Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:04, дипломная работа
Цель данной работы, на основе теории и практики раскрыть сущность и особенности процессов формирования товарного ассортимента, как части абстрактного торгового процесса и как непосредственной торговой деятельности одного из торговых предприятий города Пензы ООО «Мега-Лайн». Данное предприятие занимается продажей сотовых телефонов и сопутствующих товаров.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1. Понятие ассортимента, требования, предъявляемые к ассортименту товаров предприятий торговли 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование товарного ассортимента предприятий торговли 14
1.3. Методы исследования товарного ассортимента предприятий торговли 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МЕГА-ЛАЙН» (продажа сотовых телефонов) 21
2.1. Технико-экономическая характеристика коммерческой деятельности ООО «Мега-Лайн» 21
2.2. Особенности товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн» 29
2.3. Органиазция и оценка процессов формирования товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн» 33
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ НА ООО «МЕГА-ЛАЙН» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 57
Кроме товарной и ценовой политики важно правильно построить сбытовую политику, для чего предприятию необходимо иметь информацию о том, где предпочитают покупать товары покупатели, или целевой сегмент. Для этого также проводят маркетинговые исследования, которые осуществляют в виде опросов потребителей.
Каждый вид продукции требует своих каналов сбыта, или каналов распределения.
Выбор канала распределения (кого взять в качестве посредников или осуществлять сбыт через собственную торговую сеть) влияет на коммерческий успех фирмы. На выбор канала распределения влияют следующие факторы: вид продукции, размер компании и цели деятельности компании на рынке.
Если цель компании - выйти на рынок, - компания использует посредников, имеющих известность на рынке и хорошее знание потребителей.
Если рынок представляет большой интерес для фирмы, и она настроена на долговременную работу на рынке и постоянное увеличение рыночной доли, компания организует параллельные каналы распределения: осуществляет сбыт через посредников и напрямую работает на рынке.
В практике работы ООО
«Мега-Лайн» проводилось
Среди производителей были названы такие как:
- Nokia;
- Samsung;
- Motorola;
- LG.
Потребителям было предложено ответить на следующие вопросы:
а) Nokia;
б) Samsung;
в) Motorola;
г) LG.
а) качество;
б) дизайн;
в) низкая цена;
г) все перечисленное;
д) свой вариант
Изучение потребительского спроса, проведенное в четвертом квартале 2005 года, выявило следующие предпочтения торговой марки:
- Nokia около 43% опрошенных;
- Samsung, около 37% опрошенных;
- Motorola, около 11% опрошенных;
- LG, 9% опрошенных.
При этом, основной мотивацией при выборе приоритетов потребителей является качество и дизайн предлагаемого товара.
В целом, у потребителей, достаточно равным спросом пользуются товары всех ассортиментных групп, но поскольку представленный товар достаточно различен по цене, то по существу потребительский рынок делится на две категории:
- потребители со средним доходом, покупающие телефоны и прочие сопутствующие товары по средним ценам от 1000 до 10 000 рублей, данная категория занимает порядка 78% всех потребителей;
- потребители с высоким доходом, покупающие товары по ценам от 10 000 рублей, данная категория занимает около 20% всех потребителей.
Таким образом, данные исследования показывают наиболее верные направления развития торговли и формирования товарного ассортимента предприятия, а именно:
- расширение ассортимента товаров фирм Nokia и Samsung;
- необходимость формирования ассортимента с учетом выявленных потребительских групп.
Кроме собственных исследований, предприятие периодически изучает результаты исследований маркетинговых служб ведущих производителей реализуемого товара – Samsung; Motorola; LG.; Nokia и др.
Так, например, ряд исследований, включающий в себя такие методы как:
Базовая стратегия маркетинга и принципов позиционирования предлагаемого ООО «Мега-Лайн» ассортимента товаров на рынке выглядит следующим образом:
Определение критериев сегментации:
критерии выгодности, прибыльности для предприятия.
Планирование товара
1. Ревизия товара:
- стадия жизненного цикла – остается неизменным потребление товара.
2. Инвестиционные цели в отношении товара:
- развитие – вывод на новые рынки;
- развитие через
модификацию – расширение
- сохранение текущей позиции.
3. Разработка стратегии в отношении товара:
Планирование цены
Стратегия фирмы: удержание позиции.
Таблица 4.
Вид затрат |
Товар (ассортиментная группа) 1 |
Товар (ассортиментная группа) 2 |
Итого |
|
30450
3853 13789 8865
9004 9004 0,5 |
36540
7808 269527 195260
33586 33586 0,2 |
66990
283316 204125
42590 42590 0,7 |
1. Постоянные затраты, тыс. руб. |
2800 |
54550 |
57350 |
2. Переменные затраты, тыс. руб. |
2400 |
30500 |
32900 |
3. Объем выпуска, т. |
1,562 |
8,346 |
9908 |
4. Цена за т. изделия, руб. |
9004 |
33586 |
42590 |
5. Прибыль, тыс. руб. |
8864 |
195258 |
204122 |
6. Маржинальный доход, тыс. руб. |
6604 |
3086 |
9690 |
7. Удельные переменные затраты, руб. |
|||
8. Окончательная цена, руб. |
|||
9. Выручка, тыс. руб. |
14064 |
280308 |
Планирование распределения
Показатель оценки |
Торговые точки или торговые места | ||
Гр. 1 |
Гр. 2 |
Гр. 3 | |
Числовой охват |
|||
Оборот (реализация) |
32727 |
34255 |
66982 |
Вклад в реализацию фирмы |
низкий |
низкий |
средний |
Имидж |
низкий |
средний |
средний |
Специализация |
торговая деятельность |
торговая деятельность |
торговая деятельность |
Планирование продвижения
лучшее соотношение цена и качество.
План маркетинга для ассортиментной группы 1.
Функции маркетинга |
Цели |
Мероприятия по реализации |
Стоимость |
Прогнозируемые результаты |
Срок исполнения |
1. Товар |
Увеличить объем сбыта |
Улучшить качество товара |
20 – 30% от себестоимости каждой единицы товара |
Увеличение сбыта на 35 – 40% |
Конец 2005 года |
2. Цена |
Увеличить финансовое поступление |
Увеличить торговую надбавку на 20% |
Затраты отсутствуют или не более 1% от себестоимости |
Увеличение прибыли на 15% |
01.06.05 – 01.03.06 г. |
3.Распреде-ление |
Открытие новых торговых точек |
Разработка плана реализации |
500 – 800 тыс. руб. |
Увеличение товарооборота на 155 – 200 тыс. руб. |
Конец 2006 |
4.Продви-жение |
Повысить степень известности предприятия на рынке |
Осуществить комплекс рекламы |
Примерно 250 тыс. руб. |
Увеличение товарооборота на 15 – 30% |
В течение 2006 года |
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ НА ООО «МЕГА-ЛАЙН»
В современных рыночных условиях, учитывая общие тенденции развития рынка важное место отводится торговле. Сегодня торговая деятельность имеет большие перспективы развития, поскольку спрос на услуги торговых организаций стабилен и имеет тенденцию к росту.
Витрины магазинов, специализирующихся
на продаже сотовых телефонов
и сопутствующих товаров
Рассматриваемое здесь направление торговой деятельности, это прежде всего серьезный бизнес, и подходить к нему надо ответственно, а, следовательно, проводить маркетинговые исследования для получения полной информации о состоянии рынка.
Маркетинговые исследования могут касаться различных сфер деятельности и решать следующие задачи: изучение политики цен, анализ сбыта, изучение каналов распределения и стимулирования сбыта, изучение средств рекламы, и ее эффективности и т.д. В целом же вся информация полученная в результате исследования прямым или косвенным образом оказывает влияние на процесс формирования товарного ассортимента, Поскольку, именно от степени эффективности его организации зависит объективная эффективность торговой деятельности, прибыльность и многие финансовые характеристики.
Маркетинговое исследование - процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап - разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Третий этап - сбор информации с помощью вне кабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап - анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап - представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.
Рынок сотовых телефонов
занимает особое место в структуре
общего рынка потребительских товаров.
Это объясняется рядом