Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:38, реферат
Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.
Реферат на тему:
«Правовые, нормативные и организационные
основы обеспечения охраны окружающей среды»
Введение
Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.
Охрана окружающей
среды и рациональное использование
природных ресурсов представляют собой
сложную и многоплановую
1. Организационные
и правовые основы охраны
1. 1. Государственная
политика защиты окружающей
В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных pecypсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:
1. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые зада и приоритеты должны отражать реальную ситуацию во властях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.
2. Государство должно
разработать национальное
Академик Н. Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: "Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека".
В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в 70 — 80-е гг. в Бывшем СССР управлением и охраной окружающей при- родной среды занималось 18 различных министерств и ведомств.
Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало о себя. Общий координационный орган, который объединял бы природоохранную деятельность, отсутствовал. Потно, что такая система управления и контроля порождая преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных крупных предприятий, которые явились основными и разрушителями природной среды. Историки полагают, что природоохранное право появилось в ХШ в. Это был эдикт короля Эдуарда, использовать каменный уголь для отопления в Лондоне. В России этому праву положили начало Петра I по охране лесов, животного мира и др. Все были попытки комплексного подхода к защите природы среды.
1.2. Правовое
обеспечение экологического
Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируются права человека на благоприятную окружающую среду, отражаются положения об охра- не природы и рациональном использовании природных ресурсов.
Ключевым экологическим законом России является За- кон РФ "Об охране окружающей среды", вступивший в действие 3 марта 1992 г. В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации. Из 94 статей Закона главные положения явились основой для других нормативных природоохранных актов.
Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в разделе Закона. Впервые четко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения при осуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Согласно этому разделу Закона объектами охраны являются естественные экологические системы, технологические трубопроводы" и др.). В некоторых они сформулированы так, что не имеют юридической силы. Например: По возможности следует давать оценку предполагаемого воздействия объекта строительства на окружающую среду.
Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в ЧШ— IX разделах. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, Экологического бедствия устанавливают высшие органы власти РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов. По их же представлению образуются и государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, на чьих территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям их создания.
Особо выделены в Законе курортные и лечебно-оздоровительные зоны, в которых введены округа санитарной охраны и которые рассматриваются как особо охраняемые территории вокруг городов и поселков. Статус же зеленых Городов (поселков) Законом не оговаривается, но их защитная роль от всех видов загрязнений атмосферы общеизвестна (исследованиями, проводившимися в 68 городах и поселках Московской области, установлена зависимость между площадью зеленых насаждений, приходящихся на одного человека, и средней продолжительностью жизни). Потому разработка положений о содержании зеленых насаждений с учетом местных условий в соответствии со статьями Закона, безусловно, необходима. Экологический контроль согласно Закону (раздел Х) является системным и состоит из государственного, производственного и общественного. Государственный контроль должен осуществляться как органами власти, так и отдельная глава Уголовного кодекса РФ, в которой необходимо сформулировать общие и частные нормы по этим правонарушениям, установить виды ответственности.
Отдельный раздел Закона (раздел XV) посвящен международному сотрудничеству в области охраны среды.
Закон об охране природной окружающей среды России дает основания для создания цельной системы природоохранного законодательства. В сочетании с другими закона- ми, принятыми за последние годы: "0 санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.), "Основами законодательства об охране труда" (1993 г.), "0 недрах" (1993 г.), это создает основы природоохранного законодательства.
1.3. Органы управления контроля и надзора по охране природных функции
Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам обще
К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют природоохранные функции.
Основными
стратегическими целями экологи
+ последовательное
решение проблем развития
+ последовательное
достижение на каждой
+ восстановление
и сохранение биосферного
+ рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.
Реализации перечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области экологии и природопользования. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмом управления в единую систему.
По-видимому, наряду с основами природоохранного законодательства необходим экологический кодекс, который перевел бы правовые экологические нормы в ранг моральных ценностей и имел бы нравственную направленность и воспитательное значение.
1.4. Задачи
и полномочия органов
Высшие федеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органы России согласно Закону РФ "Об охране окружающей среды" призваны
определять основные
направления государственной
На Правительство возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ, координации деятельности всех органов в области охраны окружаю- щей среды, образования и использования внебюджетного экологического фонда, установление порядка платы за природопользование, обеспечение населения экологической информацией.
По Конституции
РФ природопользование, охрана окружающей
природной среды, обеспечение экологической
безопасности составляют совместную компетенцию
Федерации и субъектов
1. Определение основных
направлений экологической:
2. Планирование, финансирование
и материально-техническое
3. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды...
4. Утверждение нормативов
вредных воздействий, платежей
за использование природных
5. Государственный
экологический контроль, государственная
экологическая экспертиза, решение
об ограничения,
6. Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.
7. Международное
сотрудничество. Указанные в перечне
вопросы и задачи призваны
решать все управленческие
утверждение основных
направлений экологической
Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения:
Республиканского, краевого, областного, муниципального бдения или же представляющие исключительную федеральную собственность. Это определяет объем предоставленных полномочий. Например, выдача разрешений на при водопользование практически принадлежит всем органам уровня. Однако каждый раз оно распространяется только на те природные ресурсы, которые на соответственно в ведении Федерации, субъектов федерации или местных органов.