Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:49, курсовая работа
Основная цель исследования: раскрыть взаимодействие Российской Федерации и Евросоюза в экономической сфере на рынке транспортных услуг.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕС И РОССИИ 7
1.1 Политика ЕС в процессе Еропейской интеграции: становление, развитие, реализация 7
1.2 Договорно-правовая база взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза в экономической сфере 18
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 24
2.1 Механизмы сотрудничества России и Европейского союза 24
2.2 Перспективы развития торгово-экономических отношений ЕС и России 30
ГЛАВА 3. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА ФОНЕ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1 Факторы конкурентоспособности Российских перевозчиков со странами ЕС 47
3.2 Проблемы и направления интеграции России в международные транспортные системы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Объявив себя правопреемницей СССР, Россия взяла на себя все обязательства по Соглашению о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве от 18.12.1989 между Евратомом и ЕЭС с одной стороны и Советским Союзом – с другой.
В 1990 году Европейский совет в Риме принял решение, что желательны более близкие связи между Европейскими Сообществами и СССР, для того чтобы первый мог поставлять продовольствие и техническую поддержку в регион, где уровень жизни начал стремительно падать. Через год Совет поручил Комиссии начать переговоры по расширению действующего соглашения, что бы обеспечило финансирование не только экономического и финансового сотрудничества, но и политической и культурной деятельности.
Переговоры по подготовке Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое бы заменило своими положениями Соглашение 1989, начались в ноябре 1992 года, после визита в Москву в мае того же года Жака Делора, Председателя Комиссии Европейских Сообществ. Примерно через два года Соглашение было подписано, однако ратификация затянулась, в основном из-за возникших боевых действий в Чечне. Осенью 1997 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, наконец, было ратифицировано, и 1 декабря этого же года вступило в силу12.
При подписании Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве между РФ и ЕС было установлено, что оно будет действовать 10 лет, по истечении которых, оно может быть продлено, если одна из сторон заранее не объявит о том, что собирается из него выйти.
Будучи ратифицированным,
СПС сформировало солидную основу для
устойчивого и длительного
Более того, в
рамках Соглашения стороны предусмотрели
перспективную возможность
Наибольшую часть Соглашения о партнерстве и сотрудничестве занимают статьи, посвященные торговле и экономике. Экономическое сотрудничество является и наиболее крупной и развитой областью взаимоотношений нашей страны и ЕС.
Срок действия СПС истек в декабре 2007 г., тем не менее, никакого правового вакуума в отношениях России и ЕС не наступило, так как Стороны, опираясь на вышеуказанную статью, пришли к согласию, что СПС будет продолжать действовать до того, как будет подготовлено новое соглашение.
На 29-м саммите Россия – ЕС, проходившем в июне 2012 года в Петербурге наша страна и Европейский союз договорились о начале работы над новым базовым соглашением – Договором о стратегическом партнерстве (ДСП) – между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Как России, так и Евросоюзу ясно, что двусторонние отношения уже давно переросли рамки Соглашения 1994 г., и нуждаются в новой легальной базе. На Саммите Россия – ЕС, в мае 2007 г. в Самаре переговоры о новом базовом соглашении начать не удалось из-за того, что Польша наложила «вето» на переговоры13.
Польша обусловила
свое согласие на присоединение к
выработанному Еврокомиссией
В апреле 2008 г. своим правом «вето» относительно мандата КЕС воспользовалась Литва. Её требования касались возобновления Россией поставок по нефтепроводу «Дружба» (закрытому в 2006 г. в результате аварии на трубопроводе) и пересмотра российской политики на Кавказе и в Приднестровье. В конце – концов, давление на Литву объединенной европейской дипломатии, ее «вето» было снято взамен на обещание включить все ее требования в переговоры по новому Соглашению.
На саммите Россия – ЕС в Ханты – Мансийке 26-27 июня 2008 г. вопрос о новом базовом Соглашении между РФ и Евросоюзом был ключевым в повестке дня. Переговоры по ДСП официально начались 4 июля. По общим оценкам, новое Соглашение должно быть рамочным, емким, юридически обязывающим, а также предусматривать возможность заключения отдельных, более детальных секторальных соглашений, если это потребуется.
Помимо СПС, в основе сотрудничества нашей страны с Европейским Союзом лежат также Дорожные карты по четырем общим пространствам. Их формат носит самый общий характер, не имеет обязательной силы и формально ничем не обязывает подписавшие его Стороны. По сути, эти документы являются совместными планами действий в указанных областях.
Проанализировав Дорожную карту по общему экономическому пространству, следует отметить, что она призвана содействовать развитию торговли и инвестиций. План совместных действий в этой Карте полностью сконцентрирован на практических задачах экономического сотрудничества, в решении которых заинтересованы и наша страна и Европейский союз. Эта часть весьма содержательна и конкретизирована14.
Приоритетными
направлениями данной Карты являются
сотрудничество в сфере информационно-
С точки зрения Ю.А. Борко, президента Российской Ассоциации Европейских исследований, Дорожные карты - важнейший документы, подписанный между Российской Федерации и Евросоюзом со времен принятия безнадежно устаревшего СПС, которое они частично заменяют.
Однако у Карт есть определенные изъяны: в них не сказано, как, в итоге, должно выглядеть каждое общее пространство. Не определены и сроки выполнения Дорожных карт, хотя они «заработают» только если будут наполнены конкретными проектами с примерными сроками их выполнения. Тем не менее, само принятие Россией и Евросоюзом такого типа документов следует расценивать как шанс на материализацию намерений и продвижение к реальному стратегическому партнерству.
По сути, складывание всех четырех пространств означало бы экономическую интеграцию нашей страны и Европейского Союза, но без формального России членства в ЕС. Такая модель была бы похожа на отношения Норвегии или Швейцарии с Евросоюзом: Они интегрированы экономически, но не входят в его состав. Такие взаимоотношения приносят немалые выгоды, так как снятие барьеров - мощный стимул для развития экономики, движения капиталов, для создания наших предприятий там, а их - здесь, при этом люди свободно смогут переезжать из страны в страну. Однако это долгосрочная программа, лет на двадцать.
В настоящее время слова «инновации» и «модернизация» чаще других звучат в двустороннем диалоге России и Европейского союза. В этой связи стоит подробнее остановиться на механизмах сотрудничества, как основе модернизации не только российской экономики, но и формата отношений Россия – ЕС.
Очевидно, что развитие европейского континента без сотрудничества России и Евросоюза невозможно. Европейское направление внешней политики является приоритетным и традиционным для России. То же самое можно сказать и о Европейском союзе: Россия является одним из основных экономических партнеров ЕС, в то же время динамично развивается и политическая составляющая диалога. Таким образом, закономерно, что Евросоюз охотно отозвался выступить в качестве российского партнера по вопросам модернизации. Модернизация России – это, скорее, острая стратегическая необходимость, нежели абстрактная идея. В. Путин выступил с ней еще в 2000 г., однако на тот момент перед страной стояли другие задачи.
В сентябре 2009 г. вышла статья Президента РФ Д. Медведева «Россия вперед», в которой приоритетом развития страны было обозначено преодоление «унизительной сырьевой зависимости». Стоит отметить, что Ж. Мануэль Баррозу высоко оценил изложенные в ней идеи на саммите в Стокгольме. Официально курс на модернизацию был провозглашен в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г.. Этот курс объективно диктуется требованием выживания России в современном мире. Цель модернизации России состоит в том, чтобы создать сильную, процветающую страну. Для этого надо решить ряд задач по формированию условий для построения эффективного государства, эффективной экономики и сильного гражданского общества. В своем выступлении в ноябре 2010 г. Д. Медведев подчеркнул, что «существенный резерв в достижении этих целей… в расширении сотрудничества с Европейским союзом…»15.
Евросоюз откликнулся на заявления российских властей о необходимости модернизации России. Еврокомиссия разработала свой проект программы под названием «Партнерство для модернизации». Главный тезис документа, который без лишней огласки был передан для рассмотрения в Правительство – модернизация невозможна без демократизации. Поэтому ЕС первым делом предложил обеспечить в РФ верховенство права, а затем с помощью Европы заняться приведением российской экономики к европейским стандартам. В Москве же хотели бы, чтобы «программа носила прикладной характер без рассуждений о преимуществах европейских ценностей».
В последние годы мы наблюдаем, что отношения между Россией и ЕС все время лихорадит. Сотрудничеству постоянно что-то мешает. Стоит сторонам договориться и оставить позади противоречия и недопонимание по какому-либо поводу, как моментально появляются новые. И они вновь отбрасывают сотрудничество назад. Однако, как показывает практика, сотрудничество не всегда легкий процесс. Уже по этой причине сближение с Европой в вопросах модернизации есть и будет процессом длительным, включающим в себя много направлений сотрудничества в самых разнообразных областях, конечно, с возможными случаями отката назад или временного обострения отношений по отдельным вопросам.
Тем не менее, на 25-м саммите России – ЕС, который состоялся 31 мая – 1 июня 2010 г. в Ростове-на-Дону, Европейский союз и Россия объявили о начале реализации «Партнерства для модернизации». Главное предназначение совместной инициативы состоит в том, чтобы открыть новую страницу в отношениях между Россией, Европейским союзом и его государствами-членами. Она предлагает переосмыслить эти отношения и придать им принципиально иную динамику. Приоритетными направлениями были выбраны следующие: расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации; укрепление и углубление двусторонней торговли и экономического взаимодействия, а также создание благоприятных условий для малых и средних предприятий; содействие выравниванию технических регламентов и стандартов, а также высокому уровню защиты прав интеллектуальной собственности; транспорт; содействие развитию устойчивой низкоуглеродной экономики и энергоэффективности, а также поддержка международных переговоров по противодействию изменению климата; укрепление сотрудничества в сферах инноваций, исследований и развития, а также космоса; обеспечение эффективного функционирования судебной системы и усиление борьбы против коррупции; содействие развитию связей между людьми и укрепление диалога с гражданским обществом для поощрения участия людей и бизнеса.
Финансирование проекта взяли на себя Российская госкорпорация «Внешэкономбанк» и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Согласно документу, финансовые институты намерены совместно работать над проектами, реализуемыми европейскими и российскими компаниями в России в рамках партнерства. При этом стороны предусматривают возможность предоставления на эти цели до 500 миллионов евро каждая, при условии соответствия потенциальных проектов финансовым критериям «Внешэконом-банка» и ЕИБ и их одобрения уполномоченными органами управления.
Инициатива «Партнерство для модернизации» учитывает предшествующий негативный опыт. Ставка в ней делается на использование тех институтов и механизмов взаимодействия, которые уже имеются и были созданы в ходе реализации дорожных карт. Из возможных организационных новаций добавляется некоторый механизм контроля над осуществлением инициативы. Это механизм обратной связи, подразумевающий возможность и необходимость не только постоянного мониторинга того, что делается, но и уточнения приоритетов, коррекции складывающейся практики и придания постоянного политического импульса ведущейся работе. Функции такого механизма первоначально должны быть возложены на институционально проводимые на регулярной основе консультации между представителями президента России и председателя Европейской комиссии. В рамках дорожных карт было развернуто множество отраслевых диалогов, которые были продолжены в контексте модернизации российской экономики. Разумеется, степень продвижения по отдельным диалогам различна, но вектор задан в верном направлении и сторонами уже набран хороший темп. Для реализации каждого диалога по согласованию сторон созданы и на регулярной основе действуют рабочие группы и подгруппы по конкретным направлениям взаимодействия. Для обсуждения значимых вопросов сотрудничества и согласования планов действий проводятся встречи координаторов диалогов (руководители или старшие должностные лица соответствующих российских министерств и гендиректоратов Еврокомиссии)16.
Стратегические задачи развития диалогов определяются на заседаниях профильных постоянных советов партнерства на уровне министров и руководства Еврокомиссии. Прорывом стало создание совместных управленческих структур. Огромный позитив диалогов – это вовлечение в систему институализированных контактов огромной армии экспертов, специалистов в самых различных областях деятельности. Кроме того, диалоги создают атмосферу доверия. Фактически предназначение диалогов состоит, скорее, в обмене мнениями, в обсуждении проблем. Они дают пищу для подготовки решений, но не принимают их сами.