Парки и сады эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:47, реферат

Краткое описание

Современное общество вступило в XXI век ... Прогресс, совершенный человечеством за этот период практически во всех сферах жизни – огромен. В то же время мир XX века выявил перечень глобальных проблем, в том числе и экологическую.
XX век особенно остро поставил проблему человека в его отношении к самому себе и к окружающей его действительности. Изучение человека как субъекта социокультурной целостности является одной из целей исторического познания [1,c.54]. Данное исследование осуществляется через анализ и реконструкцию картины мира исторической эпохи.
Дух эпохи включает такие структурные элементы как мировоззрение, мировосприятие и мироощущение данного времени. Все эти компоненты образуют социокультурный смысл эпохи [2,c.52].
Садово-парковое искусство как синтез различных искусств является ярким воплощением картины мира. Оно в наибольшей степени отражает взаимосвязь природа: человек: культура: история, а также включает в себя ценностное отношение человека к миру, информацию о способах познания действительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I ИCТОРИОГРАФИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Глава II НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ХVII – XVIII вв
Глава III САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII – XVIII вв
Глава IV ПАМЯТНИКИ ЖИВОПИСИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 81.80 Кб (Скачать файл)

 

Г.Робер также широко известен как автор парковых ансамблей. К этому времени уже выходят из моды предназначенные для развлечений, симметричные парки. Их сменили имитирующие к уединению и раздумьям ансамбли. С середины 70-х гг. художник руководил перестройкой Версальского парка и строительством Малого Трианона [55,с.168]. В картине «Вырубка Версальского парка» [см.Рис.Б.14] Г.Робер изобразил процесс перестройки регулярного парка в пейзажный. С террасы, на которой видимо работал художник, простирается вид на одну из главных аллей парка, сохраняющую еще черты регулярности.

 

Многие картины в творчестве Г.Робера посвящены парковым пейзажам с элементами архитектурных руин и скульптурными группами. Так, в картине «Развалины террасы в парке» [см.Рис.Б.15] изображен вид парка со скульптурной группой «Укротитель коней», которая в XVIII в. находилась на террасе парка Марли. Пейзаж в картине «Пейзаж с террасой и каскадом» [30,рис.220] навеян видом виллы Людовизи в Фраскати.

 

Таким образом, изображение природы  и садово-парковых ансамблей как  одно из ее проявлений в искусстве  представлено различными жанрами живописи. Для искусства XVII – XVIII вв. характерно восприятие природы как структурно организованного целого. Природа  выступает объектом научного познания. Пейзаж из фона картины постепенно становится самостоятельным объектом изображения.

 

Период с 30-х гг. XVIII и XIX в. считается  «золотым веком» английской живописи. Специфика развития английского  общества предопределили своеобразие  искусства того времени. В отличие  от Франции, где королевский двор и католическая церковь всегда выступали  в качестве главных заказчиков произведений живописи, английское искусство первоначально  носило частный характер. Поэтому  в живописи развивались такие  жанры как портрет. Пейзаж, с середины XVIII в. привлекший внимание английских художников, долгое время не имел популярности и выступал в изображениях лишь как  фон происходящего. Это объясняется  и тем, что в Англии известностью пользовались скорее пейзажи Н.Пуссена, К.Лоррена и других художников [35,с.7].

 

Тем не менее, к середине XVIII в. одним  из направлений английской живописи становится пейзаж. Так, если в произведениях  Д.Рейнолдса (1723 -1792) пейзаж в рамках портретного жанра [35,рис.12,19] является психологическим фоном картины, дополняющим характеристику индивидуальных черт личности, то творчество Р.Уилсона (1714 - 1782) посвящено пейзажу.

 

Р.Уилсон привнес в английскую живопись традиции исторического, классического пейзажа в духе К.Лоррена. Это касается как содержания картин – виды римской Кампаньи и античных руин дополняются мифологическими сюжетами, в которых выступает торжество природы, так и живописной манеры [35,рис.20,21].

 

В творчестве Томаса Гейнсборо (1727 - 1788) портрет и пейзаж образуют единую художественную композицию. Ведущая  тема портретов художника – это  творческая личность, источники ее вдохновения и особенности внутреннего  мира. Портреты Гейнсборо – это  галерея самых различных представителей английского общества XVIII в. – эпохи  нового мировоззрения и мировосприятия [59,рис.2,3,7].

 

Несмотря на то, что портретный жанр в искусстве Гейнсборо преобладает, сам художник всегда чувствовал себя пейзажистом [29,с.443]. Пейзаж эволюционирует на протяжении всего творческого  пути художника. Так, в ранних произведениях  – «Корнардский лес» или «Лес Гейнсборо» – художник стремится передать непосредственное впечатление от природы во всех ее проявлениях и деталях [60,рис.55].

 

На живописную манеру Гейнсборо  повлияло не классическое искусство  с его академическими канонами, а  голландская традиция XVII в. [60,с.160]. Как  и голландские художники он изображает сельские виды, включая в них человека. В то же время для произведений Гейнсборо характерны и общие черты эпохи просветительства: принцип театрализованности и познания окружающей действительности с точки зрения законов всеобъемлющего разума [10,с.10-11]. Отсюда присутствие в изображениях людей ощущения нормы в гармонии с прекрасной природой.

 

Мир Гейнсборо наполнен покоем и  гармонией. Он ценил в природе  естественную красоту, созвучную переживаниям и чувствам человека. Пейзажи Гейнсборо  естественны, это образ природы  без вмешательства человека [35,рис.25,27].

 

Таким образом, западноевропейское искусство XVII – XVIII вв. – это не только памятник культуры, но и важный источник о общественной и духовной жизни общества, который содержит информацию о мировоззрении, вкусах и представлениях людей того времени.

 

Памятники живописи, запечатлевшие  пейзажи Италии, Франции, и Англии, представляют ценность и как источник по изучению истории садово-паркового  искусства. В то же время частично отдельные элементы картин художников XVII – XVIII вв., а иногда и манера исполнения, изобразительность средств будут  заимствованы паркостроителями при создании садово-парковых ансамблей.

 

Заключение

 

Развитие науки и общественной мысли XVI – XVII вв. способствовали трансформации  представлений западноевропейского  общества о мире. В философской  концепции Нового времени формируется  метафизическая картина мира, в основе которой материя (природа) как первооснова  всего сущего, развивающаяся по естественным законам бытия. Природа становится объектом художественного восприятия и научного познания. В свете новых  воззрений на мир, общество и человека в философии, литературе и различных  жанрах искусства начинают разрабатываться  новые модели взаимоотношений человека и природы.

 

В садово-парковом искусстве XVII – XVIII вв. складывается два типа ансамбля – классический и пейзажный парк, каждый из которых по-своему раскрывает идею природы. Если пейзажный парк соответствует  природе, является воплощением ее естественного  вида, то регулярный – пытается ее воспроизвести, создать некий микромир на основе симметрии, целостности и единства всех элементов. И классический, и  пейзажный парк в представлении людей того времени воспринимались как торжество природы.

 

В произведениях живописи в самостоятельный  жанр выделяется пейзаж. Пейзаж, в некотором  смысле, также как и садово-парковое искусство является попыткой создания идеального мира – взаимоотношений  человека с природой. При этом в  живописи эти идеи зародились раньше, и лишь потом осуществились на практике в виде памятников садово-паркового  искусства. Так, пейзажные парки  часто проектировались на основании  пейзажей XVII в. Н.Пуссена и К.Лоррена.

 

В начале XVIII в. под влиянием нового взгляда на мир возникает идейно-эстетическая концепция природы. Развитие идеи естественности в философии и литературе того времени обусловило стремление искусства во всем подражать природе. Западноевропейская живопись XVII – XVIII вв. как памятник культуры того времени представляет ценность и как источник по общественной и духовной жизни эпохи. В течении XVII-XVIII вв. под влиянием общественной идеологии восприятия и познания природы изменяется, что находит отражение и в произведениях живописи. Идея природы в искусстве представлена практически всеми жанрами, особенно пейзажем. В эпоху классицизма это «исторический», «героизированный» пейзаж с сюжетами античной мифологии и истории. Природа выступает как предмет научного познания, она противопоставляется человеку, что выражается в контрасте изображения образа природы и человека, но вместе с тем жизнь человека и природы взаимосвязаны.

 

XVIII век – век «галантных празднеств»  на фоне природы, поэтической  и театрализованной. Тем самым  памятники живописи, являясь порождением  своего времени, раскрывают его  сущность, характер эпохи. Постепенно  природа, как фон происходящего  у А.Ватто, занимает центральное место в пространстве картины и выступает, в частности, у Ф.Буше в форме нарядного, декоративного пейзажа, а природы как таковой у О.Фрагонара.

 

В то же время памятники живописи – это и источник по истории  садово-паркового искусства. С одной  стороны, садово-парковое искусство, как  синтез различных искусств, включало и произведения живописи, а с другой – памятники живописи часто выступали художественной основой проектирования садово-парковых ансамблей. В них запечатлены сады и парки и в целом пейзажи Италии, Франции и Англии XVII – XVIII вв., отражая мировоззрение и мировосприятие западноевропейского общества.

 

Список источников и литературы

 

1.Герасина А.П. Реконструкция  картины мира и проблема исторического  познания // Теоретико-методологические  проблемы исторического познания. Материалы международной научной  конференции 1-2 февраля 2001 г. - Мн., БГУ. Т.I.

 

2.Скурту И.П. Искусство и картина  мира. – Кишинев, 1990.

 

3.История Италии: в 3-х т. –  М., 1970. Т. I.

 

4.История Франции: в 3-х т.  – М., 1972. Т. I.

 

5. История Европы: в 8 т. – М., 1994. Т. IV.

 

6.Виргинский В.С. Очерки истории и техники XVI – XIX вв. – М., 1984.

 

7.Круть И.В., Забелин И.М. Очерки  истории представлений о взаимоотношении  природы и общества. – М., 1988.

 

8.Виппер Б.Р. Искусство XVIII в.  и проблема стиля барокко // Проблема стилей в западноевропейском  изобразительном искусстве XV –  XVII вв. – М., 1969.

 

9.Прусс И.Е. Западноевропейское  искусство XVII в. – М., 1974.

 

10.Чегодаев А.Д. Художественная  культура XVIII в. // Западноевропейская  художественная культура XVIII в. –  М.1980.

 

11.Диденко В.Д. Искусство. Духовная  культура. Философия. – Алма-Ата, 1990.

 

12.Зарецкая Д.М., Смирнова В.В.  Мировая художественная культура. – М., 1998.

 

13. Ахутин А.В. Понятие «природы» в античности и в Новое время. – М., 1988.

 

14.Волгин В.Н. Развитие общественной  мысли во Франции в XVIII в.  – М., 1977.

 

15.Момджян Х.Н. Французское Просвещение  XVIII в. – М., 1983.

 

16.Горбачев В.Г. История философии.  – Брянск, 2000.

 

17.Жирнов А.Д. Искусство паркостроения. – Львов, 1977.

 

18.Залесская Д.М., Микулина Е.М.  Ландшафтная архитектура. – М., 1979.

 

19.Кохно Б.И. Садово-парковое  искусство. – М., 1980.

 

20.Лихачев Д.С. Поэзия садов:  к семантике садово-парковых стилей. – С. – П., 1991.

 

21.Палентреер С.Н. Садово-парковое  искусство. – М., 1977.

 

22.Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира.- М., 1985.

 

23.Гусев Н.Н. Старинные парки.  – М., 1993.

 

24.Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина  и действительность. – М., 1978.

 

25.Немилова И.С. Загадки старых  картин. – М., 1989.

 

26.Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х  т. – М., 1977. Т. I., 1978. Т. II.

 

27.Антология мировой философии:  в 4-х т. – М., 1970. Т. II.

 

28.Мильтон Дж. Потерянный рай.  – М., 1976.

 

29. Мастера искусства об искусстве:  в 7 т. – М., 1967. Т. III.

 

30.Французская живопись XVIII в. –  М., 1985.

 

31.French painting 16th – First Half of the 19th Century. – M., 1991.

 

32. Poussin Nicolas. – L., 1990.

 

33.Watteau A. – L., 1985.

 

34.Фрагонар О. Альбом. – Л., 1982.

 

35.Английские художники от Хогарта  до Тернера. Альбом. – Л., 1966.

 

36.Культура Нового и Старого  света XVI – XVIII вв. в их взаимодействии. – С.-П., 1991.

 

37.Кинелев В.Л., Миронов В.Б. Образование,  воспитание, культура в истории  цивилизации. – М., 1998.

 

38.Найдыш В.М. Проблема цивилизации  в научной мысли Нового времени  // Человек. 1998. №2.

 

39.Чучин-Русов А.Е. Феноменология  сопряжений. Природа: Человек: Культура: История // Общественные науки  и современность. 1998. №5.

 

40.Власов В.Г. Стили в искусстве.  – С. – П., 1995.

 

41.Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М., 1990. Т.II.

 

42.Маркова В.Э. Итальянская живопись XVII – XVIII вв. – М., 1992.

 

43. Рандхива М. Сады через века. – М., 1981.

 

44. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX в. – М., 1988.

 

45. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки по истории архитектурных стилей. – М., 1983.

 

46. Мардер А.П. Эстетика архитектуры. – М., 1988.

 

47.Искусство ансамбля. Художественный  предмет. Интерьер. Архитектура.  Среда. – М., 1938.

 

48.Брунов Н. Дворцы Франции  XVII – XVIII вв. – М., 1938.

 

49. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. – М., 1990.

 

50. Алпатов М.В. Архитектура ансамбля  Версаля. – М., 1940.

 

51. Микулина Е.М. История садово-паркового  искусства и эволюция среды:  Автор. дис. – М., 1979.

 

52.Вергунов А.П. Садово-парковые  композиции // Архитектурная композиция  садов и парков. – М., 1980.

 

53. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII в. – М., 1989.

 

54. Золотов Ю. Н.Пуссен. – М., 1988.

 

55. Рославец Е.Н. Живопись Франции XVII – XVIII вв. – Киев, 1990.

 

56. Знамеровская Т. Художник – мыслитель // Искусство. 1966. №2.

 

57. Westeuropoische Malehei Oles 13. bis 18. Janrhundests. – L, 1978.

 

58. История искусства зарубежных  стран XVII – XVIII вв. – М., 1988.

 

59. Некрасова Е.А. Т.Гейнсборо. – M., 1990.

Информация о работе Парки и сады эпохи возрождения