Пути и методы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

В общественной мысли есть ряд тем, дискуссии по которым никогда не прекращаются. Одна из них – о роли государства в обществе, его функциях и границах деятельности при этом чаще всего сама сущность государства рассматривается односторонне – то как форма политической организации общества, то как исполнительная власть. Думается, что это многогранное и всестороннее явление в дополнение к сказанному следует рассматривать еще и как «комитет» по управлению социально-экономическим развитием, и как хозяйствующий субъект, участник товарных отношений.

Содержание

Введение Стр. 3
Глава 1. Система и организация государственного регулирования экономики Стр. 4
Принципы и методы государственного регулирования Стр. 4-5
Субъекты и организационная структура государственного регулирования Стр. 6-7
Глава 2. Кризис – что это? Причины возникновения, цикличность (теория длинных волн) Стр. 8
2.1.Кризис Стр. 8-9
2.2.Причины кризиса Стр.9-13
2.3.«Длинные волны» Стр. 14-16
Глава 3 Антикризисная политика в РФ: стратегические приоритеты и текущие задачи Стр.17-22
Глава 4 Особенности и перспективы преодоления экономического кризиса в РБ Стр.23-25
Выводы Стр. 26
Список использованной литературы Стр.27

Вложенные файлы: 1 файл

Пути и методы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине

«Теория антикризисного управления»

 

 

Тема: «Пути и методы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике».

 

Выполнил:

экстерн группы № 77      Аксёнова Т.Г.

 

Руководитель:

Профессор                                       Моисеенко Е.Г.

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение           Стр. 3

Глава 1. Система и организация государственного регулирования           экономики           Стр. 4

    1. Принципы и методы государственного регулирования   Стр. 4-5
    2. Субъекты и организационная структура государственного     регулирования        Стр. 6-7

Глава 2. Кризис – что это? Причины возникновения, цикличность     (теория длинных волн)         Стр. 8

2.1.Кризис          Стр. 8-9

2.2.Причины кризиса         Стр.9-13

2.3.«Длинные волны»        Стр. 14-16

Глава 3  Антикризисная политика в РФ:         стратегические приоритеты и текущие задачи     Стр.17-22

Глава 4 Особенности и перспективы преодоления                экономического кризиса в РБ       Стр.23-25

Выводы          Стр. 26

Список  использованной литературы      Стр.27

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В общественной мысли есть ряд тем, дискуссии  по которым никогда не прекращаются. Одна из них – о роли государства  в обществе, его функциях и границах деятельности при этом чаще всего  сама сущность государства рассматривается  односторонне – то как форма политической организации общества, то как исполнительная власть. Думается, что это многогранное и всестороннее явление в дополнение к сказанному следует рассматривать еще и как «комитет» по управлению социально-экономическим развитием, и как хозяйствующий субъект, участник товарных отношений.

Роль государства  предопределена целым рядом объективных  обстоятельств. Общество может успешно  развиваться только при условии  его сбалансированности, прежде всего  это касается сбалансированности и  социального, и экономического развития. Современный научно-технический прогресс возможен при наличии мощного инвестора, которым может быть только государство. В условиях смешанной экономики, когда одним из собственников является государство, оно же должно участвовать в управлении, тк управление – удел собственника.

 

I СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

    1. Принципы и методы государственного регулирования.

 

Принципы  государственного регулирования: обычно под принципами понимаются основополагающие правила, которые носят двойственный (объективно-субъективный) характер. С одной стороны, эти правила вытекают из законов развития управляемой сферы, с другой – формулируются людьми в соответствии со степенью познания и восприятия законов. Из сказанного можно заключить, что принципы не являются чем-то постоянным. По мере накопления знаний о закономерностях развития управляемых  систем и самого процесса управления принципы могут уточняться, дополняться или даже появляться новые. В настоящее время в современной учебной литературе называются следующие принципы государственного регулирования:

  1. Принцип единства экономики и политики
  2. Принцип единства централизма и самостоятельности
  3. Принцип научности
  4. Принцип эффективности
  5. Принцип сочетания общих и локальных интересов.

Методы государственного регулирования. В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и путей его выполнения.

По форме  участия государства в регулировании  экономики и способам его влияния  на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и  экономические методы, а так же прямые и косвенные. Но при этом стоит отметить, что все они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

Административно-распорядительные методы основываются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, которые носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д. Такие методы эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.

Экономическими  методами регулирования осуществляется воздействие на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную системы. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и т.д. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, цены и т.д.).

Прямыми методами воздействуют на субъекты непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенными – опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Структура используемых методов государственного регулирования  зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные методы чаще всего используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются, в основном, косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

 

1.2. Субъекты и организационная структура  государственного регулирования.

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

Главный субъект  регулирования – народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.

Все участники  процесса регулирования по степени  причастности к нему или форме  участия существенно отличаются друг для друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.

Носители экономических  интересов – это физические и  юридические лица, группы людей, отличающиеся друг друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом  и т.д., их экономические интересы зачастую не только различные, но и диаметрально-противоположные.

В качестве выразителей экономических  интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.). Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в СМИ, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления.

Исполнителями экономических  интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную), и центральный банк страны.

Государство  как самый  крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами: выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы; они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.; возможности государства (в том числе и финансовые) имеют границы.

Взаимодействие субъектов  регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям. Они проявляются  в различных формах: носители интересов  могут поддерживать государство  либо отказывать в поддержке, выступать  с предупреждениями в его адрес. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики.

Реализация основных направлений и целевых установок социально-экономического развития страны во многом предопределяется наличием действенной организационной структуры государственного управления.

Организационная структура  государственного управления концентрирует  в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и взаимосвязь системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.

 

II  КРИЗИС - ЧТО ЭТО? ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ЦИКЛИЧНОСТЬ (ТЕОРИЯ ДЛИННЫХ ВОЛН).

2.1.Кризис.

С недавних пор  понятие «кризис» (от греческого krisis – решение, поворотный пункт) прочно вошло в обиход не только экономистов и финансистов, но и всего населения земного шара сегодня трудно найти человека, который хотя бы раз не задавался вопросами: что же такое кризис? Следствием чего он является? Каковы причины и какие последствия кризис сулит для него лично, а так же для мирового сообщества в целом?

Существует мнение, что  экономика развивается циклически – экономический рост сменяет  спад или рецессия. Выделяют четыре фазы развития экономики: подъем, период высокой конъюнктуры, спад и кризис. Сама по себе рецессия экономики – явление закономерное и абсолютно нормальное. Вместе с тем рецессия может выйти из-под контроля и перерасти в кризис.

Кризис может быть не только экономическим, но и финансовым, ипотечным, фондовым, энергетическим, структурным и так далее. Часто разграничивают финансовый и экономический кризисы.

Впервые о финансовом кризисе  серьезно заговорили в сентябре 2008года, когда СМИ начали освещать банкротство одного за другим банков США.

По мнению ряда экспертов, причина кроется в ипотечном  кризисе, возникшем в США вследствие стремления банков выдать как можно  больше жилищных кредитов и получить прибыль. Однако при этом договоры ипотеки  заключались зачастую с субъектами, чьи финансовые возможности не позволяли вернуть кредит. Это привело к банкротству кредитных организаций, у которых оказалась неликвидная недвижимость на миллиарды долларов. В результате проблемой ряда стран стала невозможность получения дешевых кредитов на межбанковском рынке, а так же снижение объемов экспорта продукции.

В связи с этим возникают  вопросы: почему банки были заинтересованы в выдаче подобных кредитов, и почему неблагоприятная ситуация в банковском секторе США отразилась на все  остальном деловом мире?

Российские аналитики считают, что причиной возникшего в России финансового кризиса является падение цен на нефть со 147,27 до 40 $ за 1 баррель, резко снизившее доходы от ее экспорта. Кроме того, нужно уточнить, что для подавляющего большинства стран снижение цен на энергоносители должно было бы положительно сказаться на экономике.

В 20-х числах января 2009 года происходит обвал на всех биржах. Цены на акции рухнули, фондовые рынки вступили в полосу нестабильности, что сразу отразилось и на товарных отношениях.

На сегодняшний  день существует немало версий возникновения  экономического кризиса, и все они  в различной степени обоснованны. В то же время большинство  подходов, хотя и имеют право на жизнь, подменяют  понятия «причина кризиса» и «проявления  кризиса». Ипотечный кризис, обвал фондового рынка, кратное увеличение цен на нефть, необоснованные бюджеты государств и менеджмента корпораций – это всего лишь следствие, а не причина кризиса.

 

2.2.Причины кризиса

Экономисты  по-разному объясняют причины  кризиса 2008-2009 гг. Выделяется  четыре направления исследования причин кризиса.

Информация о работе Пути и методы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике