Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 22:35, реферат
Экономическая теория относится к числу общественных (социальных) наук и поэтому, как и другие общественные науки, имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Во-первых, экономическая теория имеет дело с действительностью людей, в то время как естественные науки изучают явления, процессы и законы, не опосредованные волей и сознанием людей. Во-вторых, экологическая теория прямо связана с экономическими интересами, политикой и идеологией.
Введение
1. Экономическая теория как наука
2. Актуальные проблемы развития экономической теории на современном этапе
2.1 Недостатки существующей концепции экономической теории
2.2 Реализация цивилизационного подхода в экономической теории
2.3 Переход от человека экономического к человеку творческому
2.4 Становление современного механизма функционирования и развития экономики
Заключение
Использованные источники
Украина, как и
другие постсоциалистические страны,
начала переход к рыночной экономике,
когда был хорошо известен опыт развитых
стран, по которому функционирование экономики
осуществляется на основе единства рыночного
и государственного регулирования.
Несмотря на это, утвердилась простая
логика: поскольку мы создаем рыночную
экономику, то ее функционирование обеспечивает
рыночный механизм. Этот тезис вошел
в теорию и практику. Чем объяснить,
что, вопреки мировому опыту, широко
известной теории Дж. Кейнса об экономической
роли государства в современной
экономике, у нас утвердился односторонний
подход, связанный с рыночным механизмом?
По моему мнению, причиной стала
опять-таки простая логика; огромная
экономическая роль государства
в плановой экономике определялась
тем, что 92% средств производства были
собственностью государства. А чтобы
преодолеть чрезмерную экономическую
роль государства, что нужно сделать?
Нужно лишить его собственности
на средства производства путем приватизации
государственного имущества. Так и
было сделано. Но оказалось, что допустили
грубую ошибку: владение средствами производства
было неправомерно отождествлено с
экономическим регулированием государства,
хотя это разные вещи. Опыт показывает:
есть ли у государства собственность
на средства производства или ее нет,
существует большой или малый
государственный сектор, оно выполняет
значительную экономическую роль. У
нас же лишение владения средствами
производства сопровождалось отделением
государства от экономики. В условиях,
когда рыночный механизм еще не действовал,
отказ государства от регулирующей
роли привел к неуправляемости экономики,
хаосу, глубокому и длительному
экономическому кризису, разрушению экономики.
Страна, народ заплатили невероятную
цену за эти ошибки.
Наш опыт важен тем,
что он показал не только необходимость
сочетания экономической роли рынка
и государства, но и то, что государственное
регулирование должно использовать
не административные, а экономические
методы, то есть не давать экономике
команды, а активно влиять на экономические
интересы субъектов хозяйствования.
Все это доказало, что рынок
и государство выполняют
Научно-техническая
революция второй половины XX в. превратила
научно-технический прогресс в решающий
фактор экономического роста, породила
его новый тип - инновационное
развитие. Инновации, нововведения, которые
раньше время от времени внедрялись
в производство, превращаются в постоянно
действующий фактор социально-экономического
развития. Это существенно изменило
условия развития экономики, потребовало
глубокого сочетания науки, техники
и производства, фундаментальных
и прикладных научных исследований
и ускорения их внедрения в
производство. Для этого нужно
было продвигаться путем преодоления
разрыва между наукой и техникой,
с одной стороны, и производством
- с другой, обеспечить тесное их взаимодействие.
Практика привела к формированию
и развитию качественно новой
структуры - национальных инновационных
систем (НИС). Они знаменуют дальнейшее
углубление интеграции науки и техники
с производством, усиление их взаимодействия
ради научно-технологического совершенствования
производства, повышения его эффективности.
Все это дает основания для
того, чтобы национальные инновационные
системы считать составляющими
механизмов функционирования и развития
экономики. Назначение их заключается
в том, чтобы обеспечить взаимодействие
научных исследований, опытно-конструкторских
разработок и внедрения их в производство,
рост научно-технического уровня всей
экономики. Таким образом, НИС - это
системы, создаваемые государством
и опирающиеся на рыночный механизм
доведения научных разработок до
новых образцов техники и технологий,
механизмы их внедрения в производство,
осуществление инновационного типа
развития.
Следовательно, современный
механизм функционирования и развития
экономики Украины представляет
собой сложное образование, качественно
отличающееся от существовавшего раньше.
Он включает хозяйственный механизм
как единство рыночного саморегулирования
и государственного регулирования
экономики и национальную инновационную
систему. Интеграция хозяйственного механизма
и национальной инновационной системы
превращает этот механизм в качественно
новую категорию, обеспечивающую взаимодействие
науки, техники и экономики и
отвечающую возрастающему уровню обобществления
производства и капитала, современным
условиям социально-экономического развития.
Как показывает исторический
анализ, рыночный, хозяйственный и
современный механизмы
Вместе с тем
современный механизм функционирования
и развития экономики направлен
на реализацию перехода от индустриальной
к информационной постиндустриальной
экономике. Он призван не только сочетать
эти два типа развития, но и обеспечить
постепенное и в то же время
неуклонное изменение соотношения
между ними в пользу нового, более
прогрессивного информационного
Этот обший процесс
реализуется в преимущественном
развитии сферы услуг, нематериального
производства по сравнению с материальным,
в приоритетном использовании качественно
нового фактора производства - информации
и знаний по сравнению с традиционными
факторами - землей, трудом и капиталом,
информационно-коммуникационных технологий
по сравнению с индустриальными.
Структурные изменения в
Заключение
Содержание и структура
современного механизма функционирования
и развития экономики определяют
пути и методы его совершенствования.
В сфере рыночного
механизма рыночные реформы не обеспечили
надлежащей эффективности. На каждом шагу
конкуренции противостоят монопольные
тенденции, что обостряет противоречия
в экономике. Поэтому преодоление
монопольных проявлений и тенденций,
усиление добросовестной конкуренции
являются необходимым условием повышения
эффективности влияния рынка на экономику.
Значительную роль в этом играют: налоговая,
финансовая, денежно-кредитная и ценовая
политика государства; кредитование, прямые
и непрямые фонды поддержки и стимулирования
инноваций и инновационной деятельности,
капитализации экономики и фондового
рынка. Опыт развития ряда стран показывает,
что высокая капитализация экономики
и фондовый рынок обеспечивают, по сути,
автоматический перелив капитала в те
отрасли и производства, которые определяют
прогресс экономики. У нас, к сожалению,
при некоторых достижениях в развитии
фондового рынка, он все еще не выполняет
одну из главных функций - перелива капиталов,
привлечения средств в производство.
Чрезвычайно важным
является достижение такого уровня развития
фондового рынка, когда он будет
обеспечивать перелив капиталов
в соответствии с прогрессивными
структурными изменениями в экономике,
развитием передового инновационного,
высокотехнологичного производства. Подъему
фондового рынка должна способствовать
система страхования его
В сфере государственного
регулирования хозяйственного механизма
важное значение имеет последовательное
осуществление природно-
Человек не просто работает,
а проявляет трудовую активность,
когда он и его семья материально
обеспечены, когда его труд справедливо
и достойно вознаграждается, когда
созданы условия для
К сожалению, этому
противоречит аморальное поведение
тех людей, которые нагло и
бесстыдно использовали государственную
собственность и
Это неизбежно унижает
человека, делает его бесправным и
бессильным перед произволом, порождает
апатию и равнодушие, отрицательно
сказывается на экономическом и
социальном развитии страны. Выиграли
те социальные элементы, которые привыкли
к нарушению законов, незаконному
присвоению государственного имущества.
Они оказались наиболее приспособленными
к новым условиям и демонстрируют
агрессивное поведение без
Таким образом, снова
и снова возникает проблема формирования
эффективного хозяйственного механизма.
Экономические и политические реформы
будут действенными тогда, когда
их идеи будут глубоко осознаваться
людьми и они станут широко овладевать
новыми формами экономической
Китайское руководство
в качестве цели реформ избрало развитие
производства, производительных сил, что
позволяло освободиться от обещаний
народу, которые часто не выполняются
и приводят к обратному, отрицательному,
воздействию, ограничивают простор
для маневра государства. И наоборот,
когда целью провозглашается
подъем производства, то это позволяет
государству применять
Особенность реформ
в Китае заключается также
в том, что они не разрушали
государственный сектор приватизацией,
а сосредоточили внимание на быстром
росте негосударственного сектора.
В результате его увеличения произошло
расширение сферы действия рыночных
цен, усиление их влияния на экономику.
В то же время государство
В области формирования
и действия национальной инновационной
системы. Переход на инновационный
тип развития требует повышения
роли науки в развитии экономики.
Речь идет не просто об улучшении деятельности
научных учреждений и производственных
предприятий, а об их глубоком взаимодействии,
направленном на развитие инновационной
деятельности. Для этого необходимо
совершенствование форм организации
науки, улучшение ее финансирования,
особенно перспективных ее направлений,
усиление их связи с хозяйственной
практикой. Повышение качества образования
и вузовской науки предполагает
превращение вузов в учебно-