Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:49, курсовая работа
Основная цель исследования: раскрыть взаимодействие Российской Федерации и Евросоюза в экономической сфере на рынке транспортных услуг.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕС И РОССИИ 7
1.1 Политика ЕС в процессе Еропейской интеграции: становление, развитие, реализация 7
1.2 Договорно-правовая база взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза в экономической сфере 18
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 24
2.1 Механизмы сотрудничества России и Европейского союза 24
2.2 Перспективы развития торгово-экономических отношений ЕС и России 30
ГЛАВА 3. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА ФОНЕ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1 Факторы конкурентоспособности Российских перевозчиков со странами ЕС 47
3.2 Проблемы и направления интеграции России в международные транспортные системы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Развитие экономических связей России со странами Европы увеличило спрос на транспортные услуги. Участие в международных программах является одним из путей выхода из кризиса на транспорте и позволяет за счет роста перевозок получать средства для своего развития.
В странах СНГ действуют построенные ранее железнодорожные магистрали общей протяженностью около 140 тыс. км (в том числе электрифицированные – 57 тыс. км), из них в России – 86 тыс. км (39 тыс. км), каждая из которых в двухпутном сообщении может пропускать не менее 100 млн. т грузов. По мнению специалистов, объем грузопотоков между Россией и странами СНГ (без Средней Азии), Балтии, КНР, Монголией составил в 2012 г. 168 млн. т, что значительно меньше суммарной пропускной способности железных дорог.
Выход на международный уровень можно обеспечить в основном за счет мероприятий организационно-управленческого характера, например, ускорения продвижения контейнерных поездов, что не требует особых затрат. Однако нет гарантий стабильной загрузки дорог, что подтверждается резким падением (в 7 раз) за годы реформ контейнеропотоков по Транссибу – со 140 тыс. контейнеров в 20-футовом исчислении до 20 тыс., притом что объем морских контейнерных перевозок между Европой и Азией увеличился за этот период вдвое.
Объем торгового оборота в треугольнике «США – Европа – Азия» превышает 600 млрд. долл. в год, грузовые перевозки в контейнерах – 6 млн. ед. На важнейшем из геополитических направлений – «Западная Европа – Восточная Азия» объем мировой торговли достигает 200-250 млрд. долл. На Россию приходится менее 1% мирового контейнерного транзита.
Россия, занимающая более 30% Евразийского континента, является связующей территорией между центрами экономической активности на линии «Европа – Азия». При общей протяженности железных дорог между ними около 15 тыс. км на долю России приходится 10 тыс. км, прежде всего, это Транссибирская магистраль. Однако в настоящее время основные грузопотоки сменились альтернативными, хотя Россия в состоянии взять на себя значительные объемы грузовых перевозок. Уже сейчас возможен транзит до 500 тыс. контейнеров в год, при этом сроки доставки по сравнению с действующим морским маршрутом снизятся более чем в 2 раза, а через несколько лет пропускная способность магистрали может составить более 1 млн. контейнеров в год, в целом – более 3 млн. т транзитных международных грузов.
Железнодорожный транзит через Россию гораздо дешевле по сравнению с европейскими расценками. Удельная ставка на перевозку одного контейнера в России, равная 3 центам, в Европе доходит до 52. В общем объеме сквозной тарифной ставки на Транссиб, занимающий 2/3 пути, приходится не более 18% платежей. Однако для отправителя даже фактор дешевизны не играет существенной роли, превалируют факторы качества обслуживания и рисков. Одной из причин свертывания транссибирского континентального сервиса является резкое ужесточение таможенных процедур без учета интересов пользователей24.
Показатели
качества обслуживания – стабильность
сроков доставки, гарантия их соблюдения.
Отсутствие данных характеристик снижает
конкурентоспособность
Из анализа структуры сквозного тарифа на перевозки по ТСКМ следует, что сборы за начальное обслуживание в портах Японии заметно превышают тариф на перевозку по российским железным дорогам (327 долл. по сравнению с 276), почти сравнима со стоимостью перевозки через Транссиб суммарная оплата услуг экспедиторов (220 долл. и 276). Кроме того, стоимость доставки контейнеров по небольшим участкам зарубежных железных дорог сопоставима со стоимостью на российском участке (250 долл. и 276), хотя протяженность последнего на порядок превышает зарубежные участки. Иными словами, завышение зарубежными компаниями тарифов на перевозки контейнеров по ТСКМ можно квалифицировать как ценовую дискриминацию на международном рынке.
В таких условиях
резервом повышения
Преимущества ТСКМ – более короткая протяженность маршрута, развитая транспортная сеть, резервы пропускной способности, высокая техническая оснащенность, транзит по территории одной страны и достижение высокой скорости доставки – способствуют заметному повышению конкурентоспособности его без привлечения значительных инвестиций и затрат времени.
Прогнозные расчеты предполагают увеличение размера перевозок в контейнерах к 2015 г. более чем в 2 раза.
Тем не менее, выйти на запланированный объем перевозок, используя традиционные методы, проблематично, так как Россия недостаточно интегрирована в мировую контейнерную систему. Кроме того, железнодорожный транспорт по контейнерным перевозкам испытывает конкуренцию со стороны морского и автомобильного транспорта, которая становится более напряженной в связи с намерением стран СНГ построить железнодорожные транспортные коридоры для перевозки контейнеров в обход Транссиба. В этих условиях продуктивным, по мнению специалистов, может быть реформирование систем управления контейнерными перевозками с выделением контейнерного парка в самостоятельную хозяйствующую структуру. За рубежом выделение контейнерных перевозок в отдельный сектор транспортной деятельности и интегрирование в единую интермодальную систему позволило увеличить долю контейнерных перевозок до 15-40%. Хотя организация контейнерных перевозок в разных странах различна, перевозки, независимо от форм собственности, отделены от структур, управляющих перевозочным процессом.
Одним из аспектов активизации ТКСМ может стать подключение к нему сети корейских железных дорог. По мнению корейского специалиста Ли Чжэ Ёна, эффекты от реализации проекта последуют для всех потенциальных участников, прежде всего России и двух Корей. Для России при подключении объединенных корейских железнодорожных линий объем перевозок уже к 2015 г. может достичь 144 тыс. контейнеров в 20-тонном исчислении. Оптимальное использование Транссиба ускорит развитие восточных регионов страны, усилит экономическое взаимодействие России со странами АТЭС.
Помимо транспортных коридоров «Север – Юг», «Восток – Запад» в стадии реализации находится ряд других крупнейших проектов – модернизация ледокольного флота и возрождение Северного морского пути, Балтийская трубопроводная система, включающая порт в Приморске. Формирование новых транспортных коридоров будет способствовать повышению конкурентоспособности российского транспорта и интеграции России в международную транспортную систему. При этом предполагается повысить ответственность государства не только в разработке правил, принципов, процедур, условий для перемещения грузов, но и в сфере страхования, сопровождения, таможенных, пограничных формальностей.
Только государство
в состоянии реализовать
Рассматривая
процесс реформирования транспорта
на собственной экономической
При переходе от политики выживания транспортной системы к долговременному устойчивому ее развитию основными ограничителями явились мощности транспортных средств, которые в существующем виде уже не смогут справляться с растущим спросом через 2-3 года. Поэтому прогноз подразумевает реализацию технической политики обновления и модернизации основных фондов, подвижного состава и представляет собой нефорсированное развитие отрасли.
Выявление общих
закономерностей изменения
В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны.
Основной проблемой реального функционирования МТК на территории России является отсутствие институциональной базы. Фактически неопределенным остается состав участников, работающих в каждом из МТК. Для заказчиков и потребителей международных транспортных услуг в стране и за рубежом остается непонятным, кому из перевозчиков, экспедиторов, мультимодальных операторов и др. можно доверить ответственный процесс доставки грузов. Так как доминирующее положение в российской части коридоров остается за ОАО РЖД, именно эта естественная монополия производит выбор своих партнеров по транспортному бизнесу. Такой субъективный подход не способствует повышению качеству услуг. Было бы целесообразным и для МТК «Восток-Запад», и для МТК «Север-Юг» сформировать пулы добросовестных участников надлежащего товародвижения и обработки товаропотоков26.
Необходимо также сказать несколько слов о новом транспортном проекте, связанном с созданием международного арктического транспортного коридора. По мнению инициаторов этого проекта, расстояние доставки грузов международного транзита из портов АТР в порты Европы будет сокращено как минимум в два-три раза по сравнению с традиционными путями вокруг Азии или Африки. Никто пока экономику этого проекта детально не просчитывал, поэтому делать какие-либо конкретные выводы пока преждевременно. Об арктическом транспортном коридоре говорят, в первую очередь, потому, что государство готово выделить многомиллиардные средства на его освоение. Пока же эффективность проекта кажется сомнительной. Арктическое побережье России оторвано от остальной части страны, его не связывают с материком ни железнодорожные, ни автомобильные пути, арктические порты мелководны, бункеровки в них нет, профессиональные кадры для обслуживания судов и грузов отсутствуют. Кроме того, отсутствует необходимый ледокольный флот для проводки судов в зимнее время, а это более полугода в каждый сезон. Непонятно также, что произойдет с состоянием и качеством товаров в экстремальных отрицательных температурах, и как к этому отнесутся иностранные грузовладельцы.
Расширение
участия России в системе международных
соглашений и конвенций в области
транспорта является инструментом интеграции
России в мировую транспортную систему,
повышения конкурентоспособност
Защита российских интересов в рамках участия в деятельности международных организаций и многостороннее сотрудничество являются наиболее эффективными инструментами в сфере решения проблем и выработки соответствующей политики в области транспорта на международном уровне. В рамках международных организаций формируется и осуществляется многостороннее сотрудничество в области транспорта, разрабатываются и принимаются международные соглашения и конвенции, поэтому активная роль России в этих организациях, позволяет наиболее эффективно отстаивать и продвигать интересы национальной транспортной системы и российских перевозчиков.
В условиях интеграции России в международное транспортное пространство большое значение будет иметь расширение экспорта российских транспортных услуг. Развитие экспорта транспортных услуг является столь же важной составляющей национального продукта России, как и экспорт товаров. Транспортная стратегия России предполагает, что к 2030 году экспорт транспортных услуг в стоимостном выражении должен возрасти в 6,8 раза (до 80 млрд. долл. США) по сравнению с 2012 годом.
В международной торговле товарами и услугами транспортным системам принадлежит особая роль. Интеграционный принцип экономического взаимодействия государств и регионов основан не только на постулатах взаимовыгодности и взаимодополняемости, но и на принципах максимального использования географического расположения и возможности прокладки коммуникационных торговых путей. Поэтому проблема интеграции России в мировое экономическое пространство – это во многом проблема создания эффективных транспортных систем. Для нашей страны связующая роль транспорта определяется тем, что Россия является и европейским, и азиатским государством, то есть находится посередине между двумя глобальными центрами международной торговли.