2008 году единовременные поощрения снизились на 4,8%. За 2009 год произошел рост данного вида выплат почти в 3 раза, в том числе отмечен рост вознаграждений за преданность компании в 4 раза.
Такой вид выплат,
как сохранение среднего заработка
в случаях, предусмотренных
Доплата за работу в ночное время на протяжении анализируемого периода постоянно росла, а именно на 34,6% и на 7,6% в 2008 году и в 2009 году соответственно.
Размер материальной помощи также постоянно увеличивался. Отмечен рост на 10,8% в 2008 году и на 5,4% в 2009 году.
В течение рассматриваемых лет прочие выплаты наоборот снижались – в 2008 году на 11,4%, в 2009 году на 3,9%.
Доплата за условия труда заключается в доплате мастерам, начальникам участков и цехов, специалистам, служащим и рабочим за вредные и особо вредные условия труда. Наблюдается снижение в 2008 году на 22%, а в 2009 году – на 14,2%.
Анализ расхода
топлива представлен в таблице
В 2008 году затраты на топливо увеличились на 27,6%. Это вызвано ростом расхода топлива на перевозки на 28,6% и на прочие нужды на 3,9%. В свою очередь, увеличение расходов на перевозки произошло за счет
значительного роста цен на топливо. Количество потребляемого топлива наоборот снизилось, вследствие чего уменьшился и пробег автомобилей.
В 2009 году отмечено снижение расходов на топливо на 17,5%. К этому привело сокращение расхода топлива на прочие нужды на 32,5% и на перевозки на 17%. Цены на бензин и дизельное топливо снизились на 9,7% и 26,2% соответственно. В то же время снижен расход потребляемого топлива на 2,9%. Пробег автомобилей сократился на 15,7%.
Изменение цен на топливо представлено в таблице 3.7.
Таблица 3.7
Изменение цен на топливо, тыс.руб.
Тип топлива |
2007 г. |
2008 г. |
Изменение 2008/2007 |
2009 г. |
Изменение 2009/2008 | ||
абс. |
% |
абс. |
% | ||||
Бензин |
15,93 |
19,64 |
3,71 |
123,3 |
17,73 |
-1,91 |
90,3 |
Дизельное топливо |
13,87 |
20,97 |
7,10 |
151,2 |
15,48 |
-5,49 |
73,8 |
Уголь |
0,73 |
1,12 |
0,39 |
153,4 |
1,20 |
0,08 |
107,1 |
Состав затрат, входящих в прочие расходы Читинской автобазы представлен в таблице 3.8.
В 2008 году прочие затраты составили 21071 тыс.руб., рост по отношению к прошлому году составил 23,5%. Изменения произошли по следующим наименования затрат:
- налоги, сборы и платежи возросли на 939 тыс.руб. или на 33,7%;