Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:34, реферат
Пищеварение представляет собой физиологический процесс, благодаря которому, пища подвергается физическим и химическим превращениям, после чего питательные вещества всасываются из пищеварительного тракта и поступают в кровь и лимфу.
ПИТАНИЕ-поступление в организм растений, животных и человека и усвоение ими веществ, необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей. Посредством питания, как составной части обмена веществ, осуществляется связь организма со средой.
Недостаточное и избыточное 
питание приводит к нарушениям обмена 
веществ. У человека суточная потребность 
в основных пищевых веществах 
и калориях для мужчины (в зависимости 
от возраста и интенсивности труда) 
составляет: белки - 82-118 г, (в т. ч. животные 
45-65 г), жиры - 93-158 г, углеводы - 344-602 г; энергетическая 
ценность (калорийность) - 10,66-17,97 кДж (2550-4300 
ккал). У женщин в связи с менее 
интенсивным обменом веществ 
и меньшей массой тела соответственно 
показатели на 15% ниже приведенных величин. 
Для правильного развития детей 
разработаны особые (с учетом возрастных 
групп) нормы питания, которые учитывают 
высокую потребность детей во 
всех пищевых компонентах. Рациональное 
детское питание включает и определенный 
режим питания (напр., 4-разовый прием 
пищи с соответственным 
Принципы составления пищевых рационов
Питание должно точно 
соответствовать потребностям организма 
в пластических веществах и энергии, 
минеральных солях, витаминах и 
воде, обеспечивать нормальную жизнедеятельность, 
хорошее самочувствие, высокую работоспособность, 
сопротивляемость инфекциям, рост и 
развитие организма. При составлении 
пищевого рациона (т. е. количества и 
состава продуктов питания, необходимых 
человеку в сутки) следует соблюдать 
ряд принципов.  
 
1. Калорийность пищевого рациона должна 
соответствовать энергетическим затратам 
организма, которые определяются видом 
трудовой деятельности. 
 
2. Учитывается калорическая ценность 
питательных веществ, для этого используются 
специальные таблицы, в которых указано 
процентное содержание в продуктах белков, 
жиров и углеводов и калорийность 100 г 
продукта. 
 
3. Используется закон изодинамии питательных 
веществ, т. е. взаимозаменяемость белков, 
жиров и углеводов, исходя из их энергетической 
ценности. Например, 1 г жира (9,3 ккал) можно 
заменить 2,3 г белка или углеводов. Однако 
такая замена возможна только на короткое 
время, так как питательные вещества выполняют 
не только энергетическую, но и пластическую 
функцию. 
 
4. В пищевом рационе должно содержаться 
оптимальное для данной группы работников 
количество белков, жиров и углеводов, 
например, для работников 1-й группы в суточном 
рационе должно быть 80 - 120 г белка, 80 - 100 
г жира, 400 - 600 г углеводов. 
 
5. Соотношение в пищевом рационе количества 
белков, жиров и углеводов должно быть 
1:1,2:4. 
 
6. Пищевой рацион должен полностью удовлетворять 
потребность организма в витаминах, минеральных 
солях и воде, а также содержать все незаменимые 
аминокислоты (полноценные белки). 
 
7. Не менее одной трети суточной нормы 
белков и жиров должно поступать в организм 
в виде продуктов животного происхождения. 
 
8. Необходимо учитывать правильное распределение 
калорийности рациона по отдельным приемам 
пищи. Первый завтрак должен содержать 
примерно 25 — 30% всего суточного рациона, 
второй завтрак — 10 —15%, обед 40 —45% и ужин 
— 15 — 20%
Необходимое количество калорий для детей:
 
Возраст 6 мес – 1 год – норма питания детей 
800 ккал 
Возраст 1 год – 3 года – норма детского питания 1300-1500 ккал
Возраст 3 года – 6 лет – норма питания детей 1800-2000 ккал
Возраст 6 лет – 10 лет – норма детского питания 2000-2400 ккал
Возраст 10 лет – 13 лет – норма питания детей 2900 ккал
Нормы питания 
детей должны быть 
четко определены – необходимое количество 
калорий для детей должно поступать ежедневно 
из мясных, овощных, рыбных и злаковых 
блюд, а не приходиться на сладости и выпечку. 
Витамины -группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных количествах по сравнению с основными питательными веществами (белками, жирами, углеводами и солями), но имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.
Витамины участвуют 
во множестве биохимических 
Они не являются для 
организма поставщиком энергии 
и не имеют существенного 
Концентрация витаминов 
в тканях и суточная потребность 
в них невелики, но при недостаточном 
поступлении витаминов в 
Большинство витаминов 
не синтезируются в организме 
человека. Поэтому они должны регулярно 
и в достаточном количестве поступать 
в организм с пищей или в 
виде витаминно-минеральных 
С нарушением поступления витаминов в организм связаны 3 принципиальных патологических состояния: недостаток витамина — гиповитаминоз, отсутствие витамина — авитаминоз, и избыток витамина — гипервитаминоз.
Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые — A, D, E, F, K и водорастворимые — все остальные. Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, причём их депо являются жировая ткань и печень. Водорастворимые витамины в существенных количествах не депонируются, а при избытке выводятся. Это с одной стороны объясняет то, что довольно часто встречаются гиповитаминозы водорастворимых витаминов, а с другой — иногда наблюдаются гипервитаминозы жирорастворимых витаминов.
Витамины отличаются от других органических пищевых веществ тем, что не включаются в структуру тканей и не используются организмом в качестве источника энергии (не обладают калорийностью).
Значение витаминов в рационе ребёнка
Витамины очень важны для нормального роста и развития малыша. Они участвуют в окислительных реакциях, процессах кроветворения, являются регуляторами всех обменных процессов, входят в состав многих ферментов, способствуют повышению сопротивляемости к различным заболеваниям. Поскольку витамины практически не синтезируются в организме, (исключение: отдельные витамины группы В внебольшом количестве образуются кишечнике и витамин Д синтезируется в коже под воздействием солнечных лучей), то они должны поступать в организм с пищей или в виде синтетических препаратов. Количество витаминов должно соответствовать потребностям организма ребенка в них. Недостаточное или избыточное поступление витаминов может вызвать серьезные заболевания: авитаминозы, гипо- или гипервитаминозы.
Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. К группе водорастворимых относятся витамин С и витамины группы В, а к группе жирорастворимых А, D, Е, F.