Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:44, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Условия труда по показателям напряженности трудового процесса (показатели напряженности и классы условий труда). Особенности режима труда и отдыха работников умственного труда.
Вопрос 2.Опишите и проанализируйте 1-2 известные Вам события, связанные с опасностями среды обитания человека.

Вложенные файлы: 1 файл

бжд контрольная.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

  
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Вариант № 6 
 
 
 
 

                                 Исполнитель: студентка 3 курса Буравкова А. Г.             

          Специальность: М и М                                                               

           № зачетной книжки: 07ММД46356

                                  Руководитель: Ахмерова Т.Р. 
 

Уфа – 2008

Вопрос 1. Условия труда по показателям напряженности трудового процесса (показатели напряженности и классы условий труда). Особенности режима труда и отдыха работников умственного труда. 

Вопрос 2.Опишите и проанализируйте 1-2 известные Вам события, связанные с опасностями среды обитания человека. 

Тест 1. В соответствии с аксиомой о потенциальной опасности:

  1. Человек является источником многочисленных опасностей в окружающем мире.
  2. Существуют локальные и региональные опасности.
  3. Действия человека и среда обитания обладают способностью генерировать вредные и опасные для жизнедеятельности факторы.

Укажите примеры, подтверждающие проявление аксиомы  в реальной жизни. 

Тест 2. Укажите на условия, которые позволяют  отнести помещение  к особо опасным  по степени опасности поражения электрическим током если:

  1. Относительная влажность воздуха в помещении составляет 85-95%.
  2. В данном помещении также имеется кирпичный пол.
  3. Температура внутри помещения может повышаться до 400С.
  4. На входе в помещение и вокруг него обустроен земляной пол.

Укажите последствия воздействия  электрического тока на организм человека и методы защиты от поражения. 

Тест 3. Для прогнозирования  аварий и катастроф  необходимо:

  1. Смоделировать процесс их возникновения и развития.
  2. Предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объектах экономики.
  3. Оценить возможные поражающие факторы.
  4. Определить возможные масштабы последствий.

Укажите правильные ответы и  поясните их.  

Тест 4. Мониторинг окружающей среды, это:

  1. Система наблюдения за состоянием окружающей среды.
  2. Система управления состоянием окружающей среды.
  3. Система оценки состояний окружающей среды.
  4. Система прогноза состояний окружающей среды.

Приведите примеры возможностей реализации мониторинга  в сфере экономической безопасности государства.  
 
 

Ответ на 1-ый вопрос.

 

      Условия труда формируются под влиянием социально – экономических факторов. Группы социально – экономических факторов составляют общественно- политические и социально- психологические. К организационно техническим  факторам относят средства труда, технологию производства, организацию производства и управления. Природные факторы могут быть географическими, биологическими и климатическими.

      Труд - целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей.

      Условия труда - совокупность факторов трудового  процесса и рабочей среды, в которой  осуществляется деятельность человека.

Классификация основных форм трудовой деятельности:

 
 

      Труд, требующий большой  мышечной активности. Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.  

      Механизированная  форма труда. Требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения. Однако, однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда. 

      Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством. Недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков 

      Конвейерный труд. Отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Главный недостаток - монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При однообразных повторяющихся раздражителях в корковой деятельности преобладает процесс торможения, что ведёт к рассеиванию внимания, падению скорости реакции, быстрому утомлению.  

      Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами. Человек выступает в роли оператора, и чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие. 

      Умственный  труд. Восприятие и переработка большого количества информации с включением памяти, внимания, активизация процесса мышления.

      Формы умственного труда:

  • Операторский - контроль за работой машин. Отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением.
  • Управленческий (руководители предприятия). Характеризуется большим ростом объёма информации при нехватке времени для её переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями.
  • Творческий труд (научные работники, писатели, конструкторы). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.
  • Труд преподавателей и медицинских работников - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению.
  • Труд учащихся и студентов. Необходима концентрация памяти, внимания. Присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачёты).

        Многообразие форм трудовой деятельности сводится к двум основным.

 

      Физический  труд  – характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным его показателем является тяжесть.

      Энергозатраты при физическом труде, в зависимости  от тяжести работы, составляют 4000-6000 ккал в сутки.  

      Умственный  труд – объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

      Энергозатраты при умственном труде составляют  2500-3000 ккал в сутки. 

      Вес мозга составляет 2% от массы тела, а потребляет он энергии (15 - 20)% от общего обмена в организме. 100 г коры головного  мозга потребляет кислорода в 5 - 6 раз больше, чем скелетная мышца такого же веса при физической работе.

      Суточный  расход энергии при умственном труде  повышается на 48% при чтении вслух  сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т. к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Условия труда подразделяются на 4 класса:

I класс. Оптимальные условия труда.

      Такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаётся предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов за оптимальные условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения. К оптимальным относят условия труда на рабочих местах, где оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам; установлены и исправны требуемые средства защиты; средства инструктажа и обучения выполнены в соответствие с требованиями; оборудование исправно.

II класс. Допустимые условия труда.

      Характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормами для рабочих мест, а возможные изменения  функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства. Допустимые условия труда существуют там, где повреждены и неисправны средства защиты (ослабление отдельных крепежных деталей).

III класс. Вредные условия труда.

      Характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятные воздействия на организм работающего и (или) его потомства. Вредные условия труда подразделяют на четыре степени вредности:

  • 1-я характеризуется такими отклонениями  от гигиенических нормативов, которые вызывают обратимые функциональные и обуславливают риск развития заболевания;
  • 2-я характеризуется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, увеличению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков патологии;
  • 3-я характеризуется такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, росту хронической общесамотической патологии (постоянная усталость, снижение иммунитета), включая повышенную частоту заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
  • 4-я при которой могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

IV класс. Опасные (экстремальные) условия труда.

      Характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Режим труда и отдыха.

 
  1. Для обеспечения высокого уровня работоспособности и сохранения здоровья работников, связанных с физическими нагрузками в течение рабочей смены, должна быть соблюдена рациональная организация режима труда и отдыха.
  2. Рациональный режим труда и отдыха устанавливается в соответствии с нормативными документами, исходя из характера и условий труда, динамики функционального состояния работающего, и должен предусматривать, помимо обеденного перерыва, строгое соблюдение регламентированных перерывов. Регламентированный перерыв - перерыв на отдых (активный, пассивный), включаемый в счет рабочего времени.
  3. При разработке типовых режимов труда и отдыха в различных отраслях экономики необходимо руководствоваться нормативными документами, поскольку физический труд характеризуется большим числом разнообразных трудовых операций, отличающихся по степени тяжести.
  4. В профессиональных группах, для которых характерно выполнение рабочих операций различной степени тяжести, частота и продолжительность перерывов на отдых устанавливается с учетом характера выполняемой работы.
  5. Для работников, труд которых по показателям тяжести трудового процесса относится к вредному 3 классу условий труда (1 - 3 степени), следует предусматривать время для отдыха в виде регламентированных перерывов через 1,5 - 2,0 ч работы, продолжительностью не менее 10 мин. каждый.
  6. При значительных физических нагрузках (3 класс вредности), целесообразно оптимизировать организацию труда. Необходимо предусмотреть смену рабочих операций и сокращение времени выполнения одним работником тяжелых работ за рабочую смену, обучение смежным специальностям с целью взаимозаменяемости рабочих.
  7. Рекомендуемые режимы труда и отдыха могут быть откорректированы с учетом конкретных производственных условий и тяжести труда. Принципиальным при этом является сохранение общего времени на отдых, числа перерывов и времени их распределения по часам смены.
  8. Снижение утомительности тяжелых работ можно достичь уменьшением объема вспомогательных операций, которые часто связаны со значительными физическими нагрузками, своевременной заменой изношенного оборудования и т.д.
  9. Внедрение типовых режимов труда и отдыха не исключает необходимости комплексных мероприятий по дальнейшему улучшению санитарно-гигиенических условий производственной среды, механизации и автоматизации трудовых процессов.
  10. При разработке профилактических мероприятий необходимо учитывать сменный график работы, в т.ч. с ночными сменами. Сменный график работы приводит к снижению функционально-приспособительных реакций основных систем организма работника (нейроэндокринной, сердечно-сосудистой, локомоторной и др.) и может явиться причиной развития утомления и переутомления, повышая тем самым физиологическую стоимость труда.
  11. При производственной необходимости использования сменного графика работы следует предусматривать полноценный отдых между рабочими сменами или увеличение количества дней для отдыха перед ночной сменой.
  12. Для профилактики профессиональных болезней спины при сочетании тяжелого физического труда со сменным графиком работы рекомендуются следующие варианты чередования смен.

Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"