Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 21:41, реферат
Процесс пищеварения — начальный этап обмена веществ. С пищей человек получает энергию и необходимые для своей жизнедеятельности вещества. Однако поступающие с пищей белки, жиры и углеводы не могут быть усвоены без предварительной обработки.
Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует повышению сопротивляемости организма ребенка заразным заболеваниям и неблагоприятным явлениям внешней среды.
Введение………………………………………………………………………...
1. Строение и функции пищеварительного тракта…………………………..
2. Строение и возрастные особенности пищеварительной системы детей...
3. Роль печени в процессе пищеварения……………………………………..
4. Гигиена питания ребенка…………………………………………………...
5. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний……………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Избыточное потребление жира,
так же как и недостаточное, вредно.
В первом случае происходит отложение
его в организме и расстройство пищеварения.
Во втором — может наступить истощение
организма и понижение его сопротивляемости [7].
Постоянное переедание приводит к повышенной нагрузке на все органы и системы организма, что приводит к повышенному артериальному давлению, ожирению, возникновению сахарному диабету и другим заболеваниям.
Вода необходима для нормальной жизнедеятельности организма как обязательная составная часть всех клеток и среда, в которой протекают все химические реакции. Вода выполняет транспортную функцию, участвует в теплорегуляции и т. д. Длительное существование без воды невозможно, и смерть, как правило, наступает через несколько суток. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость водно-солевого обмена, что связано с незрелостью почек, нейроэндокринного регуляторного аппарата и строения тканей. В первые 5 лет жизни общее содержание воды составляет 70% от массы тела ребенка (у взрослых около 60%). Потребность детей в воде значительно больше, нежели взрослых. Так, суточная потребность в воде в 12 - 13 лет - 60 мл/кг, у взрослых - около 25 мл/кг [6].
Минеральные вещества необходимы для поддержания определенной пространственной структуры белков и нуклеиновых кислот, входят в состав ферментов, участвуют в поддержании осмотического давления и активной реакции крови и тканей. Количество солей, содержащихся в организме ребенка, с возрастом увеличивается. Особенно велика у детей потребность в кальции и фосфоре, которые необходимы для формирования костной ткани. Наибольшая потребность в кальции отмечается на первом году жизни и в период полового созревания. Для нормального процесса окостенения необходимо, чтобы в организм поступало достаточное количество фосфора. У детей дошкольного возраста соотношение солей кальция и фосфора должно быть равным единице, в 8–10 лет – 1 : 1,5, а в старшем школьном возрасте это соотношение должно быть 1 : 2. Растущий организм весьма чувствителен к содержанию в пище меди, кобальта, железа, марганца, цинка. Потребность в натрии, калии и хлоре у детей меньше, чем у взрослых [2].
Основная особенность минерального обмена у детей, как и для белков, жиров и углеводов, состоит в том, что поступление в организм минеральных веществ превышает их выведение, что связано с ростом организма, и в первую очередь с формированием скелета ребенка. Достаточность поступления питательных веществ в организм можно ориентировочно оценить по росту и массе тела, должные параметры которых даны в табл. 2.[6]
Таблица 2. Формулы для расчета средних показателей роста и массы детей различного возраста.
Возраст |
Рост (см) |
Возраст |
Масса тела |
1 год |
75 |
3-12 мес. |
|
2-12 лет |
Возраст(годы) 6+77 |
1-6 лет |
Возраст(годы) 2+8 |
7-12 лет |
|
Растущий организм характеризуется большой интенсивностью основного обмена. С возрастом величина основного обмена до 1,5 лет увеличивается, а затем уменьшается. Общее количество затрачиваемой энергии в пересчете на массу тела с возрастом увеличивается, и у мальчиков больше, чем у девочек.
Из общего количества расходуемой энергии 60 % ребенок затрачивает на основной обмен, 15 % - на рост и формирование тканей, 5 % - на специфически динамическое действие пищи, 15 % - на двигательную активность и 5-10 % теряется с экскрементами. У детей значительная часть энергии затрачивается на рост, причем тем больше, чем моложе ребенок.
Витамины – органические соединения, совершенно необходимые для нормального функционирования организма. Витамины входят в состав многих ферментов. Это объясняет важную роль витаминов в обмене веществ. Витамины способствуют действию гормонов, а также повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (инфекция, действие высокой и низкой температуры и т. д.). Они необходимы для стимулирования роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций. В отличие от ферментов и гормонов большинство витаминов не образуется в организме человека. Главным их источником являются овощи, фрукты и ягоды. Содержатся витамины также в молоке, мясе, рыбе. Витамины требуются в очень небольших количествах, но их недостача или отсутствие в пище нарушает образование соответствующих ферментов, что приводит к заболеваниям – авитаминозам. Все витамины делят на две большие группы: 1) растворимые в воде; 2) растворимые в жирах. К водорастворимым витаминам относят группу витаминов В, витамины С и Р. К жирорастворимым витаминам относят витамины A, D, Е, К [1].
Витамин B1 содержится в лесных орехах, неочищенном рисе, хлебе грубого помола, ячневой и овсяной крупах, особенно много его в пивных дрожжах и печени. Суточная потребность в витамине у детей до 7 лет 1 мг, от 7 до 14 лет – 1,5 мг, с 14 лет – 2 мг. При отсутствии в пище витамина B1 развивается заболевание бери- бери. Больной теряет аппетит, быстро утомляется, постепенно появляется слабость в мышцах ног. Затем наступает потеря чувствительности в мышцах ног, поражение слухового и зрительного нервов, гибнут клетки продолговатого и спинного мозга.
Витамин В2 (рибофлавин). У человека первыми признаками отсутствия этого витамина является поражение кожи. Появляются трещины, которые мокнут и покрываются темной коркой. Позднее развивается поражение глаз и кожи, сопровождающееся отпадением ороговевших чешуек. В дальнейшем могут развиться злокачественное малокровие, поражение нервной системы, внезапное падение кровяного давления, судороги, потеря сознания. Суточная потребность в нем 2–4 мг.
Витамин РР (никотинамид) содержится в зеленых овощах, моркови, картофеле, горохе, дрожжах, гречневой крупе, ржаном и пшеничном хлебе, молоке, мясе, печени. Суточная потребность в нем у детей 15 мг. При авитаминозе РР отмечается чувство жжения во рту, обильное слюнотечение и поносы. Язык становится малиново-красным. На руках, шее, лице появляются красные пятна. Кожа становится грубой и шероховатой, отчего заболевание получило название пеллагра ( по-итальянски pelle agra – шершавая кожа). При тяжелом течении болезни ослабевает память, развиваются психозы и галлюцинации.
Витамин В6 (цианкобаламин) у человека синтезируется в кишечнике. Содержится в почках, печени млекопитающих и рыб. При его недостатке в организме развивается злокачественное малокровие, связанное с нарушением образования эритроцитов.
Витамин С (аскорбиновая кислота) широко распространен в природе в овощах, фруктах, хвое, в печени. Потребность в витамине С – 50–100 мг в день. Недостаток витамина С вызывает заболевание цингой.
Витамин А (ретинол, аксерофтол) в организме человека образуется из распространенного природного пигмента каротина. Суточная потребность детей в витамине А – 1 мг. При недостатке витамина А замедляется рост детей, развивается «куриная слепота», то есть резкое падение остроты зрения при неярком освещении, приводящее в тяжелых случаях к полной, но обратимой слепоте.
Витамин D (эргокальциферол). Одной из наиболее распространенных болезней детского возраста, в некоторых странах поражающей более половины детей в возрасте до пяти лет, является рахит. При рахите нарушается процесс формирования костей, кости черепа становятся мягкими и податливыми, конечности искривляются. На размягченных участках черепа образуются гипертрофированные теменные и лобные бугры. Вялые, бледные, с неестественно большой головой и коротким кривоногим телом, большим животом, такие дети резко отстают в развитии. Все эти тяжелые нарушения связаны с отсутствием или недостачей в организме витамина D, который содержится в желтках, коровьем молоке, рыбьем жире [2].
Правильный режим питания предусматривает соблюдение физиологических норм суточного и разового объема пищи, который строго соответствует возрасту ребенка, уровню его физического развития и состоянию здоровья. Излишне большие порции пищи приводят к снижению аппетита, могут вызвать нарушение нормальной функции пищеварительных органов. Маленькие объемы не вызывают чувства насыщения. Недопустимо необоснованно увеличивать объем пищи за счет первых блюд. Ребенок, получив избыточное количество супа, не всегда может съесть второе наиболее полноценное блюдо, в котором содержится значительная часть суточного количества белковых продуктов и овощей. Организация правильного режима питания детей предусматривает также обеспечение четкой преемственности в питании детей между дошкольными учреждениями и семьей [8].
5. Профилактика желудочно-
Пищевые токсикоинфекции - острые, нередко массово возникающие инфекционные заболевания, вызываемые попаданием в желудочно-кишечный тракт пищи, содержащей определённые патогенные микроорганизмы или их яды (токсины). К пищевым инфекциям относят заболевания, вызываемые группой сальмонелл, кишечной, паракишечной, дизентерийной палочками, стафилококками, а также ботулизм.
Наиболее часты
Пищевые инфекции, вызываемые кишечной палочкой, возникают при употреблении в пищу готовых блюд, инфицированных после приготовления (салаты, рыба, фарши, котлеты) вследствие грубого нарушения санитарных требований к качеству и хранению продуктов.
Пищевые инфекции стафилококкового происхождения чаще всего вызывают кокки, образующие энтеротоксины. Основной их источник — человек (больные ангинами, ринитами, фурункулёзом, пиодермией и здоровые носители инфекции). Эти инфекции могут возникать при употреблении инфицированных молочных и молочно-кислых продуктов, кондитерских изделий с кремом, реже — мяса, рыбы, консервов.
Профилактика пищевых инфекций: строгое соблюдение санитарно-гигиенических и ветеринарно-санитарных правил при транспортировке, приготовлении, хранении и реализации продуктов и готовых блюд; профилактические осмотры персонала пищевых предприятий на бактерионосительство; обязательная госпитализация больных с последующим диспансерным наблюдением за ними.
Распространителями кишечных инфекций часто бывают мухи. Основное условие, предупреждающее появление мух,— своевременная очистка населенных мест от отбросов и нечистот. Их нужно вывозить за пределы населенных мест и обезвреживать.
Для профилактики кишечных заболеваний в дошкольных учреждениях необходимо систематически проводить санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей, рассказывать о путях передачи инфекции, средствах и методах обеззараживания [7].
Расстройства пищеварения возникают при нарушении секреторной, двигательной, всасывательной или выделительной функций органов пищеварения. Желудочно-кишечные заболевания часто являются следствием неправильного питания [1].
Например, колит - воспаление толстой кишки. Одно из наиболее распространенных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Причинами возникновения колита могут быть инфекция (дизентерийная палочка, сальмонеллы, амебы, балантидии и тому подобное), грубые погрешности в питании, интоксикации (ртутью и др.); колит может возникнуть вторично при нарушении пищеварения в желудке и тонких кишках (ахилический гастрит, панкреатит, гастроэнтерит).
Профилактика колита: предупреждение желудочно-кишечных инфекций, лечение заболеваний пищеварительного тракта, правильная организация питания.
Гастрит (от греч. gaster — желудок) - воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка. Развитие гастрита обусловлено экзогенными (длительное нарушение питания, переедание, однообразное питание, злоупотребление алкоголем, никотином и различные другие интоксикации и инфекции) и эндогенными (функциональные нарушения нервной системы, нервно-рефлекторное воздействие с различных пораженных органов — кишечника, жёлчного пузыря и др.) факторами.
Профилактика нарушений пищева
Заключение
Существенные структурно-функциональные отличия органов пищеварения детей, по сравнению с таковыми взрослых, наблюдаются только в первые годы жизни. Однако активность всех ферментов желудка достигает нормы взрослых только в 14-15 лет. В первые два года жизни активность протеаз, липаз и карбогидраз поджелудочной железы и двенадцатиперстной кишки низкая, затем она быстро возрастает: активность протеаз достигает максимального уровня к 3 годам, а липаз и амилаз - к 9 годам жизни.
Микрофлора желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста отличается от таковой взрослых для дистального отдела тонкой кишки и всей толстой кишки - основной является бифидофлора. Стабилизация микрофлоры детей заканчивается к 7 годам жизни.
Формирование интрамурального нервного аппарата, регулирующего секреторную и моторную деятельность тонкого кишечника, завершается в 4-5 лет. В процессе созревания ЦНС усиливается ее роль в регуляции деятельности желудочно-кишечного тракта. Однако условно-рефлекторная секреция пищеварительных соков начинается у детей уже в первые годы жизни.(смирно)
Главной особенностью обмена веществ и энергии растущего организма является преобладание анаболизма над катаболизмом, что продолжается до 18-19 лет.
Особенности обмена веществ у детей требуют соответствующего питания. В раннем онтогенезе несбалансированное или недостаточное питание ведет к замедлению развития мозга и даже к уменьшению числа нейронов и клеток нейроглии. Причем в последующем эти изменения не компенсируются - у этих лиц снижена память и способность ко всем видам обучения, в результате чего страдает интеллект в целом.
Библиографический список