Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:41, курсовая работа
Российская экономика задыхается от нехватки инвестиций. Но почему-то никто не спешит исправить сложившуюся ситуацию. Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион с вполне удовлетворительными или хотя бы сносными условиями инвестирования. Такая информация должна содержаться в рейтингах инвестиционной привлекательности отдельных субъектов федерации, или, говоря проще, в региональных рейтингах инвестиционного климата.
Введение…………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования РИП……………….…………….…. 6
1.2. Принципы и инструменты РИП………………………………..14
1.3. Особенности регулирования…………………………………...17
1.4. Концептуальное моделирование структурно-инвестиционной политики в регионе…………………………21
Глава II. Региональная инвестиционная политика Иркутской области
2.1. Инвестиционная привлекательность Иркутской области……………………………………………….....................23
2.2. Анализ инвестиционной активности на территории г. Иркутска …………………………..……........................28
2.3. Развитие ключевых отраслей экономики объединенной Иркутской области и крупнейшие инвестиционные проекты …………............................35
Заключение…...………………………………………………..50
Список использованной литературы....................................53
-государственные гарантии, которые позволяют привлечь средства в инвестиционные проекты с открытого рынка ресурсов, не прибегая к масштабному финансированию за счет бюджетов субъектов. Также предоставляются гарантии от некоммерческих рисков, беспрепятственный перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории региона.
-конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционные программы региона и обеспечение их участия в федеральных целевых программах
-инфраструктура оказывает значительное влияние на эффективность частных инвестиций, поэтому ее предоставление является средством привлечения в регион инвесторов. Возможность использования зданий и земли (право распоряжения которыми часто принадлежат региональным или муниципальным администрациям) также являются значительным определяющим фактором для привлечения иностранных инвестиций.
-инвестирование за счет средств бюджетов субъектов федерации. Законодательство многих субъектов предусматривает систему бюджета развития, создаваемую по аналогии с Бюджетом развития на федеральном уровне.
Также целесообразно создание системы информирования потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, о политике регионов по привлечению инвестиций. Участие федеральных органов власти в предоставлении инвесторам информации о регионах могло бы стать одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов, механизмом поощрения регионов, стремящихся к созданию "прозрачного" и благоприятного для экономического развития законодательства. Возможно, что именно общеизвестность регионов с благоприятным законодательством (естественно, при наличии такого) станет стимулом для привлечения в них инвестиций.
От того, какая направленность
будет задана этим экономическим
регулятором в нормативно-
1.3. Особенности регулирования
Помимо инструментов и принципов РИП, существуют инвестиционные проекты, реализуемые в регионе, которые регулируют инвестиционную деятельность. Эти проекты могут быть разделены на следующие три группы:
1.Проекты, поддерживаемые и частично финансируемые администрацией региона в силу их социальной, экологической или иной общественно полезной направленности. К этой категории относятся проекты, связанные с созданием региональной инфраструктуры, в том числе с дорожным строительством, развитием связи и малой энергетики, созданием современной рыночной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры регионального инвестиционного рынка. К этой же категории могут относится проекты, связанные с созданием значительного количества новых рабочих мест, если речь идет о депрессивных регионах.
2. Проекты, поддерживаемые
администрацией региона, но фин
3. Проекты, не поддерживаемые
администрацией региона, но
Рассмотрение альтернативных вариантов вложения средств и альтернативных вариантов развития ситуации в регионе следует рассматривать как ключевой момент при определении приоритетов и регулировании инвестиционной политики. В зависимости от привлекательности или, наоборот, привлекательности альтернативных вариантов развития ситуации возможен пересмотр отношения к тем или иным конкретным инвестиционным проектам и к системе приоритетов в целом.10
Основными положениями региональной инвестиционной деятельности, принимаемой высшим региональным органом законодательной власти являются:
- цели участников регионального инвестиционного рынка;
- приоритеты региональной инвестиционной программы;
- формирование критериев
отбора региональных
- определение масштабов инвестиционной программы и возможных реальных источников ее финансирования;
- основные пути развития и элементы региональной инвестиционной инфраструктуры, необходимые к созданию и поддержке, включая и государственные;
- место инвестиционной политики администрации региона при осуществлении региональной социально-экономической политики;
- задачи активизации
международного сотрудничества, создания
положительного имиджа региона
как надежного потребителя
К процессу регулирования инвестиционной деятельности относится формирование нормативно-правовой базы РИП. Создание и развитие системы нормативно-правовой поддержки РИП, отражение в законодательных и нормативных актах администрации региона интересов субъектов РИП и инвестиционных интересов региона. Это позволяет превращение региона в территорию:
- благоприятную для
развития инвестиционной
- c положительным международным имиджем как надежного и крупного потребителя инвестиций, где защищены интересы иностранного инвестора; администрация поддерживает инвестора и имеет развитую профессиональную инвестиционную инфраструктуру, использует все прогрессивные инвестиционные инструменты, сотрудничает с надежными инвестиционными институтами.
Финансово-кредитная поддержка РИП. Эта поддержка должна сочетать оптимальность ведения на территории региона налоговых льгот; проведение сбалансированной амортизационной политики; систему грантов для развития системы региональных инвестиционных институтов; прямое бюджетное финансирования мероприятий РИП, проектов и программ; создание региональных инвестиционных фондов, страховых, лизинговых, консалтинговых компаний и т.д.
Немаловажным считается информа
- профессиональном информационном обеспечении предпринимательства и промышленников региона через специализированные информационно-аналитические центры, имеющие и поддерживающие актуальность инвестиционной информации;
- реализация мер по
широкой пропаганде
- создание специальной
комплексной программы в
В некоторых источниках затрагиваются такие аспекты регулирования, как методическое и кадровое обеспечение РИП, а также вопросы безопасности.
Все выше перечисленные особенности регулирования инвестиционной политики на территории региона, решаются в каждом конкретном случае применительно к особенностям субъекта.
1.4. Концептуальное моделирование структурно-инвестиционной политики в регионе
Инвестиционная политика на региональном уровне управления находится в стадии становления, она не отлажена ни организационно, ни с точки зрения экономического механизма ее реализации. Многие российские регионы пытаются самостоятельно, не дожидаясь решения ”центра”, создавать благоприятные условия для потенциальных инвесторов в ареалах своих экономических интересов и хозяйственной деятельности.
Обобщение опыта работы
в регионах показывает, что конструктивные
модели построения концепции структурно-
Во-первых, в основу их разработки необходимо положить обоснованные идеи и критерии выработки системы приоритетов регионального развития, структурной политики.
Во-вторых, для обеспечения реализации выдвигаемой системы приоритетов регионального развития в моделях необходимо обосновать определенные формы организационно-экономического механизма инвестирования, то есть, речь может идти о различных принципах формирования структурно-инвестиционной политики региона.
Конкретная задача построения структурно-инвестиционной политики в регионе требует детальной комплексной разработки и обоснования обеих составляющих структурно-инвестиционной политики (структурной и инвестиционной) в рамках единой концептуальной модели. Однако на практике достичь такой комплексности пока не удается.
Исследование содержания структурно-инвестиционной политики позволяет сформулировать несколько общих принципов и подходов к формированию структурно-инвестиционной политики в любом регионе страны:
1.Необходимость разработки единой концепции структурно-инвестиционной политики региона.
Направленность инвестиционной политики на поддержание эффективных производств при отсутствии экономической стратегии развития региона приведет к возрастанию диспропорций в его социально-экономическом развитии. Поэтому процессу формирования инвестиционной политики региона должен предшествовать выбор типа базовой стратегии развития хозяйственного комплекса региона и его структурной перестройки, определение направлений его стабилизации. Инвестиционная политика в регионе, наряду с другими важнейшими составляющими экономической политики региона (реформированием экономической среды, проведением организационных и институциональных преобразований и др.) должна служить средством обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития региона, детализированной в четко определенной и фиксированной системе приоритетов и конкретизированной по этапам достижения целевых установок. Это придаст инвестиционной политике региона целенаправленно ориентированную, структурно-инвестиционную направленность, определит ее место в качестве ”обеспечивающей” составляющей стратегии его социально-экономического развития.
2. Мониторинг и анализ экономической и инвестиционной деятельности в регионе.
Нестабильность экономического и финансового положения в условиях переходной экономики и соответствующие ей изменения в выборе приоритетов развития и определении инвестиционных возможностей и механизмов инвестирования требуют постоянного отслеживания и анализа экономической и инвестиционной ситуации в регионе, выявления тенденций и направлений развития, исследования негативных явлений и диспропорций. Соответственно, на каждом конкретном этапе переходного периода необходимо проводить работу по совершенствованию и корректировке концепции структурно-инвестиционной политики региона. Эта деятельность должна носить не эпизодический, а постоянный характер, в связи с чем необходимо отладить организационные механизмы ее осуществления.
3. Обеспечение конструктивного взаимодействия ученых и власти в выработке общей стратегии структурно-инвестиционной политики в регионе.
Отсутствие взаимосвязи между подходами к развитию экономики региона, которые предлагают ученые, выдвигает важнейшую задачу обеспечения конструктивного взаимодействия ученых и органов управления региона в выработке общей стратегии структурно-инвестиционной политики в регионе. Роль ученых должна заключаться в совместной разработке научной концепции стратегического и среднесрочного регионального развития.
Важнейшим инструментом для решения задач структурной перестройки является использование инвестиционной политики. Селективная РИП, направленную на реализацию приоритетов структурной перестройки комплекса региона, не противоречит официально провозглашаемому в настоящее время главному направлению инвестиционной политики регионов – созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Эта концепция может
служить примером для многих регионов
РФ. Практическими формами
Глава II. Региональная инвестиционная политика Иркутской области
2.1. Инвестиционная привлекательность Иркутской области
На протяжении последних
нескольких лет администрация Иркутской
области целенаправленно и
В традиционном рейтинге "Эксперта" (широко известная в РФ рейтинговая оценка инвестиционного климата российских регионов с точки зрения стратегического инвестора) Иркутская область имеет рейтинг инвестиционного климата 2В, то есть относится к числу регионов с относительно благоприятными условиями инвестирования: средним инвестиционным потенциалом и умеренным риском. По показателю инвестиционного потенциала область переместилась с 29-го места в 1996 году на 16-е в 2000-м. Гораздо выше ранг по инвестиционному риску. Хотя за тот же период область поднялась по шкале интегрального риска с 75-й позиции на 62-ю, за последний год она опустилась на семь мест. Лучшее место области - 17-е - по законодательному риску, к сожалению, не может компенсировать крайне низкие места по экологическому (75-е) и криминальному (85-е) рискам.