Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:07, курсовая работа
В общественной мысли есть ряд тем, дискуссии по которым никогда не прекращаются. Одна из них – о роли государства в обществе, его функциях и границах деятельности при этом чаще всего сама сущность государства рассматривается односторонне – то как форма политической организации общества, то как исполнительная власть. Думается, что это многогранное и всестороннее явление в дополнение к сказанному следует рассматривать еще и как «комитет» по управлению социально-экономическим развитием, и как хозяйствующий субъект, участник товарных отношений.
Введение Стр. 3
Глава 1. Система и организация государственного регулирования экономики Стр. 4
Принципы и методы государственного регулирования Стр. 4-5
Субъекты и организационная структура государственного регулирования Стр. 6-7
Глава 2. Кризис – что это? Причины возникновения, цикличность (теория длинных волн) Стр. 8
2.1.Кризис Стр. 8-9
2.2.Причины кризиса Стр.9-13
2.3.«Длинные волны» Стр. 14-16
Глава 3 Антикризисная политика в РФ: стратегические приоритеты и текущие задачи Стр.17-22
Глава 4 Особенности и перспективы преодоления экономического кризиса в РБ Стр.23-25
Выводы Стр. 26
Список использованной литературы Стр.27
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»
МИНСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Теория антикризисного управления»
Тема: «Пути и методы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике».
Выполнил:
экстерн группы № 77 Аксёнова Т.Г.
Руководитель:
Профессор
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение Стр. 3
Глава 1. Система и организация государственного регулирования экономики Стр. 4
Глава 2. Кризис – что это? Причины возникновения, цикличность (теория длинных волн) Стр. 8
2.1.Кризис Стр. 8-9
2.2.Причины кризиса Стр.9-13
2.3.«Длинные волны»
Глава 3 Антикризисная политика в РФ: стратегические приоритеты и текущие задачи Стр.17-22
Глава 4 Особенности и перспективы преодоления экономического кризиса в РБ Стр.23-25
Выводы Стр. 26
Список использованной литературы Стр.27
ВВЕДЕНИЕ
В общественной мысли есть ряд тем, дискуссии по которым никогда не прекращаются. Одна из них – о роли государства в обществе, его функциях и границах деятельности при этом чаще всего сама сущность государства рассматривается односторонне – то как форма политической организации общества, то как исполнительная власть. Думается, что это многогранное и всестороннее явление в дополнение к сказанному следует рассматривать еще и как «комитет» по управлению социально-экономическим развитием, и как хозяйствующий субъект, участник товарных отношений.
Роль государства предопределена целым рядом объективных обстоятельств. Общество может успешно развиваться только при условии его сбалансированности, прежде всего это касается сбалансированности и социального, и экономического развития. Современный научно-технический прогресс возможен при наличии мощного инвестора, которым может быть только государство. В условиях смешанной экономики, когда одним из собственников является государство, оно же должно участвовать в управлении, тк управление – удел собственника.
I СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
Принципы государственного регулирования: обычно под принципами понимаются основополагающие правила, которые носят двойственный (объективно-субъективный) характер. С одной стороны, эти правила вытекают из законов развития управляемой сферы, с другой – формулируются людьми в соответствии со степенью познания и восприятия законов. Из сказанного можно заключить, что принципы не являются чем-то постоянным. По мере накопления знаний о закономерностях развития управляемых систем и самого процесса управления принципы могут уточняться, дополняться или даже появляться новые. В настоящее время в современной учебной литературе называются следующие принципы государственного регулирования:
Методы государственного регулирования. В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и путей его выполнения.
По форме
участия государства в
Административно-
Экономическими методами регулирования осуществляется воздействие на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную системы. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и т.д. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, цены и т.д.).
Прямыми методами воздействуют на субъекты непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенными – опосредованно, например, через налоги, кредитование.
Структура используемых
методов государственного регулирования
зависит от форм собственности объектов
регулирования. Прямые и административно-
1.2.
Субъекты и организационная
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.
Главный субъект регулирования – народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.
Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг для друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.
Носители экономических интересов – это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом и т.д., их экономические интересы зачастую не только различные, но и диаметрально-противоположные.
В качестве выразителей экономических
интересов могут выступать
Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную), и центральный банк страны.
Государство как самый
крупный субъект оказывает
Взаимодействие субъектов
регулирования также
Реализация основных направлений и целевых установок социально-экономического развития страны во многом предопределяется наличием действенной организационной структуры государственного управления.
Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и взаимосвязь системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.
II КРИЗИС - ЧТО ЭТО? ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ЦИКЛИЧНОСТЬ (ТЕОРИЯ ДЛИННЫХ ВОЛН).
2.1.Кризис.
С недавних пор понятие «кризис» (от греческого krisis – решение, поворотный пункт) прочно вошло в обиход не только экономистов и финансистов, но и всего населения земного шара сегодня трудно найти человека, который хотя бы раз не задавался вопросами: что же такое кризис? Следствием чего он является? Каковы причины и какие последствия кризис сулит для него лично, а так же для мирового сообщества в целом?
Существует мнение, что
экономика развивается
Кризис может быть не только экономическим, но и финансовым, ипотечным, фондовым, энергетическим, структурным и так далее. Часто разграничивают финансовый и экономический кризисы.
Впервые о финансовом кризисе серьезно заговорили в сентябре 2008года, когда СМИ начали освещать банкротство одного за другим банков США.
По мнению ряда экспертов, причина кроется в ипотечном кризисе, возникшем в США вследствие стремления банков выдать как можно больше жилищных кредитов и получить прибыль. Однако при этом договоры ипотеки заключались зачастую с субъектами, чьи финансовые возможности не позволяли вернуть кредит. Это привело к банкротству кредитных организаций, у которых оказалась неликвидная недвижимость на миллиарды долларов. В результате проблемой ряда стран стала невозможность получения дешевых кредитов на межбанковском рынке, а так же снижение объемов экспорта продукции.
В связи с этим возникают вопросы: почему банки были заинтересованы в выдаче подобных кредитов, и почему неблагоприятная ситуация в банковском секторе США отразилась на все остальном деловом мире?
Российские аналитики считают, что причиной возникшего в России финансового кризиса является падение цен на нефть со 147,27 до 40 $ за 1 баррель, резко снизившее доходы от ее экспорта. Кроме того, нужно уточнить, что для подавляющего большинства стран снижение цен на энергоносители должно было бы положительно сказаться на экономике.
В 20-х числах января 2009 года происходит обвал на всех биржах. Цены на акции рухнули, фондовые рынки вступили в полосу нестабильности, что сразу отразилось и на товарных отношениях.
На сегодняшний
день существует немало версий возникновения
экономического кризиса, и все они
в различной степени
2.2.Причины кризиса
Экономисты по-разному объясняют причины кризиса 2008-2009 гг. Выделяется четыре направления исследования причин кризиса.
Информация о работе Пути и методы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике