Шпаргалка по дисциплине "Экономический анализ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономический анализ".

Вложенные файлы: 1 файл

AKhD_shpory.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Различают 2 основных вида с/с по степени учета затрат: произв-ую и полную.

Производственная себестоимость охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции – начиная с момента запуска сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.

Полная себестоимость – это сумма расходов, связанных с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

- объективная оценка выполнения  плана по себестоимости и ее  изменения относительно прошлых  отчетных периодов, а также соблюдения  действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

- исследование причин, вызвавших  отклонение показателей от их  плановых значений;

- обеспечение центров ответственности  по затратам необходимой информацией  для оперативного управления  формированием себестоимости продукции;

- содействие выработке оптимальной  величины плановых затрат, плановых  и нормативных калькуляций на  отдельные изделия и виды продукции;

- выявление и сводный подсчет  резервов снижения затрат на  производство и реализацию продукции.

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хоз-й деят-ти предприятия.

Анализ хоз-й деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на пр-во и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).

 

48.  анализ себестоимости  отдельных видов продукции

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат ( анализ себестоимости единицы отдельных видов продукции).

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

Сi= Аi/ВПi+ В, где:

Ci — себестоимость единицы i-гo вида продукции;

Аi — постоянные затраты, отнесенные на i-й вид продукции;

bi — переменные затраты на единицу i-гo вида продукции;

ВПi — объем выпуска i-гo вида продукции.

Изменение себестоимости отдельных изделий за счет отдельных факторов рассчитывается методом цепных подстановок.

Общее изменение себестоимости единицы продукции может происходить за счет изменения:

а) объема производства продукции

б) суммы постоянных затрат

в) суммы удельных переменных затрат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. анализ общей  суммы расходов на производство  товарной продукции

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

затраты на гривну товарной продукции;

себестоимость отдельных изделий;  отдельные статьи затрат.

Источники информации: "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

В зависимости от объема производства все затраты предприятия можно разделить на постоянные и переменные.

Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ), ее структуры (Удi) уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А)  Зобщ = сумма ( VВПобщ+ Удi + Вi ) + А

Изменение удельных переменнных и постоянных затрат может происходить как за счет повышение уровня ресурсоемкости продукции, так и за счет роста цен на ресурсы. Для определения влияния последнего фактора на изменение себестоимости продукции необходимо фактическое количество потребленных ресурсов за отчетный период умножить на плановые цены или цены базисного периода и сравнить с фактической их стоимостью в отчетном периоде.

 

46. анализ затрат по  элементам и статьям калькуляции

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация ОС, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в с/с продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля з\п уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня п\п, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления с\с отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная з\п произв-х рабочих, отчисления на соц и мед страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехоз-ые расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизв-ые и общехоз-ые расходы, затраты на содержание ОС и др.

В рыночной экономике издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов пр-ва и промежуточных изделий. В число явных издержек входит з\п рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финн-х и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.

Неявные (имплицитные) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юр-го лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бух отч-ти, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.

47.  анализ расходов  на 1 грн товарной продукции

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на 1 грн. товарной продукции. Этот показатель универсальный: 1.может рассчитываться в любой отрасли производства; 2.наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью; 3.может служить критерием при выборе лучшего варианта выпуска продукции.  Затраты на 1 грн. товарной продукции определяются как отношение общей суммы затрат на производство и реализацию к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. З 1грн = С/с продукции / Выпуск продукции                                                                     На уровень этого показателя оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.     Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на 1 грн. товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок                      На изменение уровня затрат на 1 гривну товарной продукции оказывают влияние следующие факторы:  -         изменение структуры выпущенной продукции;  -         изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;  -         изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;  -         изменение цен на товарную продукцию.                                             Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 гривну товарной продукции за счёт каждого фактора умножить на фактический объём реализации продукции, выраженный в плановых ценах.     Используя способы абсолютных разниц, цепных подстановок, можно определить влияние каждого из них.                                                                                                                                      Снижение  себестоимости  отдельных   изделий   является   интенсивным фактором снижения  уровня  затрат  на  1 грн.  товарной  продукции.  Размер влияния этого фактора определяется путем  сопоставления  фактических  затрат на 1 грн. продукции в ценах прошлого года с затратами на 1  грн.  Фактически выпущенной продукции исходя  из  ее  фактического  выпуска  и  себестоимости прошлого года.                                                                                                                   Фактор  изменения  структуры  и  ассортимента   продукции   оказывает различное влияние на себестоимость продукции, вызывает как  снижение  так  и повышение уровня затрат на 1 гривну.                                                                                                                                                                         Влияние фактора  изменения  цены  на  готовую  продукцию  определяется путем сопоставления затрат на  1  грн.  фактически  выпущенной  продукции  в действующих ценах с затратами на 1 грн. той же продукции  в  ценах  прошлого года.                                                           Показатель  затрат  на   1   гривну   товарной   продукции   выражает совокупность  материалоемкости,  трудоемкости,  фондоемкости  и  его  анализ позволяет разложить общее отклонение фактических затрат на 1  грн.  товарной продукции  от  затрат  прошлых лет  по  удельному  весу   отдельных   элементов производственного процесса и  определить  направление  поиска  резервов.                                                                                                           Таким образом, снижение затрат  на  1  грн.  товарной  продукции  может быть вызвано снижение фондоемкости и трудоемкости.                                                                                                     Таким образом можно определить обобщенное  влияние выявленных факторов на прибыль, полученную от реализации продукции.

Аналогичные расчеты делают по каждому виду продукции

 

 

50. Значение, задачи  анализа финансовых результатов  деятельности предприятия и источники  предприятия.

Уровень эффективности хозяйственной деятельности любого предприятия определяют финансовые результаты, полученные в результате этой деятельности. Это могут быть как прибыль, так и убытки.  
Прибыль - это денежный доход, образованный в результате производственно-хозяйственной деятельности. Прибыль выполняет следующие основные функции:  
- Оценки итогов деятельности предприятия;  
- Распределения (распределения дохода между предприятием и государством, предприятием и его работниками, между сферой производства и непроизводственной сферой);  
- Источники образования фондов экономического стимулирования и социальные фонды.  
На предприятиях прирост прибыли достигается не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, а за счет многих других факторов. Именно поэтому на каждом предприятии необходимо систематически анализировать формирование, распределение и использование прибыли. Этот анализ имеет чрезвычайно важное значение и для внешних субъектов (местных бюджетов, финансовых и налоговых органов, банков).  
Главными задачами анализа финансовых результатов предприятия являются:  
- Систематический контроль за выполнением планов получения прибыли;  
- Выявление факторов формирования показателей прибыли и расчеты их влияния;  
- Изучение направлений и тенденций распределения прибыли;  
- Выявление резервов увеличения прибыли;  
- Разработка мер по использованию выявленных резервов.  
Источниками аналитической информации есть планы экономического и социального развития (см. в приложении), финансовый план (расчетный баланс доходов и расходов), бизнес-план формы бухгалтерской отчетности № 1 «Баланс предприятия», № 2 «Отчет о финансовых результатах» , декларация о прибыли предприятия  материалы маркетинговых исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49 Обоснование резервов снижения себестоимотси продукции.

 Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р↓С) являются:

1) увеличение объема ее  производства за счет более  полного использования производственной  мощности предприятия (Р↑ВП);

2) сокращение затрат на  ее производство (Р↓З) а счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономический анализ"