Анализ конкурентоспособности туристических услуг турфирмы ИП Корнилаева И.Л.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать и выявить пути повышения конкурентоспособности туристической фирмы на примере туристического агентства ИП Корнилаева «Сибирь – Тур».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать конкурентоспособность как комплексную многоаспектную характеристику туристической фирмы.
Проанализировать конкурентоспособность туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур».

Содержание

Введение………...……………………………………………………………………..
4
1 Конкурентоспособность как комплексная многоаспектная характеристика

туристической фирмы…………………………...………………………………….…
8
1.1 Конкурентоспособность туристической фирмы………………...…………….
8
1.2 Анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ…...…….…
19
..1.3 Конкурентные стратегии фирмы…………………………..……………………
40
2 Анализ конкурентоспособности туристической фирмы ИП Корнилаева
«Сибирь – Тур»………………………………………………………………………

46
2.1 Общая характеристика ИП Корнилаева «Сибирь– Тур»…………....…..……
46
2.2 Организационная структура управления туристической фирмой ИП
Корнилаева «Сибирь – Тур»……………..………………….………………………

48
2.3 Основные экономические показатели туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»….………………………………………………………………...

50
2.4 Анализ внутренней среды туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»……………………………………………………………………………….…

52
2.5 Анализ внешней среды туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь-Тур»………………………………………………………………………………..…

54
2.6 SWOT – анализ турфирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»………….……
59
2.7 Направления повышения конкурентоспособности туристической фирмы ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»…………………………………………………

60
3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ИП Корнилаева «СибирьТур»…………..……………………………………………………….

70
3.1 Основные направления и перспективы развития ИП Корнилаева «Сибирь – Тур»………………....………………………………………………………………….

70
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ИП Корнилаева
«СибирьТур»………………………………………………………………………….

72
Заключение………………….…………………………………………………………
84
Список использованных источников……………..…………………

Вложенные файлы: 1 файл

нормоконтроль 2003.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов. Спецификой туристского рынка является преобладание на нем услуг по реализации стоимости, заключенной в туристском продукте, организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (реализуется посредством сети турагентов и туроператоров), экономическому обеспечению материальных стимулов к труду.

Степень воздействия туризма на страну, регион или туристский центр обеспечивает совместимость развития туризма с сохранением окружающей среды и разнообразия биологических ресурсов, культурой и ценностями местного населения туристских рекреаций, что в целом обеспечивает экономическую эффективность развития и управления ресурсами.

Специфика туристского рынка заключается в неосязаемости туристских услуг. Потребитель, в отличие от материального производства, доставляется в места туристского продукта или отдельных его услуг. На туристский спрос оказывают существенное влияние сезонные колебания и неравномерность туристского потока. В связи с этим, вводят понятие «устойчивый туризм».

Устойчивый туризм представляет собой образцовую форму экономического развития, целями которой являются улучшение качества жизни принимающего населения, обеспечение высокого уровня впечатлений у посетителей и поддержание качества окружающей среды, от которой зависят как принимающее население, так и посетители.

Среди основных факторов развития туризма в России выделяют политическую стабильность и экономический рост. В настоящее время по привлекательности предлагаемого туристского продукта Россия становится одной из лидирующих стран, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления индустрии туризма.

Способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде, а лучше с положительной динамикой возрастания, также является фактором конкурентного преимущества предприятия, которая называется конкурентоспособность компании.

Формирование у организации конкурентных преимуществ невозможно без знания особенностей рынка, на котором она работает. Туристический рынок – это рынок услуг, так как услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках. Туристская услуга – совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающих целям туризма, характеру и направленности туристической услуги, тура, туристского продукта и не противоречащих общечеловеческим принципам морали и доброго порядка. Туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара:

  1. неосязаемость;
  2. неразрывность производства и потребления;
  3. изменчивость;
  4. неспособность к хранению.

Однако туристским услугам наряду со специфическими характеристиками услуг присущи также и отличительные особенности:

  • выделение достаточно четко выраженных туристских зон (например, «солнце – море» – Кипр, Болгария, Турция; «отдых – лечение» – Карловы Бары, Ессентуки; «спорт» – Домбай, Чехия, Югославия, Швейцария и т.д.);
  • создание туристского пакета усилиями многих организаций, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.

Достижение успеха на рынке возможно лишь в том случае, если все участники туристического обслуживания выработают и будут придерживаться общих целей, преодоление покупателем расстояния, отделяющего его от туристической услуги и места ее потребления.

Зависимость туристической услуги от таких переменных, как время и пространство.

Большое значение имеет фактор сезонности. Маркетинговые мероприятия туристской организации будут различаться в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги.

Значительное влияние на качество туристической услуги оказывают внешние факторы, имеющие форс – мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные события.

Конкурентоспособность – это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающим в себя такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама.

А так же под конкурентоспособностью фирмы понимается способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей.

Конкурентоспособность не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего – это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

  • понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
  • знание поведения и возможностей конкурентов;
  • знание состояния и тенденций развития рынка;
  • знание окружающей среды и ее тенденций;
  • умение создать такую услугу и так довести ее до потребителя, чтобы потребитель предпочел его услуге конкурента.

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

  • качество продукции и услуг;
  • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • налоговая среда, в которой действует предприятие;
  • доступность источников финансирования.

В настоящее время существует проблема, которая заключается в определении содержания конкурентоспособности для туристических фирм. Большинство сосредотачивается на параметрах туристического продукта и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики для разных конкурирующих услуг. Нередко эта оценка охватывает показатели качества, и тогда оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных положений содержания конкурентоспособности.

Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с предоставляемой услугой как таковой и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана со сбытом и сервисом туристического продукта. Наконец, третья связана с экономическими возможностями и ограничениями потребителя и отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как клиенту, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

Клиент – главный оценщик туристической услуги. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности туристического продукта должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них.

Как известно, туристический рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Одним из элементов составляющих конкурентоспособность фирмы является конкурентоспособность её продукта.

Конкурентоспособностью туристического продукта понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от продукта-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя.

Следовательно, необходим анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ.

 

1.2 Анализ конкурентов  и выявление конкурентных преимуществ  фирмы

 

Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке допускает определение факторов, которые влияют на отношения покупателей к фирме и ее продукции и как результат – смена части рынка фирмы. Все факторы конкурентоспособности можно разделить на внешние и внутренние.

Спрос – это количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных (в течение определенного периода времени) цен. Между рыночной ценой туристского продукта и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена ограничивает спрос. Уменьшение цены, как правило, сопровождается возрастанием спроса. Реакция спроса на изменение цен зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся его потребители. Кроме этого, на потребительский спрос влияют демографический фактор (численность, половозрастная структура, культурный уровень потенциальных потребителей), географические и климатические условия, политическая и экономическая стабильность страны, безопасность, психологические факторы и другие случайные воздействия (погода, конфликты).

Предложение – это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Предложение характеризует экономическую ситуацию на туристском рынке со стороны производителей-продавцов. Существующая взаимосвязь между предложением и ценой находит свое выражение в законе предложения, который гласит, что объем предложения турпродукта увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

В условиях развивающегося рынка туризма России важную роль играют маркетинговые мероприятия: исследования, стратегия и планирование.

В туризме маркетингу уделяется недостаточно внимания, т.к. предприниматели в основном сориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом.

Важнейшей причиной является то, что большинство туристских предприятий могли увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Такой большой и интенсивный спрос на туристские услуги не являлись стимулами в активизации маркетинговой деятельности предприятий туризма, а индивидуализацию потребительского спроса использовали как стандартизированные предложения товаров и услуг на запрос потребителя.

На сегодняшний день актуальность маркетинговых исследований обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в той же мере, что и динамичные изменения туристского спроса и предложения. Именно поэтому в этих условиях современного рынка туризма требуется глубокое изучение маркетинговых мероприятий и особенностей их использования российскими туристскими предприятиями.

Маркетинг в туризме представляет собой полный процесс по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразования к потребителю. Это управленческая деятельность по планированию и выполнению принятых решений, связанных с производством и продажей с целью удовлетворения нужд определенной группы людей в предоставлении необходимого товара или услуги по необходимой цене.

Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку продукта, ценообразование, методы распространения продукта, стимулирование сбыта и продвижение товаров и услуг. Необходимость в проведении мероприятий определяется существованием конкуренции между организациями, возможностью выбора аналогичных товаров и услуг от различных производителей, информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг.

Современный туристский рынок неоднороден, его можно классифицировать по субъектам, по объектам, по географическому положению, по уровню насыщения, по степени зрелости, по степени ограниченности конкуренции, по соответствию действующему законодательству, по характеру продаж, по ассортименту туристских продуктов. При этом для характеристики структуры и системы туристского рынка можно использовать и другие критерии, поэтому для организации эффективной деятельности туристских предприятий применяют сегментацию рынка.

Сегментация рынка – это деление рынка на однородные удельные рынки, т.е. на отдельные звенья (сегменты) рынка.

Поскольку туризм все больше становится частью нашего общего информационного пространства, то нехватка качественной рыночной информации о туризме, интерес к теме отдыха и туризма, говорит о том, что отдых постепенно из роскоши превращается в стиль жизни, неотъемлемую часть повседневности. Согласно данным внутренний туристский поток в 2012 году, по экспертной оценке, составит 34,5 млн. человек, что по сравнению с прошлым годом больше на 1,4 млн. человек (увеличение на 4,2%). Значимое увеличение внутреннего турпотока прогнозируется также в Ставропольском и Алтайском краях, Ростовской, Тверской, Московской, Республиках Карелия, Алтай, Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике.

Увеличение туристского потока в регионы произошло за счет развития событийного туризма: проведение фестивалей, выставок, форумов. Активно развивается туризм на Алтае, что, прежде всего связано с разработкой особых экономических зон (увеличение на 37,3 %). Наблюдается тенденция роста количества туристов, путешествующих самостоятельно, а, следовательно и тенденция спада на пользование услугами туроператоров.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности туристических услуг турфирмы ИП Корнилаева И.Л.