Анатомия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:48, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на основные вопросы.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры нейро.docx

— 150.88 Кб (Скачать файл)

В литературе чаще основными типологическими вариантами личности встречаются следующие: гармоничный, конформный, доминирующий, чувствительный, тревожный, интровертировапный. А среди детей с патологическими формами выделяется особая группа с инфатиль-ным типом формирования личности. Физиологической основой формирования типологических вариантов личности по мнению многих авторов являются сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

Важную роль в формировании этих свойств нервной  системы играет среда (обстановка в  семье и коллективе), особенно в  раннем детстве.

Психическая деятельность

Психическая деятельность это субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.

Различают следующие  формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, вггимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение  — это базисный элемент других форм психической деятельности. С помощью ощущений имеется возможность определить качество раздражителя (зрительный, слуховой, тактильный и др.), а также определить локализацию раздражителей. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность.

Восприятие  — оно заключается в узнавании предмета, явления, а также в формировании нового образа предметов или явлений. Предметы или явления действуют на рецепторы, затем информация поступает в проекционные зоны коры, а затем в ассоциативные. Там поступающая информация или сопоставляется (сличается) с хранившейся в памяти и происходит узнавания, либо формируется новый образ.

Представление — формирование образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, а извлекаются из памяти. Представление без памяти невозможно.

Мышление  — процесс накопления информации и навыков, а также оперирование этими знаниями.

Мышление бывает элементарным (конкретное) и проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным, и физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система.

Абстрактное мышление свойственно только человеку и развивается со становлением второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью понятий, категорий, формул.

Словесно-логическое мышление — форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обуславливает последующее.

Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные  области коры, а наиболее сложная  часть интегративной деятельности приходится на лобные доли больших полушарий. Лобные доли имеют обширные связи с лимбической системой мозга, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами ЦНС, особенно с височной корой, которая участвует в процессах памяти. Патология лобной коры ведет к нарушению составлению планов на будущее, что связано с извлечением информации из долговременной памяти, а это как раз обеспечивается височной корой.

Внимание  — состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности. Появление внимания — это есть начало исследовательской деятельности, отбора информации. В физиологическом плане — внимание лежит в основе ориентировочного рефлекса. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, переходу от одного уровня бодрствования к другому более высокому. Внимание может быть непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное  внимание — врожденное, осуществляемое при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий со стороны организма. Произвольное (волевое) внимание выражается в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека, это продукт социального развития человека. Ведущая роль принадлежит лобным отделам коры больших полушарий и в физиологическом плане это проявляется в локальной активации определенных участков коры и торможении остальных зон коры больших полушарий.

Воля  — степень выраженности стремления в достижении цели. Характеризуется такими качествами, как решительность, выдержка, настойчивость и т.д.

 

Эмоции

Эмоции (чувства) —- выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия.

Имеется несколько  критериев для классификации  эмоций по интенсивности и длительности. Выделяют положительные и отрицательные эмоции, из них основные такие, как радость, страх, гнев, интерес, удивление, горе, отвращение, презрение, вина, стыд и т.д.

Известны три  основные теории возникновения эмоций:

1.  Биологическая —- эмоция связана с появлением потребности. Если потребность удовлетворена, то могут возникнуть положительные эмоции, если пет— возникают отрицательные пока не будет достигнута цель.

2.  Потребностно-информационная теория — в основе появления эмоций лежат потребности и информация о средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности. Если объем информации достаточен, то возникают положительные эмоции, а если пет — отрицательные эмоции.

3.  Для удовлетворения потребности необходима информация, время и энергия.

Если у организма  недостаточно информации, времени и  энергии, то возникает состояние  напряжения.

Ни одна из данных теорий не может объяснить все  причины возникновения тех или иных эмоций. Обобщающим фактором, вызывающем эмоции, является удовлетворение или неудовлетворение любой потребности.

Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются лимбическая система мозга, лобные и височные доли коры больших полушарий.

Особенности высшей нервной деятельности человека        '

Закономерности  условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенность его ВИД.

И.П. Павлов считал, что специфика ВНД человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения.

Таким образом, у человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Слово, обозначающее предмет, не является результатом простой  ассоциации по типу «слово-предмет». Связи слова с предметом качественно отличаются от первосигнальных связей. Слово хотя и является реальным физическим раздражителем, оно принципиально отличается тем, что в нем отражаются не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Оно обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Эта система конкретных, непосредственных чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.

Второй  сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Интегративная деятельность нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. Благодаря слову картина мира становится более совершенной — с одной стороны, более обобщенной, с другой, более дифференцированной. Слово выделяет существенные признаки предмета, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредствешю недоступны субъекту. Слово переводят субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным.

Речь и ее функции

Выделяют три  основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функция — осуществление общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию сообщения и функцию побуждения к действию- При сообщении человек указывает на какой-то предмет или высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Побудительная сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности.

Через слово  человек получает знания о предметах  и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.

Языковые знания не передаются по наследству. Однако у  человека имеются генетические предпосылки  к общению с помощью речи и  усвоению языка. Они заложены в особенностях как центральной нервной системы, так речедвигательного аппарата, гортани. эмоции, из них основные такие, как радость, страх, гнев, интерес, удивление, горе, отвращение, презрение, вина, стыд и т.д.

Известны три  основные теории возникновения эмоций:

1.  Биологическая —- эмоция связана с появлением потребности. Если потребность удовлетворена, то могут возникнуть положительные эмоции, если пет— возникают отрицательные пока не будет достигнута цель.

2.  Потребностно-информационная теория — в основе появления эмоций лежат потребности и информация о средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности. Если объем информации достаточен, то возникают положительные эмоции, а если пет — отрицательные эмоции.

3.  Для удовлетворения потребности необходима информация, время и энергия.

Если у организма  недостаточно информации, времени и  энергии, то возникает состояние  напряжения.

Ни одна из данных теорий не может объяснить все  причины возникновения тех или иных эмоций. Обобщающим фактором, вызывающем эмоции, является удовлетворение или неудовлетворение любой потребности.

Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются лимбическая система мозга, лобные и височные доли коры больших полушарий.

Особенности высшей нервной деятельности человека        '

Закономерности  условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенность его ВИД.

И.П. Павлов считал, что специфика ВНД человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения.

Таким образом, у человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Слово, обозначающее предмет, не является результатом простой  ассоциации по типу «слово-предмет». Связи слова с предметом качественно отличаются от первосигнальных связей. Слово хотя и является реальным  физическим раздражителем, оно принципиально отличается тем, что в нем отражаются не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Оно обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности.

Информация о работе Анатомия. Ответы