Лекции по "Ландшафтному дизайну"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:21, курс лекций

Краткое описание

Еще каких-то пару десятков лет назад пределом мечтаний огородника были обширный огород, дающий добротный урожай овощей, склонившиеся под тяжестью плодов и ягод деревья c кустaрниками, здесь же скромная клумбочка c неизменным набором ромашек, флоксов, астр, пионов. Сегодня отношение людей и сам подход к ведению дачного, подсобного хозяйства несколько изменились. И причиной тому появившиеся в изобилии разнообразные специальные газеты, журналы, прекрасно изданные aльбомы, масса доступной литературы, интересные радио- и телепрограммы...

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по введению в специальность «ландшафтный дизайн».doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)

 

Экологический сад (натуральный стиль).

 

Сад, представляющий почти не преобразованный  уголок природы и столь распространенный когда-то на Руси, сегодня завоевывает  все большую популярность в различных странах мира. Появление природных садов «натургарден» в Германии, «экогаден» в Англии, «жарден дю натюр» во Франции вызвано ухудшающейся экологической обстановкой на планете.

Возможно, этот стиль в будущем  станет преобладающим. При создании таких садов сохраняются рельеф, растительность, чутко реагирующая на условия среды; природные высота и форма деревьев и кустарников; естественная среда обитания растений на лугах, в лесу, вокруг водоемов; разнообразие животного мира и т. д. Наряду с этим закладываются плодовые сады, классические цветники на фоне газонов, устраиваются мощеные дорожки, детские площадки и т. д.

 

Сельский, «деревенский», кантри  (природный стиль)

 

Этот стиль, максимально приближенный к природному, отражает также определенный уклад жизни человека. Поэтому сады в стиле кантри очень самобытны и отнести их к какому-либо классическому стилю невозможно. Характерной чертой стиля является использование в саду тех же самых материалов, из которых возведен дом (камень, дерево, кирпич и т. п.).

Бросается в глаза разнообразие расцветок самых популярных в  народе и неприхотливых растений(мальва, маргаритки, календула, флоксы). Лучшие места в саду заняты овощными культурами, ягодниками. До создания газонов в сельском саду руки не доходят, но с сорняками борются активно.

Немудреная мебель сделана своими руками. Доски, горбыль, чурбаны - все идет в ход. Имеющиеся дорожки иногда выкладывают досками, кирпичом, плиточным известняком. Каждый творит на свой вкус, воспринимая красоту сада индивидуально.

 

Колониальный, американский сад (регулярный стиль).

 

Такие сады тяготеют к регулярной планировке. Все элементы здесь сделаны  с нарочитой небрежностью, наспех, как бы наугад. Его законодателями стали первые американские колонисты, использовавшие в оформлении сада подсобный материал: доски, кирпич, местный камень, глину, щепу. Образу жизни американцев отвечала и его обстановка. Мебель - непременный гамак, складные плетеные кресла. Веранды, перголы увиты цветущими лианами. Многие затейливо подстриженные растения находятся в контейнерах - деревянных кадках из терракоты (обожженной глины). Мощение дорожек - доски, плитняк, реже - щепа. Популярны скульптуры из дерева или камня, изображающие животных.

 

Сад в стиле  модерн

 

Стиль, зародившийся в начале ХХ века, провозгласил своим девизом «чем меньше, тем лучше. В саду часто можно встретить спортивную площадку, бассейн, теннисный корт. В планировке участка преобладает геометрический стиль, но без излишней строгости. Архитектурные формы отличаются простотой. Часто используются опорные решетки на стенах для вьющихся растений, мощение дорожек плитами, бетонные контейнеры для цветов, строгая садовая мебель. В украшении сада широко используются алюминий, пластилин и другие современные отделочные материалы.

 

Восточный сад (пейзажный стиль).

 

Собирательный образ японского, китайского, корейского садов находит многочисленных поклонников в странах Европы. Чаще всего это тихие уголки в небольших садах, предназначенные для пассивного созерцания природы. Как правило, композиции включают в себя камни, воду, выразительные формы древесной растительности. В каждом элементе ее заложен определенный смысл, трансформированная символика.

 

«Архитектурный» сад

 

В садах данного стиля акцент делается на декоративных свойствах камня, гравия, кирпича, воды и т. п. Растения в них играют вспомогательную, дополнительную роль. Клумбы с эффектными растениями слегка приподняты, четко оконтурены камнем, кирпичом или устроены в контейнерах. Садик как бы сливается со строением или является его продолжением.

 

ЛЕКЦИЯ III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТИПАМИ САДОВ.

 

                                        Исторические сады.

 

Египетские дворики. В XVI-XV веках до н. э. в домах знатных египтян появились внутренние дворики. Все пространство дворика, примыкавшего к дому, обсаживалось деревьями: финиковыми пальмами, фигами, шелковицами, акациями; на водной глади искусственных прудов красовались цветы лотоса, зонтики папируса, резвились утки, стайки рыб.

Сад-дворик был расчерчен прямыми, пересекающимися под прямым углом дорожками, и сам он имел строго прямоугольную форму. Отдыхая с семьей или гостями на террасе дома, знатный египтянин мог любоваться прелестями этого рукотворного оазиса.

Висячие сады. Одно из первых упоминаний о висячих садах связано с египетской царицей Хатшепсут (1525-1503 до н. э.). По легенде, получив повеление свыше, она устроила сад, растения для которого надлежало привести из райской страны. Находилась она, по представлению древних египтян, на территории современного Сомали.

Привезенные деревья посадили на трех террасах заупокойного храма царицы, вырубленного высоко в скалах над  Нилом. Создавалось впечатление, что  посаженные деревья росли не в земле, а как бы висели над ней.

Другой, менее известный висячий  сад завел в своей новой столице Ниневии ассирийский царь Саргон II. Деревья в его саду размещались на террасах, один ряд над другим.

Самый знаменитый висячий сад, известный  как «сад Семирамиды», причисленный греками к одному из «семи чудес света», был создан вавилонским царем Навуходоносором II примерно 2500 лет назад. По легенде, его жена, мидийская принцесса, тосковала по своей гористой родине с ее горами, лесами, реками, водопадами. Чтобы развеять тоску любимой женщины, царь повелел выстроить у дворца царицы сад, в котором бы высились горы, бежали ручьи, где было бы свежо и прохладно.

В пределах городской стены были воздвигнуты 20 ярусов террас, расположенных уступами друг над другом наподобие пирамиды. Нижняя располагалась на квадратном фундаменте со стороной 120 м. Каждая терраса представляла собой сооружение с мощными колоннами, на крышу которого насыпали землю. Стены были облицованы белыми плитами и покрыты рельефными изображениями. Чтобы каменная кладка не пропускала воду, ее сверху пропитали смолой, покрыли листами свинца и кипами тростника и лишь после этого насыпали слой земли.

Когда основание садов было готово, террасы засадили самыми красивыми деревьями, кустарниками и цветами, свезенными сюда со всех концов Ассирийского царства - с берегов Каспия, Средиземного моря и Персидского залива. Расположили растения так, как растут в природе: высокогорные – наверху остальные - на нижних террасах. Внутри галерей, образованных колоннами, помещались уютные прокладные гроты, украшенные цветной керамической плиткой, фресками. Верхние террасы сообщались с нижними витыми лестницами. Орошали растения водой из реки Евфрат. Вода перемещалась по трубам, скрытым в толще колонн, при помощи водяного колеса и черпаков, приводимых круглосуточно в движение сотнями рабов.

Со стороны казалось, что дворец вавилонской царицы окружен переливающимися в лучах солнца облаками из цветов, струй фонтанов и зеленых растений. А с верхних террас открывался вид неповторимой красоты на раскинувшийся в голубой дымке город, на реку Евфрат в изумрудной бахроме пальм, на золотые, до самого горизонта, пески пустыни. Тысячи людей стекались сюда со всей Месопотамии, чтобы полюбоваться удивительным городом и главным его чудом - висячими садами.

          В настоящее  время от прославленных садов остался только высокий холм под названием Маджлиба, или Бабиль. Он расположен к югу от Багдада на левом берегу Евфрата. Там под многовековыми песками погребены остатки водопровода и гидравлические сооружения.

В 1671 году архитектор Виталиано Барромео, вдохновленный висячими садами Семирамиды, превращает утес на озере Лаго-Маджоре (граница Италии со Швейцарией) в замечательный сад Изола-Белла из десяти террас, поддерживаемых мощными арками. На них разместили вечнозеленые растения: апельсиновые деревья, лавры, магнолии, камелии, сосны.

В 1685 году висячий сад (так называемый верховный сад, или «сад, что на сенях») был заложен для 13-летнего царевича Петра I в Московском Кремле. Садик площадью 20х8 м был забавный, с беседкой и прудом, редкостными кустарниками и деревьями; летом здесь все звенело от голосов соловьев, попугаев и канареек, порхавших в клетках. Возвели его на каменных сводах палаты, крыша которой была прикрыта свинцовыми досками в 640 пудов и засыпана метровым слоем земли. При закладке в 1773 году здания Большого Кремлевского дворца сад был уничтожен.

Впервые в Петербурге висячий сад  был создан при императрице Елизавете  Петровне в Аничковом дворце.

Во времена Екатерины II висячий  сад появился на крыше 3имнего дворца. Среди газонов с клумбами росли березы. Из примыкающей к саду оранжереи доносились голоса птиц. Сад сохранился до сих пор.

Философские сады. Родина философских садов - не совсем обычных общественных зеленых «сооружений» - Древняя Греция, в которой в V веке до н. э. они устраивались повсеместно, в частности при учебных заведениях - гимназиях, для прогулок и размышлений.

Самой известной гимназией Древней Греции является, пожалуй, Академия, находившаяся в общественных садах близ Афин. В тени густого парка наставлял своих учеников знаменитый философ Платон.

Среди талантливых учеников, окружавших Платона, острым умом и исключительными способностями выделялся Аристотель. По примеру учителя он создал свою школу, названную по близ расположенному храму Аполлона Ликийского Лицеем. 3анятия школы также проходили под открытым воздухом в аллеях, среди рослых платанов, а ее учеников стали называть «прогуливающимися» - перипатетиками. Лицейский сад славился растениями, привезенными Александром Македонским из Индии, Персии, Египта в подарок Аристотелю, своему учителю и наставнику.

Формы посадок растений в греческих садах были разнообразны, но в основном представляли собой аллеи и небольшие рощицы. Сады украшали статуями, колоннами, вазонами, в них сооружались небольшие храмы, бассейны. В центре сада устраивали площадки для спортивных игр и состязаний, зеленые укрытия, беседки для отдыха. Все это гармонично вписывалось в окружающий пейзаж и сочеталось с жилыми постройками.

Древнегреческие сады в  честь богов и героев представляли собой регулярные рощи, в которых обустраивались водные источники, устанавливались скульптуры, возводились архитектурные сооружения (или сами сады разбивались вокруг храмов). В посвященных героям садах-героонах устраивались мемориальные спортивные состязания. В них оборудовались беговые дорожки, ипподромы, площадки для игр, которые обсаживались стройными рядами платанов, тополей.

Перистили. В Древнем Риме частновладельческие сады-перистили находились во внутренних дворах домов и окружались крытой колоннадой. Внутреннее пространство двора занимали цветники, декоративные кустарники, водные источники, скульптуры. Усредненные размеры перистилей колебались от 10х20 до 20х30 м. Стены за колоннадой украшались всевозможные изображениями.

Сады при ипподромах Древнего Рима были заимствованы из Греции. Плоское открытое пространство было украшено цветниками, обрамлено регулярными аллеями, стриженым кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, древесно-кустарниковые композиции.

Иранские «звериные» парадизы. Древнеиранские цари и вельможи для забав устраивали особые «звериные» парадизы для окоты (дословный перевод слова «парадиз» с персидского означает «отовсюду огороженное место»). Они представляли собой леса с плодовыми деревьями, в которых водилось всякое зверье: олени, львы, газели, барсы, кабаны... на лужайках важно вышагивали павлины. По границам парадизов шли высокие стены.

Просторные сады нередко являлись также местом погребения правителей.

Иранские сады для  любования. Помимо «звериных» садов персы одними из первых  стали создавать художественно оформленные парки, засаживая их редкими деревьями, красивыми цветами, живописно расположенными на клумбах. Сады устраивали повсюду, где жили состоятельные, царствующие особы.

Персидские парадизы для любования были прямоугольными в плане. В них были проложены пересекающиеся под прямым углом, ровные, вымощенные широкими плитами аллеи, тут росло множество удивительных цветов. Среди них чаще других встречались розы. Поэтому не случайно Персию (с 1935 - Иран) называли родиной царицы цветов,       « Садом роз », или «Гюлистаном» . Справедливости ради следует сказать, что Персия была родиной таких известных растений, как сирень, тюльпаны, лилии, нарциссы. Столица Древней Персии носила имя Суза - «Лилия». В каждом персидском саду присутствовал водоем.

Древнеперсидские сады, воспетые многими поэтами, описанные в арабских сказках, во многом повлияли на развитие садоводства как на Востоке, так и во всем мире.

Монастырские парадизы. Средневековье вошло в историю как период строительства монастырей, замков, крепостей с неизменными высокими башнями, рвами, заполненными водой. При монастырях вошло в правило устраивать свои сады-парадизы.

Термин «парадизы» был заимствован  от названия охотничьих садов-угодий древних персов. Однако монастырские сады-парадизы - прообразы райского сада на земле - были небольших размеров. Они помещались в правильной формы прямоугольном дворике-клуатре, обрамленном галереями и окруженном монастырскими зданиями. В центре располагался фонтан или апельсиновое дерево. В таких садах, как писал св. Августин, он собирал братьев для философских бесед, как некогда это делали Платон, Аристотель, Феофраст в садах Греции.

Аптекарские угодья. На территории средневековых монастырей уже в IV веке встречались так называемые сады трав. Среди растений в них все чаще стали появляться целебные. Это во многом объясняется тем, что монастыри были единственными центрами медицины, где выращиванию лекарственных трав уделялось особое внимание. Сами сады, четко разграниченные ухоженными дорожками на прямоугольные грядки, квадраты, стали называться аптекарскими.

Информация о работе Лекции по "Ландшафтному дизайну"