Парки и сады эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:47, реферат

Краткое описание

Современное общество вступило в XXI век ... Прогресс, совершенный человечеством за этот период практически во всех сферах жизни – огромен. В то же время мир XX века выявил перечень глобальных проблем, в том числе и экологическую.
XX век особенно остро поставил проблему человека в его отношении к самому себе и к окружающей его действительности. Изучение человека как субъекта социокультурной целостности является одной из целей исторического познания [1,c.54]. Данное исследование осуществляется через анализ и реконструкцию картины мира исторической эпохи.
Дух эпохи включает такие структурные элементы как мировоззрение, мировосприятие и мироощущение данного времени. Все эти компоненты образуют социокультурный смысл эпохи [2,c.52].
Садово-парковое искусство как синтез различных искусств является ярким воплощением картины мира. Оно в наибольшей степени отражает взаимосвязь природа: человек: культура: история, а также включает в себя ценностное отношение человека к миру, информацию о способах познания действительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I ИCТОРИОГРАФИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Глава II НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ХVII – XVIII вв
Глава III САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII – XVIII вв
Глава IV ПАМЯТНИКИ ЖИВОПИСИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 81.80 Кб (Скачать файл)

 

Наука открыла путь и к новым  взглядам на общественное устройство. В трудах просветителей формируется  линейная концептуальная модель исторического  процесса: историческое развитие предстает  как непосредственное отражение  и продолжение прогресса разума, сознания человека [15,с.14-15]. Возникла необходимость в термине, который воплощал бы идею разума и одновременно обозначал некий общекультурный уровень, отделяющий различные стадиии исторического развития.

 

Слово «цивилизация» начинает употребляться  в 50-60 –е г. XVIII в. примерно в одно и  то же время во Франции и Англии [38,с.6]. Понятие цивилизация как  высшая ступень развития общества становится основой идеологии просветительства и в целом западноевропейской общественной мысли XVIII в. и последующего столетия.

 

В Италии просветительство проявилось в антиклерикализме. Политическая раздробленность  страны, сильная власть папского престола обусловили преимущественно практический уклон итальянского Просвещения [5,с.320].

 

Таким образом, становление «точного»  естествознания повлекло за собой возникновение  и развитие новых знаний о природе. Основывающиеся на гелиоцентризме новые  теории обычно выходили за рамки эмпирического  и математизированного знания и часто содержали натурфилософский компонент.

 

Взаимодействие искусства и  философии в духовной жизни общества закономерно. Искусство отражает и  изучает прежде всего отношение «мир - человек», «человек – мир». При этом важно подчеркнуть, что искусство в своих формах тяготеет к целостному восприятию и воспроизведению мира.

 

Единство художественного и  философского познания проявляется  в следующем:

 

1. Действительность в искусстве  и философии отражается в целостности,  во всем многообразии природных  и социальных явлений.

 

2. Особое место в искусстве  и философии занимает человек,  его бытие и место в мире.

 

3. Искусство и философия отражают  действительность в ценностном  аспекте [11,с.51].

 

Философия и искусство представляют собой своеобразное «зеркало культуры», в котором отражаются различные  типы миросозерцания, психологические  и нравственные особенности человека той или иной эпохи [2,с.14].

 

В зависимости от изменений идейно-политической жизни общества философия и искусство  вновь ставят на повестку дня в  преобразованном виде свои традиционные проблемы. Всякий новый исторический этап развития общества изменяет сам  характер отношения человека к действительности. Философия и искусство, обращаясь к одним и тем же мировоззренческим вопросам понимают их с точки зрения изменившихся общественных потребностей и новых тенденций в духовной жизни общества.

 

Взаимосвязь философии и искусства  можно проследить практичекски во всех видах искусства. Так, в эпоху Возрождения философские концепции человека и его места в мироздании предопределила характер и способы отображения в живописи человека и природы. В период становления классицизма в живописи особую роль играл рационализм Декарта. Философия Декарта, в основе которой лежит культ разума и отрицание чувственного опыта, оказал значительное влияние на формирование мышления художников – классицистов, в особенности Н.Пуссена [11,с.87].

 

Причем идеи философского рационализма переносятся в искусство механистически. Но поскольку живопись обладает конкретно  – чувственным восприятием, то возникло противоречие между художественно - мировоззренческим сознанием и  техническими возможностями живописи. Этим, возможно объясняется то, что  в период расцвета рационализма и  естественных наук в искусстве классицизма  развивается тенденция «цитирования»  мифологических сюжетов античной и  библейской истории. Вероятно, античные сюжеты выступали для живописи XVII – XVIII вв. средством для художественного  решения «вечных» вопросов познания природы и человека [11,с.88]. Таким  образом, в истории развития живописи философия часто выступала в  качестве непосредственного теоретического основания миросозерцания художника, определяя зачастую идейно – тематическую направленность его произведений и  их содержание.

 

Новый образ жизни и мышления создали новый тип культуры, новое  художественное видение мира. Наметившиеся с XVII в. контуры единой мировой художественной культуры, окончательно определяются в XVIII столетии. В то же время впервые, в XVIII в. культура выступила в качестве основы теоретических концепций познания исторического развития общества. Само слово «культура» стало общепризнанным термином [12,с.269].

 

В XVIII в. закладываются основы эстетики и искусствознания как научной  дисциплины. Это век нравственных поучений и морали, более того мораль XVIII столетия переходит в эстетизм [12,с.269].

 

В это время природа обособляется как эстетическая тема и противопоставляется  природе как предмету научного познания. Природа и человек оказываются  в противосоотношении как «природа» и «культура»[13,с.18-19].

 

С середины XVIII в., с утверждением в  науке и общественном сознании идей Просвещения, отношение к природе  меняется. Идеологическое обоснование  идеи природы мыслителями Просвещения  с точки зрения естественности способствовали тому, что впервые «культура» и  «природа» оказывается настолько близки, что «культура» начинает рассматриваться как «вторая природа» [39,с.189-190].

 

Еще одним существенным моментом в  художественной культуре XVII – XVIII вв. является определение стиля. Искусство этого  времени представлено двумя системами  – барокко и классицизм [40,с.90,280].

 

Таким образом, на протяжении XVII – XVIII вв. формируется новый тип культуры, выразившийся в качественно новом  понимании природы. Восприняв достижения предшествующей эпохи, эпоха Нового времени внесла много нового в  развитие общественной мысли и западноевропейской культуры. В свете новых воззрений  на мир, общество и человека пересматриваются традиционные представления и духовные ценности. Это было время поисков  и создания идеальных моделей  общественного устройства, философских  концепций гармонии природы и  человека.

 

Глава III Садово-парковое искусство  Западной Европы XVII–XVIII вв. в стилевом развитии

 

История садово-паркового искусства  зародилась еще в древности. На различных  этапах развития цивилизации садово-парковое искусство являлось выражением прогрессивных  идей эпохи, философско-эстетических представлений  о мире и отношении человека к  природе. «Эстетический климат»  эпохи определял и назначение парков. В античности они устраивались для размышлений и поэтических  мечтаний, в средневековье – для  молитв и благочестивых бесед, в  Новое время – для празднеств и приема гостей, и так далее, в  каждую эпоху по-своему [20,с.16].

 

Рассмотрим садово-парковое искусство  Западной Европы XVII – XVIII вв. на примере  Италии, Франции и Англии, так  как каждая из этих стран в свое время сыграла определенную роль в развитии садово-паркового искусства.

 

В XVII в. Италия как в эпоху Возрождения  остается ведущим художественным центром  Европы [41,с.131]. Вместе с тем под  влиянием глобальных геополитических  процессов XVI в. культурно-социальная ситуация в Италии изменяется, так как мировоззрение  и мировосприятие Возрождения уже  не соответствуют новой политической обстановке. Политическая раздробленность, экономический упадок страны, владычество  Испании и рост авторитета католицизма  предопределили развитие культуры Италии в течении всего XVII века [3,с.466-503].

 

Кризис, который переживало общество и культура Италии в конце XVI столетия, поставил проблему исторической реальности Нового времени. Благодаря опыту развития предшествующих столетий Италия ранее других стран восприняла веяния новой эпохи. Мастера из различных стран Европы в начале XVII в. устремились в Рим, где они могли не только изучать наследие античности и Ренессанса, но и приобщиться ко всем новым веяниям в искусстве. В это время Рим является главным очагом развития архитектурной мысли в Италии. Здесь формируется и два основных стиля XVII в. – барокко и классицизм [8,с.257-258].

 

Утверждение стиля барокко связано  с кризисом идеалов эпохи Возрождения  и изменившейся «картиной мира»  на рубеже XVI – XVII вв. Искусство барокко  преимущественно обращено к традиционным религиозным и мифологическим сюжетам, исполненным согласно канонам античного  искусства и Возрождения [42,с.25-26]. Стиль барокко формируется еще  в эпоху Ренессанса, в последствии развиваясь в соответствии с традициями и тенденциями Нового времени.

 

Принципы нового стиля прежде всего оформляются в архитектуре – уже в дворцово-парковых комплексах конца XVI в. Для них еще характерна «целостность бытия» эпохи Возрождения, «незнающая противопоставления разных его частей – мира и человека», а также чувства уединенности и замкнутости [20,с.65-71].

 

Характерной особенностью садов Ренессанса является их террасная расположение: террасы связаны друг с другом лестницами, часто украшенными скульптурами и зелеными стенами из постриженных вечнозеленых растений. Известен сад виллы д’Эсте со своими террасами, скульптурными фонтанами и кипарисами [43,с.231]. И сад виллы Ланте, состоящий из нескольких террас [см. Рис. А.1]. Обилие каменных произведений на террасах – фонтанов, павильонов, аллегорических фигур, лестниц и другой садовой символики – типичное явление садов и парков барокко. Театрализованность барокко требовала, чтобы кусты и деревья принимали форму статуи, а сами статуи сливались с растительностью [20,с.73].

 

В начале XVII в. происходит постепенное усложнение садово-паркового искусства. Развиваются новые приемы, создающие впечатления единства. Стремление к слиянию различных искусств в ансамбле характерно для художественной культуры XVII в. Это проявилось в стиле барокко. Синтез искусств основан на принципе подчинения их архитектуре. Различные виды искусств как бы продолжали архитектурные формы, превращая их в некий иллюзорный, иррациональный и в то же время чувственно осязаемый мир [9,с.66-67]. Это было обусловлено новым взглядом на мироздание. Если эпоха Возрождения была открытием реального, земного мира как сферы бытия и деятельности человека, то человечеству XVII в. открылась огромность и безграничность Вселенной. Именно в барокко получили выражение новые представления о единстве и постоянной изменчивости мира, о его драматизме.

 

Садово-парковое искусство барокко  распространяется главным образом  в конце XVI в. и в течении всего XVII в. Светская архитектура Италии этого периода представлена виллами знати. Это либо городские виллы, находившиеся в близости от городских стен и окруженные парками с декоративной скульптурой, фонтанами и бассейнами. Или загородные резиденции знати, облик которых более свободный, природные элементы непосредственно входят в архитектурный комплекс [44,с.56].

 

Итальянские виллы создавались  по определенной схеме: главное здание, обычно призматической формы, ставилось  на склоне холма, поверхность которого использовалась для создания системы  подъемов и разбивки парка. Основные архитектурные средства паркового  комплекса – лестницы, террасы, каскады, гроты – сосредотачивались на главной оси [45,с.141].

 

Динамичность пространства создавалась  перспективами аллей и движениям  воды в каскадах и фонтанах. Барокко  стремилось внести движение в архитектуру  или хотя бы создать иллюзию движения, поэтому фонтаны, водопады, каскады  – типичное явление садов и  парков барокко [20,с.86]. Контрасты разнообразных  фактур, сочетание различных архитектурных  форм придавали ансамблю зрелищный  характер. Парк, поражая богатством и разнообразием видов и перспектив, продолжал и дополнял здания виллы [19,с.71-78].

 

В начале XVII в. в стиле барокко  выполнены палаццо Боргезе [44,рис.48] и Барберини в Риме [см.Рис.А.2]. Это частные фамильные дворцы римской знати, в которых архитектура полностью господствует над окружающим пространством. Наиболее ярким примером загородных вилл является вилла Альдобрандини в Фраскати (1598-1604) [22,с.21]. В ансамбле виллы применена трехлучевая система планировки с выделением здания дворца как композиционного центра [см.Рис. А.3].

 

Для искусства барокко характерна театрализованность мировосприятия, причем барокко сделает объектом театрализации само городское пространство [46,с.155]. Представления о пространстве связывались с идеей бесконечности, активно разрабатывавшейся в философии и математики XVII в. Воплощение принципа бесконечной пространственности реализовывалось через линейную перспективу [47,с.183].

 

В садово-парковом искусстве барокко  в сравнении с садами Ренессанса значительно возрос идеологический момент. Если символика садов эпохи  Возрождения в основном носила светский характер, хотя и сохраняла еще  представление о саде как о  земном рае, то сады барокко должны были демонстрировать социальное положение  и вкусы их владельцев [20,с.70-75].

 

Часто внутри садово-паркового ансамбля устраивались амфитеатры и музеи  античных древностей, создававшие декоративный фон для маскарадов, театральных  действий [19,с.19]. Аллеи для прогулок были защищены сводами из подстриженного мирта и кипариса, что создавало  ощущение визуальной замкнутости и  уединенности. При это переход от одного «зеленого апартамента » к другому строился на основе контраста. Многообразие мира, которое по-своему стремится представить парк барокко, раскрывается путем подчеркивания «тайны мироздания» [20,с.80-81].

Информация о работе Парки и сады эпохи возрождения