Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Довольно активно используется в современной практике методика управления рисками, которая позволяет оценить вероятность наступления неблагоприятных последствий от принимаемых решений. Эти методы помогают значительно снизить риски возникновения кризисных ситуаций, но не исключают их полностью. Поэтому большое значение имеет умение предвидеть наступающий кризис, готовиться к нему и преодолевать его последствия. Одной из главных особенностей управления предприятием в условиях конкуренции, рыночной неопределенности и высоких рисков является антикризисное управление финансами фирмы. Антикризисное финансовое управление представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Финансовый анализ деятельности предприятия…………………….....7
1.1 Анализ активов и пассивов………………………………………….....7
1.2 Анализ финансовых показателей и коэффициентов………………...20
Глава 2 Диагностика банкротства предприятия………………………….……33
Глава 3 Выявление признаков преднамеренного или фиктивного банкротства………………………………………………………………………39
3.1 Выявление признаков фиктивного банкротства……………………39
3.2 Выявление признаков преднамеренного банкротства…………...…41
Глава 4 Разработка плана финансового оздоровления предприятия………...46
4.1 Описание организации – общая характеристика………………...…46
4.2 Описание бизнеса организации и состояние рынка выпускаемой продукции………………………………………………………………………..50
4.3 Основные факторы риска предприятия…………………………….57
4.4 Анализ финансового состояния предприятия………………………63
4.5 Направления развития организации и пути финансового оздоровления……………………………………………………………………65
Глава 5 Особенности этапа конкурсного производства………………………68
Заключение………………………………………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

Antikrizisnoe_upravlenie.docx

— 2.84 Мб (Скачать файл)

Количество промышленных предприятий России, имеющих собственные локомотивы, составляет 2 546, их них 1 672 предприятия имеют в собственности 1-2 локомотива, и лишь 6% владельцев имеют в собственности более 10 локомотивов.

Рисунок 3

В собственном парке ППЖТ находится 807 электровозов, 385 тяговых агрегатов, 9 724 тепловозов. Таким образом, 89% общего парка частных локомотивов составляют тепловозы.

Имеющийся локомотивный парк характеризуется высоким уровнем износа, что явилось следствием экономического кризиса 90-х годов (снижения объема перевозок и резкого сокращения закупок техники).

Спрос на российском рынке услуг по ремонту и модернизации с продлением срока службы магистральных локомотивов практически полностью определяется потребностями ОАО «РЖД». Незначительные потребности в ремонте имеют компании -собственники тягового подвижного состава и промышленные предприятия железнодорожного транспорта, парк локомотивов которых составляет менее 1% от всего эксплуатируемого тягового подвижного состава на сети железных дорог России.

Среди собственников тягового подвижного состава можно отметить ООО «БалтТрансСервис» (49 единиц), ООО «Трансойл» (37 тепловозов), ООО «Фирма «Трансгарант» (11 ед.), ОАО «ДВТГ» (7 ед.), ОАО «Новая перевозочная компания» (4 ед.) и др.

Спрос на ремонт маневровых тепловозов и тягового подвижного состава, работающего на подъездных путях, в значительной степени определяется предприятиями промышленного железнодорожного транспорта. Их ремонт в основном осуществляется собственными силами, в ремонтных депо ОАО «РЖД» и на локомотиворемонтных заводах промышленности (Уфимский ТРЗ, Мичуринский ЛРЗ и Брянский МЗ). Заводами «Желдорреммаш» (Астраханским ТРЗ и Уссурийским ЛРЗ) ремонтируется лишь незначительная часть – за последние несколько лет объемы ремонтов для промышленных предприятий на заводах не превышали 80 ед. в год, т.е. 4% в общей структуре заказов. В то же время необходимо отметить, что заводами осуществляется производство ремкомплектов для проведения ремонтов локомотивов и поставка их в ремонтные депо, где также ремонтируется подвижной состав частных собственников. В среднем заводами производится порядка 800 ремкомплектов в год.

Потребность собственников тягового подвижного состава в капитальном ремонте и модернизации обеспечивается локомотивными депо и заводами, расположенными на территории стран СНГ и Балтии.

Исторически сложилось, что крупнейшие ремонтные предприятия находятся на территории России и Украины вблизи от основных транспортных коридоров. На территории Российской Федерации находятся 16 крупных предприятий, выполняющих ремонт и модернизацию локомотивов с продлением срока службы, из них 10 предприятий входят в состав ОАО «Желдорреммаш». ЗАО «Трансмашхолдинг» принадлежат Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод, Новочеркасский электровозостроительный завод. Кроме того, на территории РФ ремонтные услуги оказывают Мичуринский локомотиворемонтный, Уфимский тепловозоремонтный заводы и Уральский завод железнодорожного машиностроения. На территории Украины расположены шесть крупных тепловозоремонтных заводов (см. таблицу 1.6.2.), два из которых (Полтавский и Днепропетровский) входили в семерку крупнейших профильных предприятий СССР. Три предприятия из шести (Полтавский, Днепропетровский и Изюмский тепловозоремонтные заводы) специализируются на ремонте и модернизации магистральных тепловозов. Электровозы на территории Украины ремонтируются Запорожским электровозоремонтным и Львовским локомотиворемонтным заводами. Также среди крупных локомотиворемонтных предприятий СНГ можно отметить Даугавпилсский локомотиворемонтный и Ташкентский тепловозоремонтный заводы.

Таблица 14. Перечень локомотиворемонтных предприятий стран СНГ и Балтии, не входящих в структуру ОАО «Желдорреммаш».

№ п/п

Наименование предприятия

Выпускаемая номенклатура ремонта

Россия

1.

Брянский машиностроительный завод

Модернизация с продлением срока службы и капитальный ремонт тепловозов серий ТЭМ2

2.

Коломенский завод

Модернизация с продлением срока службы тепловозов серий ТЭП70

3.

Мичуринский локомотиворемонтный завод

Капитальный ремонт тепловозов серии ЧМЭ в/и, ТЭП60, М62

4.

Новочеркасский электровозостроительный завод

Модернизация с продлением срока службы электровозов серии ВЛ80

5.

Уфимский тепловозоремонтный завод

Капитальный ремонт тепловозов серии ТЭМ2

6.

Уральский завод железнодорожного машиностроения

Модернизация с продлением срока службы электровозов серии ВЛ11

Украина

17.

Ивано-Франковский локомотиворемонтный завод

Капитальный ремонт тепловозов серии ТГМ3, ТГМ4, ТГК2

18.

Полтавский тепловозоремонтный завод

Капитальный ремонт тепловозов серии ТЭП60, М62, 2ТЭ116, ТЭМ7 и ТГМ6

19.

Львовский локомотиворемонтный завод

Капитальный ремонт электровозов серии ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11, ВЛ80С, ВЛ80Т и ВЛ60

20.

Запорожский электровозоремонтный завод

Капитальный ремонт с модернизацией электровозов серий ЧС2, ЧС4. Капитальный ремонт электровозов серий ЧС2, ЧС4, ЧС7, ЧС8, ВЛ80 в/и

21.

Днепропетровский тепловозоремонтный завод

Капитальный ремонт тепловозов серии 2ТЭ10 в/и, ЧМЭЗ в/и, ТЭМ1, ТЭМ2.

22.

Гайворонский тепловозоремонтный завод

Капитальный ремонт тепловозов серии ТУ2, ТУ4, ТУ7, ТГМ23, ТГМ40, ТГК2

23.

Изюмский государственный тепловозоремонтный завод

Капитальный ремонт тепловозов серии 2ТЭ10 в/и, 2ТЭ116

24.

Холдинговая компания «Лугансктепловоз»

Модернизация с продлением срока службы и капитальный ремонт тепловозов серий 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2М62, 2ТЭ116

Латвия

25.

Даугавпилсский локомотиворемонтный завод

Капитальный ремонт тепловозов серии ТЭ10, ТЭМ2, М62 в/и, ЧМЭ3, ТЭМ7, ТЭ3, ТЭП70, ТЭП60, ТГМ4, ТГМ6

Узбекистан

26.

Ташкентский ТРЗ

Капитальный ремонт тепловозов серии ТЭ10, ТЭМ2, ВЛ80, ВЛ60


 

Несопоставимость в численности парка локомотивов российских, украинских и латвийских железных дорог при концентрации основных ремонтных мощностей на территории России, Украины и Латвии создала предпосылки к существенному дисбалансу в загрузке заводов России и заводов стран СНГ, Балтии.

В результате простоя ремонтных мощностей предприятия Украины и Латвии для обеспечения непрерывной ремонтной деятельности, а также сохранения и укрепления позиций на рынке ремонта локомотивов СНГ и Балтии выполняют заказы по ценам ниже стоимости ремонта на заводах России.

Страны, располагающие немногочисленным парком локомотивов, такие как Латвия, Киргизия, Узбекистан, Грузия, Армения и Азербайджан осуществляют ремонт тягового подвижного состава на собственных производственных мощностях. Потребность в ремонте локомотивного парка украинских железных дорог с большим запасом обеспечивается мощностями местной ремонтной базы.

Наибольшее число (пять) иностранных заказчиков - у локомотиворемонтных предприятий Латвии (Россия, Белоруссия, Эстония, Литва и Казахстан). Предприятия Украины выполняют заказы для нужд железных дорог России, Белоруссии, Казахстана и Туркмении. Иностранными заказчиками российских локомотиворемонтных предприятий выступают только железные дороги Казахстана.

Таким образом, в настоящее время основными конкурентами локомотиворемонтных предприятий ОАО «Желдорреммаш» являются депо  
ОАО «РЖД», заводы России и Украины, предприятия Казахстана и Латвии. При этом заводы ОАО «Желдорреммаш», выполняющие капитальный ремонт и модернизацию с продлением срока службы локомотивов, занимают лидирующее положение, как по объему мощностей, так и по объемам выполняемых работ.

Рисунок 4.Структура рынка ремонта стран СНГ и Балтии

.

Доминирующее положение заводов ОАО «Желдорреммаш» во многом определяет конъюнктуру рынка ремонта локомотивов, однако, наличие на нем конкурентоспособных участников оказывает существенное влияние, прежде всего на ценообразование и качество услуг.

Наибольшую долю сторонние производители занимают в сегменте ремонтов КР и СР. Наибольшее присутствие наблюдается в ремонтах тепловозов, а доля по ремонту электровозов невелика. Таким образом, можно сделать вывод, что на российском рынке ремонта электровозов доминирующее положение занимают предприятия, входящие в ОАО «Желдорреммаш», а рынок СР и КР тепловозов является более конкурентным.

В рыночных условиях хозяйствования, особенно в период экономического кризиса, одним из важнейших элементов системы управления предприятием является комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности, составной частью которого выступает анализ финансового состояния предприятий. Часто возникает необходимость именно в оперативной, обзорной оценке финансового состояния. Поэтому в процессе управления текущей деятельностью предприятий большая роль отводится экспресс-анализу, позволяющему быстро и своевременно получить основную информацию, необходимую для оперативного управления.

Смысл экспресс анализа заключается в отборе небольшого количества наиболее значимых и сравнительно несложных в исчислении показателей, сравнении фактических значений показателей с нормативами, а также в отслеживании показателей в динамике.

 

4.3 Основные факторы риска предприятия

 

4.3.1 Правовые риски

Налоговые риски.

Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 227-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2012 года.

Часть 1 Налогового кодекса РФ дополнена разделом VI. «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

В соответствии с внесенными изменениями к взаимозависимым лицам относятся, в частности, организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%, а также организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%.

При этом, в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Такие сделки между взаимозависимыми лицами при соблюдении некоторых условий признаются контролируемыми и подвергаются дополнительному налоговому контролю на предмет полноты исчисления и уплаты налогов с риском доначисления налога.

Соответственно сделки между Обществом, ОАО «РЖД» и лицами, входящими в одну группу лиц с ОАО «РЖД», могут быть признаны контролируемыми и подвергнуты дополнительному налоговому контролю.

Учитывая значительный размер финансовых операций между Обществом и ОАО «РЖД» и его дочерними и зависимыми обществами, данный риск следует признать существенным.

Кроме того, к налоговым рискам Общества следует отнести и возможность различного толкования норм налогового законодательства со стороны Общества и налоговых органов.

Налоговая политика Общества основывается на максимальной прозрачности финансовой отчетности, отражении в учете всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями законодательства, своевременной уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней. При этом, Общество не исключает возможного расхождения во мнениях с налоговыми органами по вопросам, допускающим возможность различного толкования.

Административные риски

ОАО «Желдорреммаш» является производственным предприятием, деятельность которого связана с источниками повышенной опасности, эксплуатацией опасных производственных объектов, производственным травматизмом, другими факторами повышенной опасности.

Кроме того, ФАС России Общество внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

В частности, в городском округе город Воронеж филиал Общества (Воронежский тепловозоремонтный завод) имеет долю более 50% на рынке услуг по продаже и передаче тепловой энергии.

На территории г. Улан-Удэ в границах прилегания водопроводных сетей и канализации Общества филиал Общества (Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод) имеет долю более 50% на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.

Общество исходит из необходимости неукоснительного соблюдения требований законодательства РФ, связанного с использованием источников повышенной опасности, эксплуатацией опасных производственных объектов, раскрытия информации в сфере монополистической деятельности, но не исключает возможности привлечения к административной ответственности со стороны контролирующих органов.

4.3.2. Экономические риски

Основными экономическими рисками для компании являются следующие внутренние и внешние риски.

Внутренние:

  •  «тяжелый» социальный пакет, отсутствие возможности односторонне ограничивать (устанавливать) размер социального пакета.

Изменение величины выручки от реализации, себестоимости продукции и стоимости прямых материальных затрат оказывает существенное влияние на эффективность работы ОАО «Желдорреммаш».

Внешние:

Монопольный заказчик (доля одного заказчика превышает 90%), может проявиться:

  • в экономической сфере как ограничение заказа, а также как отсутствие повышения цен на готовую продукцию адекватного объективному росту затрат;
  • в финансовой сфере как угроза ликвидности ОАО «Желдорреммаш» в случае нарушения финансовой дисциплины, либо существенного изменения (ухудшения) условий взаиморасчетов;
  • отсутствие на сегодняшний момент четкого разграничения по номенклатуре и объемам ремонта между депо железных дорог (Единый заказчик - Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава ОАО «РЖД») и ОАО «Желдорреммаш»;

Информация о работе Антикризисное управление