Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:47, реферат
Современное общество вступило в XXI век ... Прогресс, совершенный человечеством за этот период практически во всех сферах жизни – огромен. В то же время мир XX века выявил перечень глобальных проблем, в том числе и экологическую.
XX век особенно остро поставил проблему человека в его отношении к самому себе и к окружающей его действительности. Изучение человека как субъекта социокультурной целостности является одной из целей исторического познания [1,c.54]. Данное исследование осуществляется через анализ и реконструкцию картины мира исторической эпохи.
Дух эпохи включает такие структурные элементы как мировоззрение, мировосприятие и мироощущение данного времени. Все эти компоненты образуют социокультурный смысл эпохи [2,c.52].
Садово-парковое искусство как синтез различных искусств является ярким воплощением картины мира. Оно в наибольшей степени отражает взаимосвязь природа: человек: культура: история, а также включает в себя ценностное отношение человека к миру, информацию о способах познания действительности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I ИCТОРИОГРАФИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Глава II НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ХVII – XVIII вв
Глава III САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII – XVIII вв
Глава IV ПАМЯТНИКИ ЖИВОПИСИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Наука открыла путь и к новым
взглядам на общественное устройство.
В трудах просветителей формируется
линейная концептуальная модель исторического
процесса: историческое развитие предстает
как непосредственное отражение
и продолжение прогресса
Слово «цивилизация» начинает употребляться
в 50-60 –е г. XVIII в. примерно в одно и
то же время во Франции и Англии
[38,с.6]. Понятие цивилизация как
высшая ступень развития общества становится
основой идеологии
В Италии просветительство проявилось в антиклерикализме. Политическая раздробленность страны, сильная власть папского престола обусловили преимущественно практический уклон итальянского Просвещения [5,с.320].
Таким образом, становление «точного» естествознания повлекло за собой возникновение и развитие новых знаний о природе. Основывающиеся на гелиоцентризме новые теории обычно выходили за рамки эмпирического и математизированного знания и часто содержали натурфилософский компонент.
Взаимодействие искусства и философии в духовной жизни общества закономерно. Искусство отражает и изучает прежде всего отношение «мир - человек», «человек – мир». При этом важно подчеркнуть, что искусство в своих формах тяготеет к целостному восприятию и воспроизведению мира.
Единство художественного и философского познания проявляется в следующем:
1. Действительность в искусстве
и философии отражается в
2. Особое место в искусстве и философии занимает человек, его бытие и место в мире.
3. Искусство и философия
Философия и искусство представляют собой своеобразное «зеркало культуры», в котором отражаются различные типы миросозерцания, психологические и нравственные особенности человека той или иной эпохи [2,с.14].
В зависимости от изменений идейно-политической жизни общества философия и искусство вновь ставят на повестку дня в преобразованном виде свои традиционные проблемы. Всякий новый исторический этап развития общества изменяет сам характер отношения человека к действительности. Философия и искусство, обращаясь к одним и тем же мировоззренческим вопросам понимают их с точки зрения изменившихся общественных потребностей и новых тенденций в духовной жизни общества.
Взаимосвязь философии и искусства можно проследить практичекски во всех видах искусства. Так, в эпоху Возрождения философские концепции человека и его места в мироздании предопределила характер и способы отображения в живописи человека и природы. В период становления классицизма в живописи особую роль играл рационализм Декарта. Философия Декарта, в основе которой лежит культ разума и отрицание чувственного опыта, оказал значительное влияние на формирование мышления художников – классицистов, в особенности Н.Пуссена [11,с.87].
Причем идеи философского рационализма
переносятся в искусство
Новый образ жизни и мышления создали новый тип культуры, новое художественное видение мира. Наметившиеся с XVII в. контуры единой мировой художественной культуры, окончательно определяются в XVIII столетии. В то же время впервые, в XVIII в. культура выступила в качестве основы теоретических концепций познания исторического развития общества. Само слово «культура» стало общепризнанным термином [12,с.269].
В XVIII в. закладываются основы эстетики и искусствознания как научной дисциплины. Это век нравственных поучений и морали, более того мораль XVIII столетия переходит в эстетизм [12,с.269].
В это время природа обособляется как эстетическая тема и противопоставляется природе как предмету научного познания. Природа и человек оказываются в противосоотношении как «природа» и «культура»[13,с.18-19].
С середины XVIII в., с утверждением в
науке и общественном сознании идей
Просвещения, отношение к природе
меняется. Идеологическое обоснование
идеи природы мыслителями
Еще одним существенным моментом в художественной культуре XVII – XVIII вв. является определение стиля. Искусство этого времени представлено двумя системами – барокко и классицизм [40,с.90,280].
Таким образом, на протяжении XVII – XVIII
вв. формируется новый тип
Глава III Садово-парковое искусство Западной Европы XVII–XVIII вв. в стилевом развитии
История садово-паркового искусства зародилась еще в древности. На различных этапах развития цивилизации садово-парковое искусство являлось выражением прогрессивных идей эпохи, философско-эстетических представлений о мире и отношении человека к природе. «Эстетический климат» эпохи определял и назначение парков. В античности они устраивались для размышлений и поэтических мечтаний, в средневековье – для молитв и благочестивых бесед, в Новое время – для празднеств и приема гостей, и так далее, в каждую эпоху по-своему [20,с.16].
Рассмотрим садово-парковое искусство Западной Европы XVII – XVIII вв. на примере Италии, Франции и Англии, так как каждая из этих стран в свое время сыграла определенную роль в развитии садово-паркового искусства.
В XVII в. Италия как в эпоху Возрождения
остается ведущим художественным центром
Европы [41,с.131]. Вместе с тем под
влиянием глобальных геополитических
процессов XVI в. культурно-социальная ситуация
в Италии изменяется, так как мировоззрение
и мировосприятие Возрождения уже
не соответствуют новой
Кризис, который переживало общество и культура Италии в конце XVI столетия, поставил проблему исторической реальности Нового времени. Благодаря опыту развития предшествующих столетий Италия ранее других стран восприняла веяния новой эпохи. Мастера из различных стран Европы в начале XVII в. устремились в Рим, где они могли не только изучать наследие античности и Ренессанса, но и приобщиться ко всем новым веяниям в искусстве. В это время Рим является главным очагом развития архитектурной мысли в Италии. Здесь формируется и два основных стиля XVII в. – барокко и классицизм [8,с.257-258].
Утверждение стиля барокко связано с кризисом идеалов эпохи Возрождения и изменившейся «картиной мира» на рубеже XVI – XVII вв. Искусство барокко преимущественно обращено к традиционным религиозным и мифологическим сюжетам, исполненным согласно канонам античного искусства и Возрождения [42,с.25-26]. Стиль барокко формируется еще в эпоху Ренессанса, в последствии развиваясь в соответствии с традициями и тенденциями Нового времени.
Принципы нового стиля прежде всего оформляются в архитектуре – уже в дворцово-парковых комплексах конца XVI в. Для них еще характерна «целостность бытия» эпохи Возрождения, «незнающая противопоставления разных его частей – мира и человека», а также чувства уединенности и замкнутости [20,с.65-71].
Характерной особенностью садов Ренессанса является их террасная расположение: террасы связаны друг с другом лестницами, часто украшенными скульптурами и зелеными стенами из постриженных вечнозеленых растений. Известен сад виллы д’Эсте со своими террасами, скульптурными фонтанами и кипарисами [43,с.231]. И сад виллы Ланте, состоящий из нескольких террас [см. Рис. А.1]. Обилие каменных произведений на террасах – фонтанов, павильонов, аллегорических фигур, лестниц и другой садовой символики – типичное явление садов и парков барокко. Театрализованность барокко требовала, чтобы кусты и деревья принимали форму статуи, а сами статуи сливались с растительностью [20,с.73].
В начале XVII в. происходит постепенное усложнение садово-паркового искусства. Развиваются новые приемы, создающие впечатления единства. Стремление к слиянию различных искусств в ансамбле характерно для художественной культуры XVII в. Это проявилось в стиле барокко. Синтез искусств основан на принципе подчинения их архитектуре. Различные виды искусств как бы продолжали архитектурные формы, превращая их в некий иллюзорный, иррациональный и в то же время чувственно осязаемый мир [9,с.66-67]. Это было обусловлено новым взглядом на мироздание. Если эпоха Возрождения была открытием реального, земного мира как сферы бытия и деятельности человека, то человечеству XVII в. открылась огромность и безграничность Вселенной. Именно в барокко получили выражение новые представления о единстве и постоянной изменчивости мира, о его драматизме.
Садово-парковое искусство барокко распространяется главным образом в конце XVI в. и в течении всего XVII в. Светская архитектура Италии этого периода представлена виллами знати. Это либо городские виллы, находившиеся в близости от городских стен и окруженные парками с декоративной скульптурой, фонтанами и бассейнами. Или загородные резиденции знати, облик которых более свободный, природные элементы непосредственно входят в архитектурный комплекс [44,с.56].
Итальянские виллы создавались по определенной схеме: главное здание, обычно призматической формы, ставилось на склоне холма, поверхность которого использовалась для создания системы подъемов и разбивки парка. Основные архитектурные средства паркового комплекса – лестницы, террасы, каскады, гроты – сосредотачивались на главной оси [45,с.141].
Динамичность пространства создавалась
перспективами аллей и
В начале XVII в. в стиле барокко выполнены палаццо Боргезе [44,рис.48] и Барберини в Риме [см.Рис.А.2]. Это частные фамильные дворцы римской знати, в которых архитектура полностью господствует над окружающим пространством. Наиболее ярким примером загородных вилл является вилла Альдобрандини в Фраскати (1598-1604) [22,с.21]. В ансамбле виллы применена трехлучевая система планировки с выделением здания дворца как композиционного центра [см.Рис. А.3].
Для искусства барокко характерна театрализованность мировосприятия, причем барокко сделает объектом театрализации само городское пространство [46,с.155]. Представления о пространстве связывались с идеей бесконечности, активно разрабатывавшейся в философии и математики XVII в. Воплощение принципа бесконечной пространственности реализовывалось через линейную перспективу [47,с.183].
В садово-парковом искусстве барокко в сравнении с садами Ренессанса значительно возрос идеологический момент. Если символика садов эпохи Возрождения в основном носила светский характер, хотя и сохраняла еще представление о саде как о земном рае, то сады барокко должны были демонстрировать социальное положение и вкусы их владельцев [20,с.70-75].
Часто внутри садово-паркового ансамбля устраивались амфитеатры и музеи античных древностей, создававшие декоративный фон для маскарадов, театральных действий [19,с.19]. Аллеи для прогулок были защищены сводами из подстриженного мирта и кипариса, что создавало ощущение визуальной замкнутости и уединенности. При это переход от одного «зеленого апартамента » к другому строился на основе контраста. Многообразие мира, которое по-своему стремится представить парк барокко, раскрывается путем подчеркивания «тайны мироздания» [20,с.80-81].