Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат БЖД.docx

— 54.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

5. Организация  и управление противопожарной  безопасностью 

 

5. 1. Организация пожарной охраны в Российской Федерации  

 

Защищенность личности, материальных и культурных ценностей нашего общества от пожаров, согласно российскому законодательству, рассматривается как элемент национальной безопасности и одна из важнейших функций государства.

Государственная противопожарная  служба (ГПС) — это основной вид пожарной охраны в стране, наделенный полномочиями федерального надзора и являющийся центральным звеном системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Общее руководство  по обеспечению пожарной безопасностью  в стране осуществляет Правительство РФ; в автономной республике — правительство автономной республики; в крае, области, автономной области, автономном округе, городе, районе, поселке, сельском населенном пункте — соответствующие администрации; в отрасли народного хозяйства — руководители министерства, ведомства, объединения, предприятия, организации или фирмы; в аграрном секторе экономики и другой кооперативной организации, профсоюзной и иной общественной организации, в фондах и других организациях — руководители соответствующих организаций.

Задачи по руководству  противопожарной службой и организации  по предупреждению и тушению пожаров  возложены на Министерство РФ по делам  гражданской обороны.

 

 

  

 

+ подготовки кадров;

+ разработки эффективных  видов пожарной техники, оборудования и огнетушащих средств;

+ совершенствования системы управления и связи;

+ разработки и  внедрения установок пожарной  автоматики;

+ усиления пожарной  безопасности в населенных пунктах  и на объектах всех производств;

+ укрепления материально-технической базы пожарных подразделений и добровольных пожарных дружин.

Перспективное планирование осуществляется в виде 3- и 5-летних планов. На этой стадии вырабатываются показатели и задания с учетом перспективного прогнозирования, обеспечивающие эффективное использование собственных ресурсов и резервов, а также региональных ресурсов по обеспечению пожарной безопасности на определенной территории.

Текущее планирование в виде годовых и квартальных планов включает конкретные объемы, сроки работ и ответственных исполнителей. Планирование на год и квартал ведется на основе перспективных планов и указаний директивных органов. Контроль и проверка исполнения плановых, заданий в противопожарной службе обеспечивается системой оперативного управления, в процессе которого информация о ходе выполнения плановых работ идет снизу вверх  от ответственных исполнителей.

В условиях рыночных отношений в большинстве случаев  части пожарной охраны городов, поселков городского типа и районных центров  имеют статус самостоятельных военизированных предприятий и двойное финансирование: бюджетное, связанное с обслуживанием гражданского населения и физических лиц, и хозрасчетное, связанное с обслуживанием юридических лиц. 

 

5.2. Организация пожарной охраны на предприятиях 

 

Надзор за соблюдением противопожарных правил и  норм на предприятиях и в организациях осуществляют органы Госпожарнадзора. При выявлении нарушений правил и норм противопожарной безопасности органы Госпожарнадзора дают предписания по устранению выявленных недостатков и в необходимых случаях приостанавливают полностью или частично, работу предприятий. После устранения угрозы возникновения пожара разрешают руководителям возобновить работы

Правилами пожарной безопасности предусмотрена лифная ответственность руководителя предприятия и организации за несоблюдение установленных правил и норм. Лице допускающие нарушения и не выполняющие предписания органов государственной противопожарной охраны, привлек каются к административной, дисциплинарной, а при грубых нарушениях — к уголовной ответственности. Органы Государственного пожарного надзора имеют право в административном порядке налагать на должностных лиц де- нежные штрафы до 50, а на граждан — до 10 минимальных окладов.

Во всех населенных пунктах создается пожарно-сторожевая охрана (ПСО). Она может создаваться на крупных предприятиях. Первичным подразделением пожарно-сторожевой охраны является отделение, состоящее из 5 — 9 человек. Подразделения пожарно-сторожевой охраны оснащаются необходимой техникой для тушения пожара: автоцистернами, автонасосами, передвижными насосными станциями и т. п.

Для общего руководства  пожарной безопасностью на крупных  предприятиях создают пожарно-технические комиссии (ПТК), возглавляемые заместителем руководителя или главным специалистом. Эти комиссии разрабатывают мероприятия по пожарной профилактике, привлекая к работе широкий круг сотрудников и общественных активистов.

На крупных предприятиях из рабочих и служащих создаются добровольные пожарные дружины (ДПД). Их состав определяется руководителем предприятия или организации. Личный состав ДПД проходит специальную подготовку по борьбе с огнем и правилам противопожарной безопасности.

ДПД возглавляет  командир, который подчиняется не- посредственно руководителю предприятия или организации и руководителю противопожарной технической комиссии (ТПК). Личный состав ДПД подразделяется на боевые расчеты применительно к рабочим сменам. Каждый боевой расчет возглавляет командир, подчиняющийся командиру ДПД и руководителю смены.

Добровольные пожарные дружины контролируют выполнение противопожарных правил и норм и готовность средств пожаротушения на предприятиях, проводят разъяснительную работу среди сотрудников по вопросам пожарной безопасности, вызывают пожарные команды в случае возникновения пожара, принимают меры к его тушению.

Большую противопожарную  профилактическую работу проводят добровольные противопожарные общества (ДПО), создающиеся на предприятиях и в организациях. В члены ДПО принимаются граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, знающие и признающие устав общества. Для членов ДПО установлена эмблема, форменная одежда и знаки различия.

Для контроля за соблюдением правил пожарной безопасности избираются общественные контролеры, которые в своей работе руководствуются специальным положением. Общественным контролерам органов Госпожарнадзора совместно с советами добровольных противопожарных обществ выдаются удостоверения установленного образца, им предоставлено право контроля по вопросам пожарной безопасности на предприятиях.

На предприятиях для оповещения руководителей, членов ДПД и других работников в случае пожара разрабатывается система их вызова. При этом извещателям должен быть обеспечен свободный доступ к телефонам и другим средствам связи.

Отдельные помещения  предприятий (например, помещения складов оптовых баз, крупные магазины) оборудуются специальной автоматической пожарной сигнализацией, которая может быть выведена к охране или взята на пульт местных органов внутренних дел. 

 

6. Законодательно-правовые  акты в области защиты населения  и территорий от ЧС природного и техногенного характера 

 

Обеспечение безопасности жизнедеятельности — задача первостепенного  приоритета для личности, общества государства. Профилактика опасности  и защита от них актуальная гуманная, социально-экономическая и юридическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным. Не так быстро, как требует ситуация в обществе, но все же постепенно формируется в России законодательная база по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека во всех средах его обитания — в быту, на производстве, в условиях окружающей природной среды и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ и его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайны, ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением  Правительства РФ утвержден Порядок  подготовки населения в области  защиты от чрезвычайных ситуаций, который определяет основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

+ обучение всех  групп населения правилам поведения  и основным способам защиты  от чрезвычайных ситуаций;

+ обучение приемам  оказания первой медицинской  помощи пострадавшим;

+ ознакомление с  правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

+ подготовка учащихся  образовательных учреждений и  учреждений начального, среднего  и высшего профессионального  образования, осуществляемая в  учебное время по образовательным  программам защиты от чрезвычайных  ситуаций. 

 

7. Международное  сотрудничество в области безопасности  жизнедеятельности и охраны окружающей  среды 

 

Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли  и стремление обладать тем, чего нет  у себя, но есть у соседа, являлось во все время причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войн). Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.

Разведка, рациональная добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновимых по мере их истощения и загрязнения все больше будут превращаться из внутреннего дела каждой страны в общечеловеческую проблему обеспечения выживаемости, требующую налаживания соответствующих международных, отношений.

В настоящее время  на одно из первых мест в международных  отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды. Уже существуют экологические беженцы и экологические  войны.

+ развитие сетей по обнаружению природных зон риска с использованием спутников;

+ организация семинаров,  симпозиумов, выставок и других  общественных мероприятий;

+ создание европейской  эмблемы ГО и учреждение почетных  наград.

Проблемами ЧС занимается Международная организация гражданской обороны (МОГО), созданная в 1931 г. на учредительной конференции в Париже. Штаб-квартира ее находится в Женеве. В соответствии с уставом цель МОГО — развитие и совершенствование ГО, методов и технологических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с Отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1986 г. ЮНЕП предложил программу (АПЕЛЛ), включающую:

+ информирование  населения о потенциальных опасных  производствах, транспортных коммуникациях  в районе массового расселения;

+ сотрудничество  местной общественности, администрации  и производственников в деле предотвращения и ликвидации последствий ЧС. Эта программа поддержана и осуществляется в РФ, однако участие населения, местной общественности в этой важной работе недостаточно.

В 1993 г. на уровне СНГ  заключено Соглашение в области  предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Международные организации проводят учения, встречи специалистов, что способствует укреплению контактов, совершенствованию методов и средств защиты от ЧС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом. Гармонизация отношений природы, человека, закона - ключевая триада и формула действия современного экологического движения в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения охраны окружающей среды