Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:46, контрольная работа
В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины
предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи
- это такой набор и такая организация языковых средств, которые в
определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и
этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении
поставленных коммуникативных задач.
1. Общие определения понятий "культура речи" и ”эффективность
общения”.
2. Нормативный компонент культуры речи.
3. Коммуникативный компонент культуры речи
4. Этический компонент культуры речи.
жаргона обычно не ставят, одна же из основных целей арго - тайный язык.
Поэтому нельзя отрицать, что в жаргонном мусоре могут попадаться и удачные
находки, способные войти в литературный язык. Интересно отметить, что Т.И.
Ерофеева слова типа общага 'общежитие', стипа, стипуха 'стипендия', универ
‘университет', мед 'медицинский институт', культура 'институт культуры',
война, войнушка 'военная подготовка' относит к студенческому жаргону, а
Е.А. Земская подобные усеченные существительные (пред 'председатель', фак
'факультет', диссер 'диссертация', та же стипа) рассматривает как
разговорные, т.е. литературные. У арготизмов шансов попасть в литературный
язык намного меньше именно по этическим мотивам: ср., например,
арготические эквиваленты глагола украсть: вербануть, взять, выкрутить,
наблындить и т.п..
Не следует обходить молчанием и проблему русского мата. Кажется
очевидным, что любая экспертная комиссия воспротивится допуску этого
языкового феномена в литературный язык, несмотря на его широчайшее
распространение среди людей, находящихся за гранью носителей литературного
языка. Однако ситуация не столь проста, как кажется. Вот один из
симптоматичных примеров. «18 августа... 16.50 - Форос (дача Президента в
Крыму): сюда прибыла группа заговорщиков, с ними начальник управления
Комитета госбезопасности Плеханов, потребовав от Президента сложить свои
полномочия. Как сообщает газета "Коммерсант" со ссылкой на народного
депутата В. Лысенко, Михаил Горбачев назвал их мудаками. Позже Президент не
опроверг это, но уточнил, сказав, что послал их туда, куда обычно посылают
русские люди» ("Союз", специальный выпуск, август 1991 г.).
Вероятно, можно констатировать, что в некоторых замкнутых, по
преимуществу мужских, микроколлективах, члены которых, выходя за свой круг,
показывают себя достаточно компетентными носителями литературного языка,
сквернословие считается особым шиком. И, разумеется, никакие запреты службы
языка не способны повлиять на это общение "в узком кругу". Задача науки -
обратить внимание на существование такого явления, все остальное - дело
общественности.
В заключение хотелось бы обратить внимание на следующее. Мы попытались
представить достаточно полную и цельную теорию культуры речи как особой
лингвистической дисциплины. Эта теория строилась не как "нечто в себе", а
на общем фоне развития современной лингвистики с привлечением многих
понятий и разработок из смежных дисциплин и теорий: теории литературного
языка, функциональных лингвистических исследований, теории речевых актов,
исследований лингвистической прагматики, социолингвистики и пр. Мы отдавали
себе полный отчет в том, что такая широкая опора на достижения современной
лингвистики таит в себе опасность создания не единой непротиворечивой
теории культуры речи, а некоторого эклектичного набора разных концепций и
методов. Как уже говорилось, мы видели единство предложенной теории
культуры речи в ее ориентации на одну цель - эффективность общения,
достижение которой возможно для среднего носителя языка.
Список использованной литературы:
. Культура русской речи и эффективность общения, Граудина Л.К., Ширяев
Е.Н., М: Наука, 1996.
. Типы норм языковой коммуникации, Едличка А., М: Прогресс, 1988.
. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать
уверенность в себе, выступая публично. Карнеги Д. [Б М.] Дело, 1988.
. Ожегов С.И.
Очередные вопросы культуры
. Логика и речевое общение, Грайс Г.П., М., 1985.