Зуб Будды – главная реликвия
буддизмма, известная во всех
странах буддийского мира. Его
история таинственна и богата
невероятными приключениями, как,
впрочем, и история любой другой
значительной реликвии.
Как гласит
легенда, в момент кремации земного
тела Будды один из его учеников
выхватил из погребального костра зуб.
В течение восьми веков он хранился
в Индии; за тем, когда между отдельными
княжествами начались феодальные войны,
зуб в целях безопасности был
переправлен на Шри-Ланку. Считается,
что туда его привезла, спрятав
в свои прически, принцесса Хемалатха.
Один из местных правителей построил
в честь Зуба Будды храм и установил
ежегодный праздник. Он длился две
недели, сопровождался шествием слонов
(один из которых вез на спине
ларец с реликвией), музыкантов и
танцоров, а также специальными службами
в храме. Судя по описания путешественников,
наблюдавших этот праздник в седьмом
и девятнадцатых веках, порядок
его проведения за несколько столетий
почти не изменился.
В 1560 во время войны которую
вели сингалы (коренное население
Шри-Ланки) с португальскими войсками,
Зуб Будды был захвачен португальцами
и понастоянию главы католической
миссии истолчен в порошек
и сожжен. Так, во всяком случае,
утверждают португальские исторические
хроники. В сингальских хрониках,
наоборот, сказано, что ничего
подобного с Зуббом Будды не
случалось и случиться не могло.
Он был спрятан, а португальцы
захватили и сожгли какую-то
фальшивку. Зуб уцелел и после
окончания войны вернулся в
свой храм, где храниться и
по сей день. Праздник в честь
Зуба Будды и сейчас отмечается
в горде Канди, привлекая большое
количество людей.
Существует набор из восьми
предметов, который ставится на
алтаре в буддийском храме,
но может стоять в доме и
даже в юрте, где живет семья,
исповедующая буддизм. Эти предметы
называются «восемь драгоценностей»,
«восемь эмблем славы», «восемь
знаков счастья», «восемь благоприятных
символов», «восемь жертв».
-
Зонт, защищающий от злых помыслов,
- атрибут царской власти.
-
Две рыбы, символизирующие единство
и духовное освобождение: «как
вода позволяет рыбе плыть
свободно, так и буддийская вера
освобождает душу».
-
Ваза, наполненная напитком бессмертия,-
сокровищнница благих помыслов.
-
Лотос – символ чистоты и
залог спасения.
-
Раковина, закрученная вправо, - символ
блаженства. Используется в богослужениях
в качестве трубы или сосуда
для пожертвований и символизирует
«произнесенное слово».
-
Узел – символ бесконечного
цикла перерождений, а также благополучия,
единства всех вещей и переменчивого
характера времени.
-
Штандарт – символ горы Меру,
центра буддийской вселенной;
символизирует также победу над
невежеством и смертью.
-
Колесо учения – колесо с
восьмью спицами, символ восьмеричного
пути к совершенству.
-
Священный буддийский символ
ваджра.
По мере того как буддизм
все больше становился на службу
интересам господствующих классов
, в целях усиления его идеологического
воздействия на народные массы
все шире привлекались вместе
с архитектурой средства изобразительного
искусства. В ранний период
распространения буддизма, когда
образ Будды сохранял свой
человеческий облик учителя и
проповедника, изобразительное искусство
ограничивалось сюжетами из легендарной
жизни Будды и оставалось, как
прежде, непосредственным, жизненным
и правдивым. В раннем буддийском
искусстве изображения самого
Будды не встречаются; они заменялись
изображениями предметов, связанных
с событиями его жизни, как,
например: дерева пипал под которым
якобы произошло просветление
Будды и которое с тех пор
стало священным; символического
колеса – обозначения закона
вращения мировых судеб человечества
( Будда якобы привел это
колесо в движение ); лотоса, считавшегося
священным цветком у индийцев
с незапамятных времен. В изображении
лотоса скорее можно усмотреть
образ солнца, которому поклонялись
в древности.
В I веке нашей эры в Гандхаре появляются
антропоморфные изображения Будды. Прототипами
фигур стоящего Будды послужили греко-римские
скульптуры. Поза сидящего Будды была
местной.
«Великий учитель» часто изображался
со скрещенными ногами и руками,
поднятыми для благословления
или поучения. Разрабатывалась сложная
символика положения рук и
пальцев, так называемые «мудра»,
где каждый жест имеет определенное
значение. Ранние скульптуры
Гандхары характеризуются некоторой
неподвижностью, тело совершенно
скрыто тяжелыми складками плотной
ткани, а лицо порой подобно
маске. Но со временем изображения
Будды приобретают утонченность
и изящество, они воплощают
идеализированный образ прекрасного,
гармоничного человека, напоминающего
античного Апполона.
Прекрасным образцом гандхарской
скульптуры является голова Будды
(IV-Vвв.). Лицо его одушевлено выражением
глубокой и ясной мысли, передающий буддийский
идеал внутренней гармонии.
Позднее образ Будды отходит
от ганхарского типа и становится
все более идеализированным и
отвлеченным. Это относится прежде
всего к изображению самого
Будды, окружавшие же его сцены
на рельефах, созданные народными
мастерами, по- прежнему очень
жизненны и выразительны.
Параллельно в скульптуре Индии
уже в первые века нашей
эры складываются определенные
каноны, которые постепенно ощущаются
все сильнее. Это особенно заметно
в изображениях Будды (например,
длинные уши – одно из 32 качеств,
присущих ему). Но, несмотря на
ограниченные рамки канонов, мастера
стремились подойти творчески,
индивидуально к изображаемому.
Ранние дошедшие до нас памятники
пластического искусства, которые
исследователи относят к периоду
расцвета Маурийского государства,
представляют собой отдельно
стоящие, мемориальные колонны,
завершенные скульптурой ( В.А.
Смит – известный специалист
по индийскому искусству, насчитывает
столбов Ашоки по различным
упоминаниям 36), круглые статуи, выполненные
из камня (серого песчанника
из Чунара ),отличающиеся зеркальным
блеском полированной поверхности,
и терракотовые статуэтки.
Между прочим, та же техника
блестящей полировки характерна
и для стен пещерных сооружений
III в.до нащей эры, в дальнейшем она уже
не встречается.
К официальному направлению в
искусстве Маурьев, явно несущему
следы внешнего влияния и символизма,
относится наиболее ранний
из уцелевших памятников (после
Хараппы), так называемая львиная
капитель колонны Ашоки из
Сарнатха. Капитель представляет
эмблему власти и достаточна
выразительна в этом отношении
(она стала национальной эмблемой
современной Индии ). Стилизованные
фигуры четырех львов, стоящих
как бы на страже власти, обращенные
своим грозным взглядом по
странам света, несут на своих
спинах колесо, символизирующее
закон движения вселенной. Под
фигурами львов расположены
рельефы, изображающие животных
в стремительном беге друг
за другом, и чередующиеся с
ними как бы вращающиеся колеса.
Считают, что эта компазиция
символически выражает круговой
замкнутый цикл превратных
Львиная
капитель колонны
(стамбхи)
Ашоки из
Сарнатха
III век до
н.в.
человеческих
судеб. Было ли действительно такое
намерение у мастеров или заказчика
– сказать трудно. Но нельзя согласится
с тем, что опорой для фигур
служат якобы формы излюбленного
в индийском искусстве лотоса,
обращенного лепестками вниз. Врят
ли индийские художники могли
допустить композицию, в которой
этот нежный цветок, символизирующий
основу жизни, находился бы под ногами
мощных львов. Скорее всего это форма
не цветка, а колокола, как в некоторых
ахеменидских капителиях.
Имеется другой пример колонны
Ашоки в Рампурве, завершённой
фигурой быка, стоящего на форме,
похожей также на опрокинутый
вниз колокол. Если в самой
идее колонны, несущей фигуры
животных, и в технике исполнения
можно усмотреть влияние чужеземного
искусства, то по реалистической
трактовке фигур и по тщательности
деталировке в исполнении эти
примеры пластического искусства,
скорее, приближаются к искусству
Хараппы.
Именно в этот период правления
Ашоки, судя по уцелевшим памятникам,
началось массовое строительство
сооружений буддийского культа:
ступа, монастырей (называвшихся
сангхарама, или вихара ) – новый
тип сооружений, появившийся вместе
с возникновением сангха и
представлявший собой комплекс
жилых и хозяйственных, а позднее
культовых зданий, чаще всего
предназначенный для монахов,
уединенный от населенных мест
или изолированный от окружающего
высокими крепостными стенами.
Такие сооружения буддийского
культа, как ступа и чайтья, возникли
в Индии
с тех пор, как личность Будды
стала обожествляться и появился
предмет особого поклонения. Ступа
ведет свое происхождение от могильных
холмов.
Другим видом буддийской архитектуры
были стамбхи – каменные мемориальные
колонны, которые возводились
при Ашоке на местах, отмеченных
какими-либо значительными событиями
в истории буддизма. Уцелело лишь
десять столбов, некоторые из
них частично разрушены. Отдельные
стамбхи достигают 15 м высоты
и свыше 50 тонн веса. На стволе
обычно высекались тексты царских
указов, пропагандирующих религиозно-этические
принципы буддизма, а капители
были украшены скульптурными
символами в виде цветка лотоса,
фигур животных и т. д
К ранним произведениям пластического
искусства, связанного с Буддизмом,
относятся рельефы на оградах
и воротах ступа в Бхархуте
( II в. до н.э. ), Санчи(I в. до н.э. ) и на многочисленных
сооружениях пещерного зодчества в Бхадже,
Насике, Карли и др. В этих памятниках,
не утративших связей с народным искусством
резьбы по дереву и по слоновой кости,
особенно ярко проявляются черты самобытности
индийского искусства. Более плоские (
по сравнению с рельефами Санчи ) рельефы
Бхархута отличаются той же силой обобщения
образа и монументальностью форм, которые
характерны для статуй маурийского периода.
В изображениях на сюжеты из легендарной
жизни Будды, наряду с жанровыми бытовыми
сценами, встречаются знакомые нам мифологические
фигуры якшей и якшинь. Фигуры и предметы
показаны как бы с птичьего полета.
Ограда и ворота ступа в
Бхархуте и Санчи были первоначально
деревянные; когда они пришли
в ветхость, их заменили каменными,
повторяющими прежние формы деревянных
конструкций. Приходится удивляться
прочности и устойчивости каменных
ворот, простоявших, например
в Санчи, в целости и сохранности
около двух тысячелетий. Ворота
в Санчи создавались в разное
время. Лучшими из них считаются
северные ворота, выполненные, повидимому
под руководством одного мастера,
в то время как в других
воротах принимали участие несколько
ремесленных корпораций ( известно,
например, что среди них были
и резчики по слоновой кости)
– отсюда отсутствие цельности
в общей композиции и разнохарактерность
менеры исполнения рельефов.
Фрагмент северных
Ворот ступа № 1
В Санчи. I в. до н.э.
Рельефы в Санчи значительно
отличаются от Бхархутских. Они
показывают дальнейшее совершенствование
техники резьбы по камню –
рельефы в Санчи более пластичныеи
выпуклые, переходящие иной раз
в круглую скульптуру (например
фигуры якшей и слонов на
воротах). Измельченность форм, тонкость
и изящество деталировки развились
скорее всего под влиянием
искусства резьбы по слоновой
кости. В тематику рельефов
принесены новые сюжеты, отражавшие
происходившие события: сцены
сражений и битв, осада города.
То там, то здесь в рельефах
сцены из легендарной жизни
Будды раскрывают нам жизнь
древнеиндийского общества, окружающий
его буйный растительный и
животный мир джунглей. Жизненно
правдивые образы переплетаются
с вымышленными.