Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:34, реферат
Пищеварение представляет собой физиологический процесс, благодаря которому, пища подвергается физическим и химическим превращениям, после чего питательные вещества всасываются из пищеварительного тракта и поступают в кровь и лимфу.
ПИТАНИЕ-поступление в организм растений, животных и человека и усвоение ими веществ, необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей. Посредством питания, как составной части обмена веществ, осуществляется связь организма со средой.
Недостаточное и избыточное
питание приводит к нарушениям обмена
веществ. У человека суточная потребность
в основных пищевых веществах
и калориях для мужчины (в зависимости
от возраста и интенсивности труда)
составляет: белки - 82-118 г, (в т. ч. животные
45-65 г), жиры - 93-158 г, углеводы - 344-602 г; энергетическая
ценность (калорийность) - 10,66-17,97 кДж (2550-4300
ккал). У женщин в связи с менее
интенсивным обменом веществ
и меньшей массой тела соответственно
показатели на 15% ниже приведенных величин.
Для правильного развития детей
разработаны особые (с учетом возрастных
групп) нормы питания, которые учитывают
высокую потребность детей во
всех пищевых компонентах. Рациональное
детское питание включает и определенный
режим питания (напр., 4-разовый прием
пищи с соответственным
Принципы составления пищевых рационов
Питание должно точно
соответствовать потребностям организма
в пластических веществах и энергии,
минеральных солях, витаминах и
воде, обеспечивать нормальную жизнедеятельность,
хорошее самочувствие, высокую работоспособность,
сопротивляемость инфекциям, рост и
развитие организма. При составлении
пищевого рациона (т. е. количества и
состава продуктов питания, необходимых
человеку в сутки) следует соблюдать
ряд принципов.
1. Калорийность пищевого рациона должна
соответствовать энергетическим затратам
организма, которые определяются видом
трудовой деятельности.
2. Учитывается калорическая ценность
питательных веществ, для этого используются
специальные таблицы, в которых указано
процентное содержание в продуктах белков,
жиров и углеводов и калорийность 100 г
продукта.
3. Используется закон изодинамии питательных
веществ, т. е. взаимозаменяемость белков,
жиров и углеводов, исходя из их энергетической
ценности. Например, 1 г жира (9,3 ккал) можно
заменить 2,3 г белка или углеводов. Однако
такая замена возможна только на короткое
время, так как питательные вещества выполняют
не только энергетическую, но и пластическую
функцию.
4. В пищевом рационе должно содержаться
оптимальное для данной группы работников
количество белков, жиров и углеводов,
например, для работников 1-й группы в суточном
рационе должно быть 80 - 120 г белка, 80 - 100
г жира, 400 - 600 г углеводов.
5. Соотношение в пищевом рационе количества
белков, жиров и углеводов должно быть
1:1,2:4.
6. Пищевой рацион должен полностью удовлетворять
потребность организма в витаминах, минеральных
солях и воде, а также содержать все незаменимые
аминокислоты (полноценные белки).
7. Не менее одной трети суточной нормы
белков и жиров должно поступать в организм
в виде продуктов животного происхождения.
8. Необходимо учитывать правильное распределение
калорийности рациона по отдельным приемам
пищи. Первый завтрак должен содержать
примерно 25 — 30% всего суточного рациона,
второй завтрак — 10 —15%, обед 40 —45% и ужин
— 15 — 20%
Необходимое количество калорий для детей:
Возраст 6 мес – 1 год – норма питания детей
800 ккал
Возраст 1 год – 3 года – норма детского питания 1300-1500 ккал
Возраст 3 года – 6 лет – норма питания детей 1800-2000 ккал
Возраст 6 лет – 10 лет – норма детского питания 2000-2400 ккал
Возраст 10 лет – 13 лет – норма питания детей 2900 ккал
Нормы питания
детей должны быть
четко определены – необходимое количество
калорий для детей должно поступать ежедневно
из мясных, овощных, рыбных и злаковых
блюд, а не приходиться на сладости и выпечку.
Витамины -группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных количествах по сравнению с основными питательными веществами (белками, жирами, углеводами и солями), но имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.
Витамины участвуют
во множестве биохимических
Они не являются для
организма поставщиком энергии
и не имеют существенного
Концентрация витаминов
в тканях и суточная потребность
в них невелики, но при недостаточном
поступлении витаминов в
Большинство витаминов
не синтезируются в организме
человека. Поэтому они должны регулярно
и в достаточном количестве поступать
в организм с пищей или в
виде витаминно-минеральных
С нарушением поступления витаминов в организм связаны 3 принципиальных патологических состояния: недостаток витамина — гиповитаминоз, отсутствие витамина — авитаминоз, и избыток витамина — гипервитаминоз.
Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые — A, D, E, F, K и водорастворимые — все остальные. Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, причём их депо являются жировая ткань и печень. Водорастворимые витамины в существенных количествах не депонируются, а при избытке выводятся. Это с одной стороны объясняет то, что довольно часто встречаются гиповитаминозы водорастворимых витаминов, а с другой — иногда наблюдаются гипервитаминозы жирорастворимых витаминов.
Витамины отличаются от других органических пищевых веществ тем, что не включаются в структуру тканей и не используются организмом в качестве источника энергии (не обладают калорийностью).
Значение витаминов в рационе ребёнка
Витамины очень важны для нормального роста и развития малыша. Они участвуют в окислительных реакциях, процессах кроветворения, являются регуляторами всех обменных процессов, входят в состав многих ферментов, способствуют повышению сопротивляемости к различным заболеваниям. Поскольку витамины практически не синтезируются в организме, (исключение: отдельные витамины группы В внебольшом количестве образуются кишечнике и витамин Д синтезируется в коже под воздействием солнечных лучей), то они должны поступать в организм с пищей или в виде синтетических препаратов. Количество витаминов должно соответствовать потребностям организма ребенка в них. Недостаточное или избыточное поступление витаминов может вызвать серьезные заболевания: авитаминозы, гипо- или гипервитаминозы.
Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. К группе водорастворимых относятся витамин С и витамины группы В, а к группе жирорастворимых А, D, Е, F.