Направления улучшения конкурентоспособностей предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение роли конкуренции в деятельности предпринимательства.
В задачи исследования курсовой работы входит изучение следующих вопросов:
-Рассмотреть сущность и значение конкуренции.
-Исследовать роль конкуренции в предпринимательской деятельности.
-Проанализировать проблемы конкурентоспособности Казахстанских предприятий.
-Изучить типы конкуренции в поведении предприятия.
-Произвести анализ конкурентоспособности Казахстанских предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Конкуренция как основной регулятор рыночной экономики……….....5
1.1 Сущность и значение конкуренции ………………………….…………...……5
1.2 Роль конкуренции в предпринимательской деятельности……………………8
1.3 Проблемы конкурентоспособности Казахстанских предприятий……………9
Раздел 2. Организация конкуренции в деятельности предприятия……..………13
2.1 Типы конкуренции в поведении предприятия………………..………………13
2.2 Анализ конкурентоспособности Казахстанских предприятий……………...15
2.3 Конкурентная среда коммерческих торговых предприятий………………...17
Раздел 3. Направления улучшения конкурентоспособностей предприятий...…22
3.1 Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия..22
3.2 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятий……..25
Заключение………………..………………..………………..………………..……29
Список используемой литературы………………..………………..……………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Роль конкуренции в деятельности предпринимательства.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Роль конкуренции  в предпринимательской деятельности

 

Конкуренция стимулирует  технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое. Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен.

Советской экономике  была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая  доля мелких и средних по сравнению  с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие  приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86.

Наиболее высокой  была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной  отраслях. Нередко ту или иную продукцию  выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков. Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы.

 

1.3. Проблемы  конкурентоспособности Казахстанских  предприятий

 

Проблема  конкурентоспособности  фирм,  отраслей,  стран —  одна  из  наиболее  актуальных  и  динамичных  в  мировой  экономике,  поскольку  на  ее  анализ  влияют  многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Значимость этой проблемы особенно возрастает  в  условиях  растущей  глобальной  экономической  конкуренции  за  право  каждой страны  занять  достойное  место  в  системе  мирового  хозяйства.

Конкурентоспособность неразрывно связана с глобализацией, так как она неопределима вне данного контекста.

 Одним  из  важных  факторов  интеграции  Казахстана  в  международную  систему экономических  взаимоотношений  является  создание  механизма  устойчивого  развития экспорта,  что в современных условиях  прямо зависит от  возможностей  казахстанских предприятий производить и реализовать товары,  соответствующие требованиям мирового рынка по качеству, цене и уровню сервиса. Механизм повышения конкурентоспособности в каждой стране включает набор средств и методов регулирования деятельности предприятий, целью которого  является  содействие  успеху  этих  предприятий в межфирменном соперничестве на  мировом рынке.  Эти меры  включают  арсенал средств промышленной политики,  в  том  числе  научно-исследовательской  и  инновационной,  меры  по  содействию продаж  национальной  промышленности  за  рубежом  и  создание  торгово-политических условий для реализации продукции на мировом рынке. 

Потребность  в  совершенствовании  механизма  управления  конкурентоспособностью казахстанских  предприятий  обуславливается  в  первую  очередь  тем,  что  значительное количество  производителей  казахстанских  товаров,  которые  сегодня  на  внутреннем  рынке находятся в соответствующей нише "цена и качество" окажутся неконкурентоспособны при повышении  покупательной  способности  казахстанского  населения.  В  последнее  время  эта тенденция  проявляется  в  виде  роста  импорта  как  из  стран  ближнего,  так  и  дальнего зарубежья в соответствии с ростом уровня жизни населения.

Казахстан  придает  конкурентоспособности  своих  товаров  и  услуг  приоритетное значение, так как завоевание соответствующего места в мировой экономике  необходимо для обеспечения  устойчивого  развития  страны,  роста  благосостояния  ее  граждан,  расширения взаимовыгодного  сотрудничества  в  мире.  Анализ  результатов  современных  исследований свидетельствует  о  том,  что  сегодня  на  первый  план  выдвинулась  проблема конкурентоспособности  отраслей  и  предприятий.  По  утверждению  М.Портера,  термин «конкурентоспособная  страна»  не  имеет  решающего  самостоятельного  значения  для процветания государства, потому как цель последнего в экономике — обеспечить гражданам высокий (и  повышающийся)  уровень  жизни.  Конкурентоспособность  национальной экономики  обеспечивают  конкретные  предприятия,  производящие  товары  и  услуги,  а предприятие  должно  прежде  всего  добиваться  основных  конкурентных  преимуществ — минимизации затрат и дифференциации продукта.

 

Таблица 1. Механизм повышения конкурентоспособности субъектов национальной экономики

 

Успех  фирм  в  конкуренции  на  мировом  рынке  зависит  от  многих  факторов: экономических,  институциональных,  политических,  культурных,  человеческих  и образовательных.  Для  того,  чтобы  Казахстан  стал  равноправным  членом  международных экономических  связей,  необходима  реализация  мероприятий,  направленных  на  повышение конкурентоспособности  национальных  предприятий  на  мировом  рынке.  Реализация  этих задач  объективно  требует  проведения  комплексных  исследований  и  предопределяет масштабы  анализа  и  разработок  в  области  совершенствования  методологических  основ государственного  управления  механизмом  повышения  конкурентоспособности казахстанских предприятий на мировом  рынке. В  связи  с  этим, на наш  взгляд необходимо решение следующих задач:

− разработать  концепцию  конкурентоспособности  предприятий  в условиях глобализации экономической деятельности предприятий;

− путем  анализа  происходящих  в  мире  экономических преобразований  выявить роль государственного  управления  повышением  способности  национальных  компаний соперничать на внутреннем и на внешнем рынках;

− определить  направления  государственного  воздействия  на  механизм  формирования конкурентоспособности  предприятий  в  условиях  глобализации  мирового экономического хозяйства;

−  выявить  и обосновать трансформацию понятия  конкурентоспособность предприятий, определить основные тенденции и проблемы развития направлений государственной экономической  политики, способствующих  повышению  конкурентоспособность предприятий; 

−  определить  роль  инновационной,  промышленной  и  внешнеэкономической политики государства  в  формировании  и развитии  механизма конкурентоспособности предприятий Казахстана на мировых рынках ресурсов и сырья;

−  оценка  влияния  внутрифирменной  политики  на  повышение  конкурентоспособности предприятий в соответствии с  государственными  программами развития страны;

−  разработка  практических  рекомендаций  по усовершенствованию  механизма формирования  конкурентоспособности  предприятий,  в  целях  повышения конкурентоспособности Казахстана и вхождения ее в мировое хозяйство на условиях, обеспечивающих национальные интересы страны и др.

Проблема  конкурентоспособности  экономики,  пока еще не  четко осознанная  в Казахстане,  давно  уже  стала  одной  из  первых  в  макроуровневой  экономической  политике развитых  стран. Между  тем  за  позицией  страны  в мировой  экономике  стоят  прежде  всего позиции ее производителей на мировом рынке. Возможность страны занять достойное место в  глобальной  экономике  зависит  от  возможностей  ее  фирм  удерживать  свои  позиции  на товарных  и финансовых  рынках  мира.

Поэтому  обоснование  экономической  стратегии страны лежит в формате анализа, прогнозирования  и поддержки производителей, имеющих  конкурентные преимущества или же способных  приобрести их в обозримом будущем. 

Согласно  проведенного  нами  анализа  выявлено,  что  для  большинства  субъектов национальной  экономики  стратегической  возможностью  фирмы  являются  рост  спроса  на дополнительные  услуги,  поэтому  одной  из  главных  задач  является  популяризация дополнительных  услуг.  Компании  для  повышения  прибыли  и  конкурентоспособности необходимо активно стимулировать рост спроса на дополнительные услуги.

Например, для  золотодобывающего  предприятия  минерально-сырьевого  сектора  страны  целесообразно организовать  структуры  по  изготовлению,  ювелирных  изделий  из  отходов  золотодобычи, оказания  услуг  по  ремонту  ювелирных  изделий  для  населения  региона  и  т.д.  Для преодоления  низкой  ценности  дополнительных  услуг  и  повышения  уровня  их привлекательности необходимо: проведение рекламных акций, отражающих суть этих услуг и  пользу,  которую  они  принесут  потребителю;  снизить  цены  на  дополнительные  услуги; максимально упростить эти услуги и обязать дилеров производить необходимые настройки. Данные  действия  позволят  извлечь дополнительную прибыль и поддержать  имидж инновационной компании.

Обострение  рыночной  конкуренции  заставляет  компании  изыскивать  новые формы  и методы  соперничества.  Поскольку  ценовая  конкуренция  обеспечивает  лишь  временные преимущества  на  рынке,  то  большинство  компаний  стремится  сформировать  устойчивые конкурентные  преимущества  в  области  организации  производства,  менеджмента  и  сбыта продукции.  Благодаря  нововведениям  фирмы  стремятся  улучшить  свои  экономические показатели по  таким важным направлениям, как производительность  труда,  эффективность экономической  деятельности,  внедрение  нововведений  и  повышение  международной конкурентоспособности,  используя  реорганизацию  структуры  и  деловых  операций.

 

 

 

 

 

2. Организация конкуренции в деятельности предприятия

 

 

2.1. Типы конкуренции  в поведении предприятия

 

Конкуренция обуславливается  правом каждого из субъектов деловых  отношений на реализацию своего экономического потенциала. Это неизбежно приводит к столкновению между ними, к стремлению достичь своих целей за счет ущемления интересов других.

Различают 3 типа конкурентного поведения:

креативный

приспособленческий

обеспечивающий

При креативном поведении предприниматель осуществляет мероприятия, направленные на создание новых элементов отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами. Например, разработка и внедрение новой продукции, новые технологии, новых способов организации производства и т.д. Главный признак креативной конкуренции – это стремление к измененнию существующей структуры спроса и предложения.

Приспособленческий  тип конкуренции состоит в  учете инновационных изменений  в производстве у конкурентов  и мероприятия упреждающих действий конкурентов. Приспособленческое поведение применяется тогда, когда предприниматель не совсем уверен в своих инновационных возможностях и поэтому стремится к копированию, возможно в более короткие сроки достижения конкурентов(пример: промышленный шпионаж).

Обеспечивающее  поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счет повышения качества товара, расширения ассортимента, предоставления дополнительных услуг. Этот тип поведения применяется тогда, когдда предприниматель не имеет возможности существенно изменить производственную и сбытовую программы и обладает слабым инновационным потенциалом.

Отмеченные  типы конкурентного поведения зависят  от методов конкуренции. Существует два основных метода:

1. Ценовая

2. Неценовая  конкуренция.

Ценовая конкуренция  – это борьба предпринимателей за увеличение своих прибылей за счет снижения издержек производства, а, следовательно, и снижение цен при необходимости.

Неценовая конкуренция  связана с изменением качества продукции, созданием новых продуктов, совершенствованием сопутствующих услуг и сопутствующих товаров. В современных условиях преобладают неценовые методы конкуренции. Успешные действия предпринимателей на рынке в условия конкурентной борьбы приводят к разработке конкурентных стратегий предпринимателя.

Конкурентная  стратегия – это концепция  и система действий фирмы, направленная на достижение конечной цели. Изначальна любая фирма имеет цель, которая  выражается в монополизации рынка  какого-либо товара для максимизации прибыли. В связи с этим каждая фирма имеет 2 стратегические установки:

1. Установка  на монополизацию рынка товаров

2. Установка на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка

Установка на интеграцию направлена на стабилизацию своего положения  на рынке, уменьшение степени риска и увеличение прибыли в долгосрочном периоде. Выбор стратегии или сочетание стратегий осуществляется предпринимателем в зависимости от ролевой содержательной функции в процессе конкуренции. В соответствии с ролевой функцией можно выделить следующие типы конкурентов:

Информация о работе Направления улучшения конкурентоспособностей предприятий