Архитектурные памятники Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — исследовать архитектурные особенности памятников Древнего Египта. В ее задачи входит:
1. Произвести теоретический анализ и обобщение искусствоведческой литературы по теме исследования.
2. Проследить историю развития архитектуры Древнего Египта.
3. Определить основные стили архитектуры Древнего Египта на примере гробниц и пирамид.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1.1 Историческое развитие Древнего Египта ……….…………………3-6
1.2 Этапы развития Древнего Египта ……...…………………..............6-9
1.3 Особенности возведения архитектурных памятников Древнего Египта……………………………………………………………………....9-11
ГЛАВА II. ГРОБНИЦЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
2.1 Особенности возведения гробниц Древнего Египта…………...12- 19
2.2 Особенности возведения пирамид Древнего Египта……………19-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………...………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………………………......22

Вложенные файлы: 1 файл

готовая без титула.docx

— 87.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2 

 

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

  1. Историческое развитие Древнего Египта ……….…………………3-6
  2. Этапы развития Древнего Египта ……...…………………..............6-9
  3. Особенности возведения архитектурных памятников Древнего Египта……………………………………………………………………....9-11

 

 

ГЛАВА II. ГРОБНИЦЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

  1. Особенности возведения гробниц Древнего Египта…………...12- 19
  2. Особенности возведения пирамид Древнего Египта……………19-20

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………...………21

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………………………......22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Объектом данного исследования является искусство Древнего Египта. Предметом исследования — архитектурные памятники Древнего Египта.

 

Цель работы — исследовать архитектурные особенности памятников Древнего Египта.

 

В ее задачи входит:

 

    1. Произвести теоретический анализ и обобщение искусствоведческой литературы по теме исследования.
    2. Проследить историю развития архитектуры Древнего Египта.
    3. Определить основные стили архитектуры Древнего Египта на примере гробниц и пирамид. 

 

Структура  работы.  Курсовая  работа  состоит  из  введения,  2-х  глав,

 

заключения, списка литературы.

 

Во введении формируется объект, предмет исследования, его основная цель и задачи.

 

В первой главе рассматривается история и культура Древнего Египта: этапы развития и их особенности, художественные направления в развитии архитектуры Древнего Египта, особенности возведения архитектурных памятников.

 

Вторая глава посвящена изучению таких памятников архитектуры Древнего Египта как гробницы, а также одной из разновидности гробниц – пирамиды.

 

Заключение содержит основные выводы и результаты исследования.

 

 

 

 

 

    1. История и культура Древнего Египта:

 

    1. Историческое развитие Древнего Египта.

 

 

В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За этот период в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Жаркий сухой климат Египта, обилие тростника и ила определили характер строительных материалов: обмазанный глиной тростник, кирпич из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях — камень. Художественные формы и изобразительные мотивы сохранившихся храмов, дворцов, гробниц царей и знати взяты у природы: солнце, считавшиеся священными лотос и папирус, пальма, львы и т. п. Памятники древнеегипетской архитектуры и подчинявшихся ей остальных видов искусства на протяжении всей ее истории имели в основном культовое назначение. 

Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники дают, начиная с 5 тысячелетия до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в таких хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Египта.

Жилища вождей племен выделялись вначале лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося духа. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич - сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища – яма - послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками. Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта. С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие гробницы появились у наиболее обеспеченной верхушки общества – рядовые общинники по-прежнему погребались в овальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений.

Примерно с 3000 г. до н. э.  огромное влияние на формирование искусства Древнего Египта оказала религия, признававшая фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами.

В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь, и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.

Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов, служителей жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков и музыкантов. В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей. Все могли входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего ранга могли проникать во внутреннее святилище, где в раке, хранящейся в лодке, находилась статуя бога. Ежедневные церемонии в храмах включали в себя воскуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание, умащивание благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем повторное опечатывание святилища до следующей церемонии. Вдобавок к этим ежедневным храмовым церемониям во всем Египте регулярно проводились праздники и фестивали, посвященные различным божествам. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством.

1.2 Этапы развития Древнего Египта.

Ученые выделяет эпоху Древнего Царства 3000-2263 гг. до н. э., период Среднего Царства 2160-1785 гг. до н.э. и Новое Царство, 1580-1085 гг. до н.э.

Архитектура Древнего царства. Приблизительно в XXX веке до н. э. Северный и Южный Египет были объеденены в единое государство фараоном I династии Нармером, или Менесом, со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считался сыном бога Ра, сделало гробницу основным типом архитектурного сооружения, которая всем своим видом передавала идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастаба — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.

Основной задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Попытки увеличения надземной части мастаба не давали нужного эффекта и этот эффект был получен при увеличении надземной части здания в высоту по диагонали. Такова история возникновения знаменитых египетских пирамид. Первой пирамидой стала Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, фараона III династии. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны.

Архитектура Среднего царства. В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. События столетий, отделяющих закат Древнего царства начало Среднего царства, внесли много перемен в духовную жизни египтян. Под воздействием войны, распада страны, упадка центра и божественной власти фараона развился индивидуализм. Он проявился, прежде всего, в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии, не только фараоны и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Таким образом, сформировалась идея равенства в загробном мире, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Гробницы типа мастаба отошли в прошлое, как слишком роскошные, а на их место пришла более экономичная и практичная  стела — каменная плита, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире. Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом, но это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Архитектура Нового царства. Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фив, в  них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков. Строительство храмов велось в трех основных направлениях: наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилонами, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма -- молельня, состоящая из нескольких помещений. В центральном помещении на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух -- статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов. К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Существенным нововведением архитектуры Нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».

1.3 Особенности возведения архитектурных памятников Древнего Египта.

Характерными материалами для построек Древнего Египта служили известняк и песчаник, когда эти породы камня употреблялись совместно в одном архитектурном сооружении, то балки обычно делались из песчаника. Очень редкими материалами были гранит и алебастр.

Информация о работе Архитектурные памятники Древнего Египта