Контроль соблюдения санитарного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:11, реферат

Краткое описание

В настоящее время гигиена и санитария питания представляет собой большую научную базу по изучению пищевой ценности и контаминантов пищевых продуктов, а также различных заболеваний, связанных с пищевым фактором; законодательную базу в области контроля качества и безопасности, производства и оборота пищевых продуктов, организации питания различных групп населения. Накоплен огромный материал и сделан анализ результатов мониторинга за качеством санитарного законодательства при производстве пищевой продукции, за осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и санитарным благополучием предприятий питания и других пищевых объектов.

Содержание

1. Введение 2
2. Контроль соблюдения санитарного законодательства 3
3. Требования к программе производственного контроля 9
4. Входной контроль качества и безопасности поступающих на предприятия общественного питания пищевых продуктов 10
5.Заключение 20
6.Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по санитарии.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Введение                                                                                                      2

2.  Контроль соблюдения санитарного законодательства                          3

3. Требования к программе производственного контроля                       9

4. Входной контроль качества и безопасности поступающих на    предприятия  общественного питания  пищевых продуктов                 10 

5.Заключение                                                                                                 20               

6.Список литературы                                                                                   21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Питание человека играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов. 
     В работе предприятий питания все большее значение приобретают вопросы соблюдения санитарного законодательства по проведению контроля и санитарно-противоэпидемиологических мероприятий в целях обеспечения безопасности выпускаемой продукции. 
     Санитария и гигиена питания- дисциплина, изучение которой ставит своей целью овладение навыками получения безопасного для здоровья человека питания, включая профилактику алиментарных заболеваний и профессиональных поражений, санитарную экспертизу продовольственных продуктов, предупредительный и текущий санитарно-эпидемиологический надзор. 
      В настоящее время гигиена и санитария питания представляет собой большую научную базу по изучению пищевой ценности и контаминантов пищевых продуктов, а также различных заболеваний, связанных с пищевым фактором; законодательную базу в области контроля качества и безопасности, производства и оборота пищевых продуктов, организации питания различных групп населения. Накоплен огромный материал и сделан анализ результатов мониторинга за качеством санитарного законодательства при производстве пищевой продукции, за осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и санитарным благополучием предприятий питания и других пищевых объектов. 
     Ввиду быстрого развития в последние годы сети предприятий питания некоторые информационные области в данном секторе услуг  не получили должного внимания и данные о состоянии этой группы объектов достаточно разнородны, иногда – противоречивы. Вместе с тем, общественное питание  является одним из важнейших факторов, дающих интегральную оценку социально-экономического уровня общества и понимание его состояния необходимо для формирования перспективных планов, как для представителей отрасли, так и для организаций, осуществляющих надзор за объектами этой отрасли. 
     Необходимость соблюдения соответствующих санитарных норм на предприятиях питания является в настоящее время общепризнанной, можно считать не требующей доказательств, - по крайне мере, применительно к предприятиям питания и государственным учреждениям, занимающимся контролем качества пищевых продуктов. 
     Следует учитывать важность профилактических мероприятий на предприятиях питания. Их организация должна базироваться на системе  последовательных действий как владельца объекта, так и надзорных органов. 

Контроль соблюдения санитарного законодательства

     Деятельность органов государственного санитарного надзора по контролю за соблюдением санитарного законодательства регулируется Федеральными законами N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и N 134-ФЗ от 08.08.2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении осударственного контроля (надзора)". Порядок проведения мероприятий по контролю в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора определен в статьях 7-12 главы II Закона N 134-ФЗ и един для всех фармацевтических учреждений независимо от их типа и форм собственности. Мероприятия по контролю (проверки) осуществляются в плановом и внеплановом порядке, при этом их продолжительность не должна превышать один месяц. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. 

     Плановые проверки выполнения требований санитарных правил одним юридическим лицом или предпринимателем могут проводиться не более одного раза в два года в сроки, предусмотренные ежегодным планом соответствующего Центра госсанэпиднадзора, вне зависимости от сроков проведения внеплановых мероприятий по контролю. Основаниями для проведения внеплановых проверок являются: 

- контроль исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате планового мероприятия по контролю; 

- получение информации от юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти  о возникновении аварийных ситуаций, изменениях или нарушениях технологических процессов, выходе из строя сооружений, оборудования, создающих угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан, юридических лиц, а также чреватых загрязнением окружающей среды и прочими экологически неблагоприятными последствиями; 

- обращения граждан, юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  с жалобами на нарушения их  прав и законных интересов  действиями (бездействием) иных юридических  лиц и (или) индивидуальных  предпринимателей, связанные с невыполнением  последними обязательных требований; 

- получение любой информации, подтверждаемой  документами или иными источниками,  свидетельствующими о наличии  признаков нарушений. 

     Внеплановые мероприятия по контролю не проводятся в случае анонимных обращений в Центр Госсанэпиднадзора. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения Главного врача Центра Госсанэпиднадзора или его заместителя. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор, вправе беспрепятственно посещать территории и помещения поднадзорных им объектов при наличии служебного удостоверения и специального письменного документа (распоряжения, приказа), включающего: 

- наименование органа государственного  контроля (надзора), номер и дату  распоряжения (приказа) о проведении  мероприятия по контролю; 

- Ф.И.О. и должность лица (лиц), уполномоченного для проведения  мероприятия по контролю; 

- наименование юридического лица  или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя,  в отношении которых проводится  мероприятие по контролю; 

- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю (проверка соблюдения санитарного законодательства и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, гигиеническое воспитание и образование населения; соблюдение условий реализации товаров или оказания услуг и т.п.); 

- правовые основания проведения  мероприятия по контролю, в том  числе нормативные акты, обязательные требования которых подлежат проверке (ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соответствующие СанПиН и т.п.); 

- сроки (дату начала и окончания)  проведения мероприятия по контролю. 

     Плановые мероприятия по контролю проводятся в присутствии руководителей, должностных лиц или работников проверяемых объектов либо их представителей. 

     По результатам мероприятий по контролю должностным лицом (лицами), проводившими проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В акте должны содержаться сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, лиц, присутствовавших при проведении проверки, а также их подписи или факт отказа от подписей. К акту прилагаются дополнительные акты о заборе проб продукции, протоколы проведенных исследований (испытаний), экспертиз, предписание должностных лиц и другие документы, связанные с результатами мероприятий по контролю. Один экземпляр акта с копиями приложений под расписку вручается руководителю проверяемого объекта или его представителю. При выявлении нарушений санитарного законодательства составляется протокол по установленной форме, даются предписания об их устранении.  При необходимости по результатам проверки издается предписание Главного государственного санитарного врача о проведении экспертизы, постановление о приостановлении (запрещении) деятельности, о проведении профилактических прививок, об обязательном медицинском осмотре и др., которые также вручаются проверяемому лицу под расписку или направляются по почте с уведомлением о вручении.  Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю, в который должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы вносятся соответствующие записи. Юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и их представители, необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю, и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, постановления органов Государственного санитарно-эпидемиологического надзора об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. 

     Неправомерные действия должностных лиц санитарно-эпидемиологической службы могут быть обжалованы путем обращения к администрации Центра Госсанэпиднадзора, представителем которого данное должностное лицо является, в вышестоящие учреждения госсанэпидслужбы или в другом, предусмотренном законом порядке. 

Обязанности юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей по соблюдению санитарного законодательства определены в Законе N 52-ФЗ, в соответствии с которым санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека, государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, в том числе впервые ввозимых на территорию РФ (статья 2, ч. 3 пункта 1; статья 29). В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны: 

- выполнять требования санитарного  законодательства, постановлений, предписаний  и санитарно-эпидемиологических  заключений должностных лиц, осуществляющих  государственный санитарный надзор; 

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия); 

- обеспечивать безопасность  здоровья граждан работ, оказываемых  услуг и товаров, предназначенных  для личных и бытовых нужд, в момент их производства, транспортировки,  хранения, реализации; 

- осуществлять производственный  контроль за соблюдением санитарных  правил, в том числе посредством  проведения лабораторных исследований  и испытаний; 

- проводить работы  по обеспечению безопасности  для человека новых видов продукции  и технологий ее производства; 

- своевременно информировать  население, органы местного самоуправления, учреждения государственной санитарно-эпидемиологической  службы об аварийных ситуациях  и остановках производства, нарушениях  технологических процессов, создающих  угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; 

- иметь в наличии  официально изданные санитарные  правила; 

- заниматься санитарно-гигиеническим  просвещением работников. 

    В условиях сокращения числа плановых проверок, осуществляемых учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, особую важность приобретает проведение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, порядок прохождения которого определяется статьей 32 Закона N 52-ФЗ и санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". В соответствии с указанными документами каждое учреждение должно иметь согласованный с территориальным Центром госсанэпиднадзора план производственного контроля и систематически его выполнять.  Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". 
Методические указания определяют порядок и методику организации и осуществления производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли при производстве, транспортировке, реализации и хранении пищевых продуктов, продовольственного сырья и продукции общественного питания. 
Методические указания обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обороте пищевых продуктов и продовольственного сырья при производстве, поставке, реализации и хранении. 
Методические указания предназначены для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, специалистов, организующих и осуществляющих производственный контроль, должностных лиц и персонала предприятий пищевой промышленности, общественного питания и продовольственной торговли, а также для организаций и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.( 1 )

Требования к программе  производственного контроля

     Программа производственного контроля регламентирует организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, выполнении работ и оказании услуг, устанавливает требования к объектам, точкам контроля, объему, срокам (периодичность) и видам (формы) контроля, определяет функциональные обязанности должностных лиц и сотрудников предприятия, организации, учреждения, а также функции других юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих те или иные виды контроля на договорной основе. Собственно программа производственного контроля оформляется в виде таблиц с указанием объектов контроля, критических контрольных точек, контролируемых требований или определяемых показателей, периодичности контроля со ссылками на соответствующие нормативные документы и содержит следующие разделы:

Информация о работе Контроль соблюдения санитарного законодательства