Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:41, научная работа
Объект исследования – состояние проблеммы безопасности жизнедеятельности человека.
Предмет исследовани - введение секционных занятий по направлению «спортивный туризм» для учащихся 8-11 класса.
Цель исследования – Донести до школьников необходимость проведения секционных занятий по спортивному туризму для обеспечения безопасности жизнедеятельности в черезвычайных ситуациях.
Гипотеза исследования – Предпологается, что введение секционных занятий по спортивному туризму помогут человеку выжить в условиях автономного существования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы применения средств спортивного туризма для обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях автономного существования…………………………………………………………………
1.1. Опасные природные явления и черезвычайные ситуации……………….
1.2 Общее представление о спортивном туризме……………………………...
1.3 Применение средств спортивно-оздоровительного туризма для обеспечения безопасности жизнедеятельности………………………………
Глава 2. Методы и организация исследования………………………….. 25
2.1. Задачи исследования …………………………………………………. 25
2.2. Методы исследования……………………………………………… 25
2.3. Организация исследования ………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………… 35
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Сибирский
государственный университет
Факультет туризма рекреации и реабилитации
Кафедра теориии и методики физкультурно-оздоровительной работы
ПОУХ Ильяна Михайловна
«Здоровье и безопасность в туризме и других сферах деятельности человека»
Научно-исследовательская по дисциплине
«ТиМФСД»
Омск 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
Глава 1 Теоретические
основы применения средств спортивного туризма
для обеспечения безопасности жизнедеятельности
в условиях автономного существования……………………………………………
1.1. Опасные природные явления и черезвычайные ситуации……………….
1.2 Общее представление о спортивном туризме……………………………...
1.3 Применение средств спортивно-оздоровительного туризма для обеспечения безопасности жизнедеятельности………………………………
Глава 2. Методы и организация исследования………………………….. 25
2.1. Задачи исследования …………………………
2.2. Методы исследования……………………………
2.3. Организация исследования ………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Введение
В настоящее время практически каждый человек, живущий в нашей стране, может позволить себе провести отпуск за границей: самолет, поезд, автомобиль, быстроходный морской лайнер доставит вас в любую точку мира. По воле случая, по своей неопытности, а иногда и сознательно каждый из нас может попасть в сложную ситуацию и остаться один на один с природой. Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в черезвучайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека.
К экстремальным ситуациям
В повседневной жизни люди других профессий оказываются, не подготовлены. Растерянно, даже обреченно, как веками люди встречали различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы и с надеждой на укрощение сил природы. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная как действовать в той или иной обстановке, примет единственное правильное решение: спасет себя, поможет спастись другим.
Школой выживания в
Экскурсия – это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.
Туристическая экспедиция – представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.
Туристический поход – это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.
Познавательные походы направлены на изучение своего края (района, области): рельефа, климата, хозяйства.
Оздоровительные походы способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность.
Спортивные походы улучшают физическую подготовленность, способствуют физическому совершенствованию и приобретение навыков выживания.
Таким образом, школой выживания в экстремальных условиях автономного существования может быть спортивный туризм.
Объект исследования – состояние проблеммы безопасности жизнедеятельности человека.
Предмет исследовани - введение секционных занятий по направлению «спортивный туризм» для учащихся 8-11 класса.
Цель исследования – Донести до школьников необходимость проведения секционных занятий по спортивному туризму для обеспечения безопасности жизнедеятельности в черезвычайных ситуациях.
Гипотеза исследования – Предпологается, что введение секционных занятий по спортивному туризму помогут человеку выжить в условиях автономного существования.
Глава 1.1. Опасные природные явления и черезвычайные ситуации.
Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть с одной стороны положительным, с другой, одновременно и отрицательным (негативным). [4]
На территории России, обладающей чрезвычайно большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, встречается более 30 опасных природных явлений, наиболее разрушительными являются: наводнения, подтопления, эрозия, землетрясения, оползни, сели, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления. Ежегодно в России происходит 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с природными опасными явлениями.
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте - в меньшей. Сто процентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут приносить колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от. интенсивности самих катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства.
Результатом опасности природного происхождения является наносимый ими вред, урон. Этот вред выражается через последствия природных и бедствий, под которыми понимается результат воздействия поражающих и других факторов, сопровождающих бедствие, на человека, объекты экономики, социальную сферу, окружающую природную среду, а также изменения обстановки, произошедшие вследствие этого.
По данным отдела катастроф Смитсоновского института (США), число жертв на планете, вызванных стихийными бедствиями, было ориентировочно следующим:
- циклоны, тайфуны, штормы на побережье - 760 тыс. погибших;
- землетрясения - 190 тыс. погибших;
- наводнения - 180 тыс. погибших;
- грозы, цунами, извержения вулканов и др. - 62 тыс. погибших;
- всего - 1192 тыс. погибших.
Таким образом, в течение почти четверти века от стихийных бедствий ежегодно в среднем погибали около 50 тыс. человек. Статистика пополнилась обширным списком природных катастроф. Подсчитано, что 9/10 стихийных бедствий в мире относится к четырем типам: наводнения (40 %), тропические циклоны (20 %), землетрясения (15 %), засухи (15 %). По числу жертв тропические циклоны занимают первое место, наводнения же более часты и причиняют большой материальный ущерб. Американский ученый Р. Кейтс считает, что ущерб, наносимый мировой экономике стихийными бедствиями, составляет около 30 млрд долларов ежегодно. 20 млрд из них - чистый ущерб, а остальные 10 млрд - расходы на превентивные действия и мероприятия по смягчению последствий разгула стихии. [4]
Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности. Необходимо четкое и своевременное прогнозирование времени, места и интенсивности стихийного бедствия. Это дает возможность своевременно оповестить население об ожидаемом ударе стихии. Правильно понятое предупреждение позволяет людям подготовиться к опасному явлению путем либо временной эвакуации, либо строительства защитных инженерных сооружений, либо укрепления собственных домов, помещений для скота и т.д. Должен быть учтен опыт прошлого и его тяжелые уроки должны быть доведены до сведения населения с разъяснением, что подобное бедствие может повториться. В некоторых странах государство скупает земли в ареалах возможных стихийных бедствий и организует субсидируемые переезды из опасных зон.
В широком смысле слова под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. [4]
Необходимо различать просто опасную и действительно черезвычайную ситуацию, экстримальную ситуацию. Поэтому крайне важно отличать возникающие нестандартные ситуации по степени их воздействия на человека. Такие ситуации необходимо классифицировать по следующему принципу:
Рассматривая подробно каждую ситуацию в отдельности можно заключить, что к опасной ситуации в первую очередь относится возможность заблудиться при: самостоятельном изучении пещеры (лабиринта), отстовании от групппы, внезапной встрече с дикими хищными животными, движении по топкому болоту, вынужденной перепаве через бурные или глубокие реки.
Часто опасная ситуация переходит в черезвычайную, когда человек в выше приведенных случаях, остается один на один с природой, без вспомогательных передметов (продукты питания, аптечка, средства ориентирования, теплой одежды, необходимого снарежения и т.д.)
К непосредственно экстимальной ситуации относятся:
Аварийные ситуации транспортного средства в ненаселенной труднодоступной местности, попадание в зону стихийного бедствия (извержение вулкана, наводнение, землетресение, снежная лавина). [14]
По-разному можно встретить стихийные бедствия. Растерянно, даже обреченно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы и с надеждой на укрощение сил природы. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил. Природные катастрофы происходят внезапно, совершенно опустошают территорию, уничтожают жилища, имущество, коммуникации, источники питания. За одной сильной катастрофой, словно лавина, следуют другие: голод, инфекции ... [4]
Вопрос обезопасности человека в мире, где черезвычайные и экстренные ситуации могут настигнуть в любой момент, уделяется большое внимание. Ввведен закон об обязательном страховании туристов уезжающих за границу, но этого не достаточно, т.к. в большенстве случаев не знание людей простых основ выживания усогубляет ситуацию проишествия.
Пучков Владимир Андреевич Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-лейтенант запаса. Кандидат технических наук. Лауреат премии Правительства Российской Федерации. На конференции, посвященной празднику «День спасателя», ответил на несколько вопросов, основной темой являлась «Безопасность населения в черезвучайных ситуациях». Владимир Анлреевич отметил: «К сожалению, большенству наших сограждан не хватает знаний в области безопасности. Наша задача – достучаться до людей. Наиболее уязвимые категории – пожилые люди и дети. Каждый человек должен знать не только то, как вести себя в тяжелой жизненой ситуации, в беде, но и иметь твердые практические навыки само- и взаимопомощи». [16]
1.2.Общее
представление о спортивном
Виды спортивного туризма
По видам передвижения выделяются: автомототуризм; велосипедный туризм; водный туризм - сплав по рекам в зависимости от категории река может быть горной ; парусный туризм ; конный туризм; лыжный туризм; мотоциклетный туризм; пешеходный туризм — передвижение на маршруте производится в основном пешком; горный туризм — пешие походы в условиях высокогорья; спелеотуризм; комбинированный туризм.
Информация о работе Здоровье и безопасность в туризме и других сферах деятельности человека