Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:17, дипломная работа
Цель работы: исследовать основные методы прогнозирования показателей внешней торговли в Беларуси, показать достоинства и недостатки каждого метода, а также по возможности предложить самые точные и эффективные методы прогнозирования экспорта и импорта.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, экстраполяции, экономико-математические методы. применение программного средства Microsoft Office Excel 2007.
Исследования и разработки: раскрыты теоретические основы внешней торговли; составлен прогноз значений экспорта и импорта на ближайшие годы; дана оценка методам прогнозирования экспорта и импорта.
Введение
Теоретические основы оценки кредитоспособности коммерческого банка.
Экономико-математический анализ деятельности ЗАО «Идея Банк»
Практические аспекты кредитоспособности заёмщиков в ЗАО «Идея Банк»
Заключение.
Перечень расчётно-аналитических материалов:
Анализ деятельности ЗАО «Идея Банк».
Расчет моделей оценки кредитоспособности юридического лица.
Расчет скоринговой модели оценки кредитоспособности физического лица.
Графический материал, выносимый на защиту:
Классификация методов оценки кредитоспособности заёмщиков.
График динамики развития ЗАО «Идея Банк».
Реализация моделей оценки кредитоспособности
Календарный график выполнения дипломной работы:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Специальность «Государственное управление»
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, проф.
_____________ Дорина Е.Б.
"____"____________ 2013 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Прогнозирование развития внешней торговли: современная практика и направления совершенствования
Студент ФМ, 5-й курс, ДКМ-1 |
________________ |
Д.В. Жамойтин |
Руководитель канд. экон. наук, |
________________ |
|
доцент |
Ю.М. Трушин | |
Нормоконтролер |
________________ |
И.И. Терехов |
МИНСК 2013
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Факультет менеджмента. Кафедра прикладной математики и экономической кибернетики. Специальность экономическая кибернетика.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ПМиЭК
д-р экон. наук, профессор
________________ Г.О. Читая
"____"__________ 2013 г.
ЗАДАНИЕ
НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
студента Ошуст Инны Игоревны
Введение
Заключение.
Введение и 1 раздел – к 20 февраля 2013 г.
2 раздел – 20 марта 2013 г.
3 раздел – 20 апреля 2013 г.
Заключение – 30 апреля 2013 г.
Руководитель ____________________________
Задание принял для исполнения ______________ Ошуст И.И
РЕФЕРАТ
Дипломная работа: 65 с., 12 рис., 10 табл., 38 источника, 3 прил.
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ, ЭКСПОРТ УСЛУГ, ИМПОРТ УСЛУГ, ТОВАРООБОРОТ, ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС, ТОРГОВЫЙ БАЛАНС, ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ, МНОГОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ, АНАЛИЗ, САЛЬДО
Объект исследования – внешняя торговля Республики Беларусь и ее составляющие.
Предмет исследования – комплекс теоретических, методических и практических вопросов, связанных с прогнозированием внешней торговли.
Цель работы: исследовать основные методы прогнозирования показателей внешней торговли в Беларуси, показать достоинства и недостатки каждого метода, а также по возможности предложить самые точные и эффективные методы прогнозирования экспорта и импорта.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, экстраполяции, экономико-математические методы. применение программного средства Microsoft Office Excel 2007.
Исследования и разработки: раскрыты теоретические основы внешней торговли; составлен прогноз значений экспорта и импорта на ближайшие годы; дана оценка методам прогнозирования экспорта и импорта.
Область возможного применения: экономическая сфера.
Технико-экономическая значимость: возможность внедрения методических разработок в составление плана-прогноза развития внешней торговли Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников методологические, теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
THE ABSTRACT
Diploma work: 65 p., 4 fig., 13 tab., 36 sources, 3 appendices.
FOREIGN TRADE, FOREIGN POLICY, EXPORT, IMPORTS, EXPORT OF SERVICES, IMPORT OF SERVICES, COMMODITY TURNOVER, BALANCE OF PAYMENTS, TRADE BALANCE, EXTRAPOLATION, MULTIFACTOR MODEL, ANALYSIS, BALANCE
The object of study – foreign trade of the Republic of Belarus and its components.
The subject of the study – set of theoretical, methodological and practical issues related to the prediction of foreign trade.
Objective: explore basic methods of forecasting foreign trade figures in Belarus, to show the advantages and disadvantages of each method, as well as be able to offer the most accurate and effective methods of forecasting exports and imports.
Methods: methods of analysis, synthesis, extrapolation, mathematical economics, the use software tool Microsoft Office Excel 2007
Research and development: the theoretical bases of foreign trade, the prognosis value of exports and imports in the coming years, the estimation methods of forecasting exports and imports.
Area of possible applications: economic sphere.
Technical and economic importance: the possibility of introducing methodological developments in planning, forecasting the development of foreign trade of the Republic of Belarus.
The author acknowledges the work that resulted in her settlement and analytical material correctly and objectively reflects the state of the object, and all borrowed from the literature and other sources, methodological, theoretical, and methodological positions are accompanied by references to their authors.
СОДЕРЖАНИЕ
Беларусь является малой открытой экономикой с высокой степенью зависимости от внешнеторговой конъюнктуры. Выгодное географическое положение создает предпосылки для развития торговли товарами и услугами.
Эффективная внешняя торговля является определяющим фактором, необходимым для функционирования и дальнейшего развития национальной экономики и обеспечения экономического роста.
В настоящее время в мире происходит процесс глобализации и уже сегодня ни одна страна не может проводить экономическую политику обособленно от остальных государств. Уже сейчас все страны вынуждены учитывать условия, состояние и другие особенности потенциального внешнего рынка государства. Особенно актуальна проблема внешней торговли для малых стран. Эти страны в современных условиях вынуждены проводить наиболее открытую экономическую политику.
Одной из причин актуальности внешней торговли для Беларуси является бедность страны на энергетические ресурсы, что вынуждает республику импортировать сырье из-за рубежа. Также актуальность повышает экспортоориентированность многих белорусских предприятий, которая досталась еще в наследство от СССР. Ведь территорию современной Республики Беларусь во времена СССР называли «сборочным цехом Советского Союза». Огромное количество продукции, выпускаемое отечественными предприятиями либо вообще не нужно в Беларуси, либо нужно в гораздо меньшем количестве, а затраты на производство данной продукции несет наше государство. Таким образом, в стране существует большое количество товаров, не востребованных на внутреннем рынке, и предприятия вынуждены искать покупателя на внешних.
Из важности проблемы внешней торговли для Беларуси можно сделать вывод о том, что для страны очень важно прогнозирование таких показателей как экспорт и импорт, а соответственно и методы этого прогнозирования.
Объект данной работы – внешняя торговля Республики Беларусь и ее составляющие. Предметом курсовой являются такие показатели внешней торговли как экспорт и импорт и методы, с помощью которых может осуществляться прогнозирование данных показателей.
Целью работы является исследование основных методов прогнозирования показателей внешней торговли в мире и, в частности, в Беларуси, показать достоинства и недостатки каждого метода, а также по возможности предложить самые точные и эффективные методы прогнозирования экспорта и импорта.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:
Значимость работы автор видит
в том, чтобы показать, насколько
сложны к выполнению цели, которые
ставит перед собой
В процессе выполнения курсовой работы использовались нормативно-правовые акты Республики Беларусь, учебная литература, периодические издания, данные Национального статистического комитета и Министерства экономики Республики Беларусь, различные государственные программы либо выдержки из данных программ, а также данные с информационного портала БелТА.
При проведении исследования применялся системный подход, использовались методы сравнительного анализа и экономико-математические методы.
Прогнозные расчеты импорта осуществлялись с применением ППП MS Excel.
На протяжении столетий экономические связи между государствами существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблему обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В современный период внешняя торговля и степень вовлеченности в нее экономической системы стали определяющими факторами обеспечения экономического роста, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.
Структура внешнеторговых связей включает в себя такие виды торговых связей, как экспорт, импорт, транзитная торговля, особые формы связей (реэкспорт и реимпорт), производство по лицензии и другие.
Все государства мира в условиях глобализации вынуждены вести внешнеэкономическую деятельность. Исключение не составляет и Республика Беларусь. Внешняя торговля как основной вид ВЭД выступает важнейшим фактором социально-экономического развития Республики Беларусь.
Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности [1].
Одной из основных форм внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля.
Внешняя торговля – торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
Внешняя торговля представляет собой специфический сектор экономики, связанный с реализацией части валового продукта (товары, услуги, идеи) на зарубежных рынках и части зарубежной валовой продукции на национальном рынке.
Внешняя торговля – коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей на внешнем рынке товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
Для большинства стран мира является главной формой внешнеэкономических связей, а также опосредует другие формы, значительная часть которых реализуется через внешнюю торговлю. Для любой страны мира роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Джеффри Сакса, американского экономиста, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
Основными показателями внешней торговли являются импорт и экспорт.
Экспорт – передача резидентом Республики Беларусь товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту Республики Беларусь.
Импорт – получение резидентом Республики Беларусь товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента Республики Беларусь [3].
Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики. В структуре экономики экспорт традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране.
К экспорту относятся также вывоз товаров для переработки их в другой стране, перевозка товаров транзитом через другую страну, вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране (реэкспорт) и др. Косвенный экспорт – это экспорт с участием посредников.
Термин "импорт" происходит от лат. importo, что в буквальном смысле означает ввозить товары и услуги в порт страны. Покупателя таких товаров и услуг принято именовать страной "импортёром", тогда как внешнего продавца страной - "экспортёром".
Импорт - ввоз товаров, услуг, ценных бумаг и др. из-за границы для реализации на внутреннем рынке ввозящей страны. Структура ввоза материальных ценностей определяется особенностями природных условий, структуры экономики страны и ее ролью в международном разделении труда. Страны прежде всего импортируют те виды минерального, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, которые в силу природных условий не могут у них производиться [4].