Профилактика интернет-аддикции старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Причиной толкающей подростка к зависимости от компьютера и ресурсов Интернета может быть то, что родители предпочитают видеть своих детей дома за компьютером, под мнимым присмотром, чем на улице в дурной компании. Неумение организовать детский досуг, приводит к тому, что ребенок проводит неограниченное количество времени за компьютером, в Интернете.

Предмет исследования: аддикция от Интернета в старшем дошкольном возрасте. Цель: изучить проблему Интернет - зависимости у старших дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.67 Кб (Скачать файл)

 

 Изучение  Интернет-зависимости  у детей старшего  дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент

    Для  исследования Интернет-зависимости  использовались следующие методы: беседа, тестирование, проективная  методика «Дом».  

Методика  «Дом».                                                                                                         Первой из методик ,которые мы использовали для исследования: методика «Дом». В исследование участвовали  дети 6-7лет, в количестве 20человек, была  предложена следующая инструкция: нарисовать Интернет в виде дома, так, чтобы посмотрев на этот дом можно было понять, что вас привлекает в Интернете, и вызывает ли у вас интерес Интернет. Если вы положительно относитесь к Интернету, то представите свой дом очень ярким, необычным. Мы вас ни в чём не ограничиваем, дом может быть самым необычным, сказочным и интересным.               Проанализировав рисунки учащихся начальной школы, мы получили такие результаты: 

Возраст детей Количество  детей, которые положительно относятся  к Интернету Количество  детей, которые безразлично относятся  к Интернету
6-7 лет       12 %    9%

  Из этой  таблицы мы можем сделать вывод,  что большинство детей старшего  дошкольного возраста, положительно  относятся к Интернету. 

 Вывод: 12% детей положительно относятся к Интернету, в то время как 9% проявляют безразличие.                                                                                                 Из всех рисунков, мы взяли несколько,  которые представляют содержательный интерес и проанализировали их. Эти рисунки явно выражают  положительные эмоции. Дети рисовали дома большими по размеру. Изображали яркими цветами, не использовали в своих рисунках тёмные цвета. Во всех рисунках цвета насыщенные (розовые, салатовые, красные). Дома очень интересной формы и конструкции. Рисунки богаты изобилием деталей, прослеживается  заинтересованность детей в изображаемом объекте. Некоторые дома изображены элементами природы, деревьями, цветами, солнышком, что тоже подчёркивает их привлекательность. У домов большие окна, двери.    Окна имеют необычный вид, изображены в виде компьютеров, мобильных телефонов. Это говорит о том, что дети хорошо представляют ,что такое Интернет и с какой целью они им пользуются.  

  Вторая методика  А. Жичкиной « Шкала Интернет-зависимости» , была нами видоизменена.    Детям был предложен тест состоящий из 7 утверждений, которые отражают  увлечение учащихся Интернетом  в большей или меньшей степени. Дана инструкция: выберите, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и обведите его. В этой анкете нет правильного или неправильного, нам просто интересно знать ваше мнение. Выбор варианта « А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б»- 0 баллов.                                

    Дети  набравшие от нуля до 3 баллов  не склонны к Интернет - зависимости,  более 3 склонны к Интернет- зависимости.  Проанализировав результаты тестирования, мы получили такие результаты:               

Возраст  детей  Дети, которые  склонны к Интернет - зависимости Дети, которые  не склонны к Интернет - зависимости
      6-7 лет           4%           16%

 
 

  Дети, которые склонны к Интернет-зависимости сейчас, в дальнейшем, если будут продолжать активно пользоваться Интернетом могут стать Интернет-зависимыми.                                                                                    Интернет влияет не только на психику, физическое здоровье пользователей, но и на учёбу, на настроение, на духовное развитие ребёнка. Причём использование Интернета зависит ещё от отношений ребёнка с родителями, от того насколько родители интересуются жизнью своих детей, временем которое дети проводят в Интернете.

      Выводы

     Для  исследования проблемы Интернет-зависимости  ещё не разработано таких методик по результатом которых мы могли бы поставить диагноз. Но исследования продолжаются и возможно скоро Интернет-зависимость наряду с другими зависимостями, такими как алкогольной зависимостью будет считаться заболеванием. По результатам исследования, мы видим, что каждый ребёнок в ДОУ знает что такое Интернет, и все опрошенные хотя бы один раз, но пользовались Интернетом. У нескольких человек наблюдается склонность к Интернет – зависимости. Мы считаем, что пользование Интернетом ребёнка старшего дошкольного  возраста нежелательно, намного лучше и полезней если бы дети проводили время   со своими сверстниками . Стоит раз попробовать использовать  Интернет, и уже может появиться желание и необходимость часто пользоваться им. Чаще всего дети, которые становятся Интернет-зависимыми, испытывают чувство одиночества, безразличия к себе со стороны родителей, им не хватает реального общения и они заполняют его виртуальным общением. Родители должны уделять время своим детям, ограничивать время детей  при проведении в Интернете, или вовсе не разрешать использовать его.                                                                  Интернет влияет на детскую психику, физическое состояние и духовное. Ребёнок становится нервным, возбуждённым,  чувствуя необходимость выйти в Интернет, кроме всего этого в Интернете ребёнок может встретиться с непристойными картинками, фильмами, ему могут в красках расписать, что употребление наркотиков приносит пользу, а не вред и многой другой отрицательной информацией.

  Заключение    

    У  каждого из нас есть определённая  склонность впадать в зависимость  от каких либо вещей, определённых  действий или деятельности. Называется  всё это простым словом «интерес».  Сила такой зависимости может  быть разной - от простого влечения до аддикции. Сила интереса может повлиять на всю жизнь. Вывод из всего один: увлечение не может вредить человеку, если он относится к нему здраво, если оно помогает ему в работе и отдыхе ещё лучше приносит денежный доход. Но в нашей работе речь идёт именно о зависимости к увлечению Интернетом. Мы попытались более подробно изучить проблему Интернет-зависимости в ДОУ.   Мы можем сделать вывод, что проблема Интернет-зависимости существует и требует серьёзного изучения. Основной причиной зависимости от Интернета, является удовлетворения многих сознательных и подсознательных потребностей. Интернетом нужно пользоваться только при необходимости, чтобы не войти в стадию зависимости.  А детям старшего дошкольного возраста лучше общаться со сверстниками, а не пользоваться сетью! Ведь не все знают, что очень частое и долгое использование Интернета разрушает психику, портит зрение, нарушает сон и мн.др. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Воспитание компьютерной  культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие Интернет-зависимости . Говоря, что Интернет- благо «нового поколения». Мы согласны с этим и надеемся, что новое поколение воспользуется Интернетом  во благо.  

     Специально  для нас психологи описали  признаки Интернет-зависимости у  ребёнка, и дали несколько полезных  советов: 

1.Самый очевидный  признак - ребёнок массу времени  проводит за компьютером. Более  3-4 часов в день. Его «не выгонишь»  гулять, не заставишь спать или делать что-либо по дому. Он перестал общаться с друзьями, ему редко звонят, реже приходят в гости, да и сам он редко ходит к кому-либо.

2. Не забывайте  про «ночные бдения», которые  могут быть, если компьютер стоит  в комнате ребёнка. Косвенными  признаками являются недосып,  повышенная утомляемость, апатия, физическая  слабость, дневной сон после школы. 

3. Собираясь  вместе куда-либо, замечаете, что  выход из дома всё время  откладывается. Не торопясь выключать  компьютер, ребёнок объясняет:  «мне сейчас должны ответить»  или «я не могу не отправить  сообщение, это важно».

4. Если мобильный  телефон вашего ребёнка позволяет  выходить в Интернет, пользоваться ICQ или другими сервисами, обратите  внимание на то, сколько денег  расходуется на счёту ребёнка.  Часто ли он кладёт телефон  в сумку или карман либо  постоянно держит его в руках? 

5. Пребывание  в Интернете быстро разряжает  телефон. Если вы знаете, что  заряда аккумулятора должно хватать  на 2-3 дня, а ребёнок заряжает  телефон каждый вечер, задумайтесь. 

6. Вспомните  реакцию ребёнка, когда Вы собираетесь  выезжать на пикник, на дачу  или в деревню, где не будет  ни компьютера, ни Интернета? Возможно, ему действительно не интересно  и это ещё не повод для  тревоги. А возможно, он и сам  вам скажет: «Что мне там делать  без «аськи» и почты?..» 

7. Если у ребёнка  есть аккаунт в социальной  сети, где более 100 человек в  друзьях, поинтересуйтесь, всех  ли он знает лично? 

8. Обратите внимание, какую реакцию вызывают ваши  просьбы выключить компьютер,  отвлечься от экрана монитора: крик, раздражение, слёзы, истерику. Однако будьте осторожны в интерпретации реакции ребёнка. Возможно, форма вашей просьбы спровоцировала такую реакцию и ребёнок просто защищает свои границы и права.

9. Если все  или большая часть этих пунктов  подходят и Вам - это повод  сменить свою собственную тактику  поведения в Интернете! Ведь  дети гораздо больше подражают  своим родителям, чем может  показаться.

 

 

 

 Правила безопасного  пользования  Интернетом 

    Пользование  Интернетом можно сравнить с  прогулкой по интереснейшему  в мире парку, во время которой  приходится огибать свалку мусора, полную токсичных отходов. Любознательному  ребенку достаточно сделать несколько  щелчков мышкой, чтобы найти порнографическую  информацию, причем часто она  размещена по адресам, которые  на первый взгляд кажутся невинными  и даже полезными.  Исходным  пунктом в безопасном пользовании  Интернетом является определение  правил совместной жизни, которые  будут распространяться также  и на Интернет.                                                                                 • Если детям запрещено разговаривать  с незнакомыми людьми, то это  же правило должно распространяться  и на Интернет. Если вы спрашиваете  детей, куда они идут, необходимо  также интересоваться, где они  бывают в Интернете и с кем  там общаются.                                                                                           • Если вы выслушиваете рассказы  детей об их знакомых, то прислушивайтесь  и к тому, что они говорят  о своих находках в Интернете.                                                       • Выберите программное обеспечение,  которое содержит функции, дающие родителям возможность контроля.                                                                                           • Некоторые из поставщиков Интернет-услуг предлагают возможность запоминания адресов, которые посещают дети. Воспользуйтесь этим.                          • Установите специальные фильтры (например, «CyberPatrol», «Ciber-Sitter», «Net Nanny», «Surfwatch», «X-Stop» или «Rated-PG»).                                                         • Компьютер с доступом в Интернет поместите на видном и общедоступном месте в вашем доме (не стоит помещать его в спальне или детской)                                                    

• Побуждайте своих  детей обсуждать с вами информацию, которую они находят в Интернете .                                                                                                                       • Научите детей ответственно относиться к использованию электронной  почты (e-mail).                                                                                                                                       • Побуждайте детей обращаться к  вам со всеми возникающими у них  сомнениями и хвалите их, если они  приходят к вам со своими проблемами. 

• Предостерегайте  детей от размещения в Интернете  своих персональных данных, например, фамилии, адреса, номера телефона, а  также от высылки фотографий или  заполнения анкет без вашего разрешения.                                             • Посоветуйте своим детям  не отвечать ни на какие агрессивные  или двусмысленные предложения, а также на то, что заставляет их чувствовать себя неловко.                                                                                                                           • Не разрешайте детям идти на встречу  с людьми, с которыми они познакомились  через Интернет, в одиночку.                                                                  • Если дети придут к вам с  какой-то негативной информацией, следите  за своей реакцией, так как они  могут испугаться и в следующий  раз к вам не обратятся.                                                                                                                              • Игнорируйте скрытые ссылки (графические знаки на веб-сайтах, банерная реклама), кажущиеся безобидными, так как они могут быть страницами с порно- и другой вредной информацией.                                                                           • Напоминайте детям о том, что эти правила имеют силу также в случаях пользования компьютером вне дома, например, у друзей или в интернет-кафе.                                                                                                                                 • Но самое главное – разговаривайте со своими детьми. Наилучшей гарантией являются хорошие отношения, когда члены семьи разговаривают друг с другом.

 

 

  

 

Информация о работе Профилактика интернет-аддикции старших дошкольников