Улучшение экономического положения коммерческого банка еа примере ОАО "Сбербанк России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…4
1 РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ РФ……………………………………………………………………………..6
Понятие, функции и роль банковской системы в экономике РФ...6
Правовое регулирование деятельности коммерческих банков…10
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО СБЕРБАНКА РОССИИ……………………………………………………15
2.1 История развития ОАО Сбербанка России……………………….….15
2.2 Экономическое состояние Сбербанка России………………………18
2.3 Анализ отчетности ОАО Сбербанка России…………………………24
2.4 Анализ локальной нормативной базы деятельности ОАО Сбербанк России………………………………………………………………………33
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО СБЕРБАНКА РОССИИ…………………………………………………………………….40
3.1 Совершенствование экономической деятельности ОАО Сбербанка России……………………………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………………….48
Приложение А………………………………………………………………51
Приложение В...…………………………………………………………….53

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 908.54 Кб (Скачать файл)

В Федеральном Законе от 27.06. 2002 г. «О Центральном Банке РФ (Банке России) в главе X "Банковское регулирование и банковский надзор" в статье 56 сказано, что: "Банк России является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций". Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими  обязательных нормативов. [3, ст.56]

Организация банковского  надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях  международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает:

1. типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

2. процедуру выдачи лицензий  на совершение банковских операций;

3. стандарты бухгалтерского  учета, банковской и статистической отчетности;

4. порядок аннулирования  лицензий на банковскую деятельность  или ограничения банковских операций;

5. обязательность аудиторских проверок;

6. порядок назначения  временной администрации по управлению банком;

7. объявление банков неплатежеспособными.

Первым этапом надзорной  деятельности является лицензирование банков. Лицензирование имеет целью  ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые  имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Для получения лицензии подавший заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего, относительно:

1. минимального размера уставного капитала;

2. источников первоначально инвестируемого капитала;

3. состава основных акционеров;

4. квалификации и моральной характеристики руководства;

5. круга предполагаемых  операций и стратегии деятельности;

6. правильности оценки  банковских активов по их рыночной стоимости;

7. комплекса мер по  созданию резервов на случай  возникновения сомнительной задолженности. [8, с. 278]

Помимо этого, при решении  вопроса о выдаче лицензии надзорные  органы могут учитывать, например, условия  по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции  в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.

Лицензия должна содержать  положения о сроках ее действия, условиях их продления, возможности  внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может быть оговорено утверждение Центрального Банка кандидатур на высшие руководящие  посты в банке после проверки их квалификации и опыта, существенных (свыше 5%) изменений в структуре  собственности, слияний, а также  перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.

Аннулирование лицензии возможно при следующих обстоятельствах:

1. неспособность создаваемого  банка начать по истечении  определенного срока осуществление операций;

2. невыполнение банком  условий лицензии или осуществление  операций, не предусмотренных в лицензии;

3. нарушение законов или нормативных актов;

4. нанесение ущерба интересам  кредиторов и вкладчиков при проведении операций.

Второй этап надзорной  деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой  банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Можно выделить следующие  виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка  страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.

Независимый контроль - это  контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами.

Для оценки финансового положения  банка обычно используют периодическую  отчетную документацию и ежегодные  финансовые отчеты, включающие годовой  баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную  записку. Как правило, ежемесячно или  ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических  нормативов и предоставлять их в  течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего от внутри банковской системы управления, являются:

1. достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);

2. качество его активов  с точки зрения риска ликвидности;

3. доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);

4. ликвидность (способность  банка своевременно оплачивать  свои обязательства). [8, с.315]

В ст. 74 ФЗ "О Центральном  Банке РФ" указаны меры Банка  России, применяемые им в порядке  надзора в случаях нарушения  кредитной организацией федеральных  законов и нормативных актов  Банка России: "В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев". [3, ст.74]

В случае невыполнения в  установленный Банком России срок предписаний  об устранении нарушений, а также  в случае, если эти нарушения или  совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам  кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1. взыскать с кредитной  организации штраф до 1 процента  от размера оплаченного уставного  капитала, но не более 1 процента  от минимального размера уставного капитала;

2. потребовать от кредитной организации:

2.1. осуществления мероприятий  по финансовому оздоровлению  кредитной организации, в том  числе изменения структуры её активов;

2.2. замены руководителей кредитной организации;

2.3. реорганизации кредитной организации;

3. изменить для кредитной  организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

4. ввести запрет на  осуществление кредитной организацией  отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией,  на срок до одного года, а  также на открытие филиалов на срок до одного года;

5. назначить временную  администрацию по управлению  кредитной организацией на срок до 6 месяцев;

6. Банк России вправе  отозвать лицензию на осуществление  банковских операций. [10, с.416]

Таким образом, банковское регулирование  и надзор в России направлен и  на поддержание стабильности банковской системы, и на защиту интересов вкладчиков и кредиторов. 

2 АНЛИЗ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО СБЕРБАНКА РОССИИ

 

2.1 История развития ОАО Сбербанка России

 

История Сбербанка России началась 170 лет назад, в XIX веке. За почти  два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института  страны.

Сегодня его филиальная сеть считается уникальной – она насчитывает  более 20 тысяч филиалов и отделений  на всей территории России, в Казахстане, на Украине, в Беларуси, в Германии и Индии. Зарегистрировано представительство  в Китае.

Сбербанк сегодня –  это современный универсальный  банк, который предлагает широкий  спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует в социальной и экономической жизни страны.

Периоды деятельности Сбербанка  неразрывно связаны с историей России:

1841 — 1895 Основание и  развитие банковского дела в  России.

В 1841 году император России Николай I своим указом повелел учредить сберегательные кассы при Московской и Петербургской сохранных казнах – именно этот год и ознаменовал  возникновение старейшего банка  России – Сбербанка.

Самым первым клиентом первого  банка страны стал надворный советник Николай Антонович Кристофари, на свой счет он внес внушительную по тем временам сумму в 10 рублей и стал обладателем сберегательной книжки за номером 1.

Правительственные органы России проводили активную агитационную работу для того, чтобы объяснить населению  страны основные преимущества хранения средств в сберегательном банке. Первая российская реклама оказалась эффективной: если в 1842 году сберегательная касса обслуживала в среднем 70 вкладчиков в день, то к 1860 году этот показатель превысил отметку в 500 человек.

Сбербанк России изначально взял курс на масштабную работу со всеми  слоями населения страны: среди его  вкладчиков были крестьяне, дворянство, купцы, военные, чиновники и даже духовенство.

1895 — 1917 «Золотой век»  первого банка России и развитие  финансовой грамотности населения.

Расцвет банковского дела в России пришелся на 1865 – 1895 гг. За этот период количество сберегательных касс на всей территории страны увеличилось  с 47 до 3875, а число выданных сберегательных книжек превысило 2 миллиона штук.

1 июня 1895 года стало поворотной  датой в истории российского  банковского сектора. Именно в  этот день был принят новый  Устав сберегательных касс, который  гарантировал каждому сохранение  его коммерческой тайны. Кроме  того появилось и разнообразие  в типах вкладов: можно было  открыть сберегательный счет  на ребенка или на погребение.

1953 — 1991 Развитие и  преобразование Сбербанка во  времена «оттепели», «застоя» и  «перестройки».

Несмотря на сложность  первых послевоенных лет, начиная уже  с 50-ых годов, Сбербанк продолжил свое стремительное и устойчивое развитие. За 30 лет количество сберегательных касс увеличилось вдвое (с 40 тысяч  до 79 тысяч), количество клиентов банка  возросло в 12 раз, а сумма их вкладов  показала рекордные темы роста, увеличившись в 100 раз.

Сбербанк активно участвовал в восстановлении разрушенной войной инфраструктуры страны – были заново построены и отремонтированы  дороги и трассы федерального значения. Сегодня Сбербанк, сохраняя традиции, продолжает развивать программы  дорожного строительства в России.

В 1987 году в рамках перестроечных  реформ сберегательные кассы были реорганизованы в Сберегательный Банк СССР – так  знакомый нам финансовый институт получил известное на весь мир название. Уже в 1989 году начал работать первый банкомат Сбербанка и в том же году банк стал членом Всемирного института сберегательных банков.

1991 год ознаменовался  распадом СССР, но Сбербанк сохранил  свои функции и остался единственным  банком на всем бывшем постсоюзном пространстве, который продолжал работать.

2010 Новый этап в истории  Сбербанка России: внедрение инновационных  решений, новые программы и  прогрессивные технологии. Новое  будущее страны.

В 2010 году продолжилось устойчивое развитие Сбербанка, был заключен ряд  стратегически важных договоров, проведена  аттестация и оценка работающего  персонала, приняты дополнительные меры по улучшению качества обслуживания граждан, реализованы социально-значимые и экономические проекты.

Сбербанк отменил все  комиссии за рассмотрение и выдачу кредитов.

Дважды были снижены процентные ставки кредитования.

Создана Служба Заботы о  клиентах Сбербанка, призванная оперативно реагировать на жалобы, пожелания  и комментарии клиентов.

Открыты представительства  банка в крупнейших социальных сетях  «ВКонтакте» и Facebook.

Заключен договор между  Сбербанком и профсоюзом, где зафиксированы  принципы социальной ответственности  банка за своих сотрудников.

Со времени акционирования Сбербанк России прошел динамичный путь преобразования - от государственных  сберкасс до крупнейшего коммерческого  банка универсального типа. Сбербанк России стал крупнейшим банком Центральной  и Восточной Европы, основной кредитор российской экономики. Экономическая  политика, проводимая Сбербанком России, направлена на повышение доходности финансовых операций и снижение рисков, позволила существенно увеличить  потенциал банка.

Информация о работе Улучшение экономического положения коммерческого банка еа примере ОАО "Сбербанк России"