Теоретические основы бизнес-планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:51, реферат

Краткое описание

Цель – это желаемое состояние будущего, которого и пытается достичь организация. Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некоего результата, а цели позволяют как определить, так и достичь эту информацию до сотрудников и общества. План является "маршрутом" движения организации к поставленным целям. Реально маршрут предполагает размещение и распределение ресурсов фирмы, компании, организации во времени и в пространстве, используя которые, организация достигнет поставленных целей. Планирование – это процесс определения целей организации и средств их достижения. По существу процесс планирования направлен на выработку обращений.

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес-план.docx

— 87.46 Кб (Скачать файл)

Контроль. Компания должна установить периодичность пересмотра плана  и контрольные показатели, позволяющие  определить, как продвигается работа по достижению цели. Если показатели отстают  от плановых, компания должна пересмотреть цели, стратегию или список мероприятий, чтоб исправить положение.

16. Операционный план. Производство.

Главная задача раздела –  показать потенциальным партнерам, что предприятие в состоянии  реально производить определенное количество товаров в необходимые  сроки и с требуемым качеством. Данные этого раздела бизнес-плана  желательно приводить в перспективе  на 2-3 года, а для крупных предприятий  – на 4-5 лет.

Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта  продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также  прогноза производственных запасов  и потерь. Для описания структуры  производственного процесса необходимы следующие данные:

-     структура  производства, планируемого к использованию  в рамках инвестиционного проекта;

-     технологическая  схема;

-     схема распределения  производственного процесса в  пространстве и времени;

-     инфляционные  характеристики;

-     трудоемкость  выполнения операций, тарифы по  оплате труда основных производственных  рабочих;

-     данные о  квалификации персонала;

-     структура  персонала и виды затрат на  персонал;

-     перечень исходных  материалов и комплектующих изделий,  их количество и стоимостные  характеристики;

-     основные поставщики  сырья, материалов, комплектующих  изделий, объемы и условия поставок;

-     необходимое  количество энергии, газа, сжатого  воздуха, пара и т.д. и стоимость  единицы их потребления;

-     перечень услуг  сторонних организаций, необходимых  для осуществления процесса производства  и реализации продукции;

-     объем внутренних  и внешних перевозок по всем  видам транспорта, тарифы по перевозкам;

-     затраты по  перечисленным позициям.

Необходимо также предусмотреть  затраты, связанные с утилизацией  отходов и охраной окружающей среды. Учесть любые правительственные, местные нормативные акты, касающиеся предлагаемого бизнеса, включая законы, лицензии, требования регистрации в местных или центральных органах власти и т.п. Отметить любые нормативные акты, которые могут влиять на характер и сроки открытия и функционирования предприятия.

17. Организационный план

Организационный план как  раздел вашего бизнес-плана должен раскрывать следующие ключевые моменты  вашего бизнеса:

• организационная структура  предприятия;

• штатный состав, численность  персонала и режим его работы;

• правовое обеспечение проекта;

• календарный график осуществления  проекта.

1) Организационная структура  предприятия и схема управления.

Под организационной структурой предприятия понимают состав, функции  и взаимодействие между различными подразделениями предприятия. Если вы хотите получить успешный бизнес, который  будет развиваться со временем, производить  качественные товары и услуги, то вам  необходимо продумать все моменты  вашей организационной структуры.

 

Какой бы ни была организационная  структура предприятия, она должна выполнять следующие основные функции:

• обеспечивать возможность  взаимодействия и сотрудничества между  участниками проекта;

• способствовать организации  условий для нормальной работы и  выпуска продукции надлежащего  качества;

• содействовать дальнейшему  совершенствованию продукции и  развитию всего предприятия.

2) Штатный состав, численность  персонала, график и режим работы  сотрудников организации, приблизительный  подсчет фонда заработной платы.

Определив структуру предприятия  и количество подразделений можно  определить потребность в работниках. Зная особенности производства несложно составить список специалистов, которые  будут осуществлять производственную и управленческую деятельность в  вашей фирме. Здесь же нужно указать  режим их работы. В приложении к  бизнес-плану привести должностные  инструкции.

Вся информация, которую вы укажете в данном разделе, будет  служить основой для составления  фонда заработной платы и определения  расходов на оплату труда в финансовом плане.

3) Правовое обеспечение  проекта.

Если вы не хотите, чтобы  ваш проект налетел на рифы, едва выйдя на этап реализации, то вам  необходимо разобраться во всех юридических  тонкостях, связанных с вашим  проектом.

18.20.21. Финансовый план.

Этот раздел бизнес-плана  должен дать возможность оценить  способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в  объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда  речь идет об инвестициях).

Следует подробным образом  описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники  и схемы финансирования, ответственность  заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить  описанию текущего и прогнозируемого  состояния окружающей экономической  среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.

Должны быть описаны условия  всех остальных относящихся к  проекту или уже находящихся  на балансе кредитов. Необходимо четко  показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень  четкости сметы. Должны быть описаны  условия, оценки и предположения, базируясь  на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.

Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):

изменение курса рубля  к доллару;

перечень и ставки налогов;

рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости  от объекта);

формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.

порядок выплаты займов, процентов  по ним и т.д.

Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя  основными документами:

отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);

планом движения денежных средств (Кэш-Фло);

балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).

19. Оценка и страхование риска.

Оценка риска представляет собой один из наиболее сложных и  наименее точных элементов финансового  анализа. Потребуется, как можно  точнее определить все непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть в будущем.

Традиционно рассматриваются: 1. Рыночный риск: -- Будет ли в будущем существовать рынок? -- Будет ли рынок расти такими темпами, которые станут способствовать Вашему бизнесу? 2. Риск конкурирующих технологий: -- Сможет ли Ваш конкурент разработать технологию, которая сделает вашу устаревшей? -- Может ли какая-либо новая технология помешать предприятию успешно выполнить намеченное? 3. Риск завершения или технический риск: -- Достаточно ли надежны предлагаемый проект, технология или предмет деятельности, чтобы все сработало так, как намечается? 4. Внешний риск: -- Какова вероятность того, что кто-то или что-то (правительство, профсоюзы, субподрядчики, транспорт и т.д.) остановит или замедлит работу предприятия? Есть ли у Вас предложения по решению этих проблем? 5. Внутренний риск: -- Достаточно ли у Вас персонала, чтобы предприятие могло нормально функционировать? -- Если нет, то есть ли возможность его получить своевременно и на выгодных условиях? 6. Политический риск: -- Есть, или ожидается, какое-либо правительственное постановление, которое может помешать успеху? -- Будут ли получены, когда это потребуется, обязательные разрешения специальных органов, например, управления по охране окружающей среды, здравоохранительных органов и т.п.? 7. Ресурсный риск: -- Будет ли иметь место достаточное количество клиентов, материалов или продукции в течение периода, существенно превышающего сроки погашения затрат финансовых ресурсов? -- Достаточно ли у партнеров финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов для полного завершения намеченного проекта? 8. Риск капитальных вложений: -- Сможет ли инфляция, изменение валютных курсов или политики правительства существенно повлиять на объем инвестиций? -- Какая вероятность того, что в результате этих изменений Вы полностью или частично потеряете свой капитал? Реальная программа "управления рисками" должна быть выработана на основе исследования особенностей бизнеса и тонкостей рынка страховых услуг.

При разработке программы  защиты бизнеса от потерь обычно акцентируется  внимание на трех следующих областях: 1. Риск потери имущества - подверженность Вашего имущества, включающего реальные и "невидимые" активы, риску полной потери или повреждения (пожар, кража).

2. Риск потери времени  - возникает в связи с возможностью  сбоев и перерывов в функционировании  вашего бизнеса или задержками  при получении платежей по  произведенным инвестициям.

3. Риск неисполнения обязательств - включает вашу ответственность  перед покупателями, людьми, причастными  к вашему бизнесу, перед теми, кто использует или полагается  на вашу продукцию или услуги, а также перед обществом в  целом.

В основе страхового дела лежит  страховой полис: Страховой полис - это контракт, по которому страховая  компания (страховщик) берет на себя обязанность выплатить компенсацию (страховую премию) в случае, если произойдет какое-либо нежелательное  случайное событие, принесшее убытки.

22.Основные показатели эффективности  инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект –  планируемая и осуществляемая сис­тема мероприятий по вложению капитала в создаваемые матери­альные объекты, технологические процессы, а также в различные виды предпринимательской деятельности в целях ее сохранения и расширения.

Показатели эффективности  инвестиций позволяют определить эффективность  вложения средств в тот или иной проект. При анализе инвестиционных проектов используются следующие показатели эффективности инвестиций:

● период (срок) окупаемости, PP (payback period);

● дисконтированный период окупаемости, DBP (discounted payback period);

● период возврата заемных  средств, RP (repayment period);

● чистый доход, NV (net value);

● чистый дисконтированный (приведенный) доход (денежный поток), чистая приведенная стоимость, NPV (net present value);

● внутренняя норма доходности (рентабельности), норма возврата инвестиций, IRR (internal rate of return);

● индекс прибыльности, индекс рентабельности, индекс доходности, PI (profitability index);

● средняя норма рентабельности, ARR (average rate of return);

● модифицированная внутренняя норма рентабельности, MIRR (modified internal rate of return);

● точка безубыточности проекта, BEP (break even point);

● коэффициент покрытия ссудной  задолженности, DCR (debt cover ratio);

● потребность в дополнительном финансировании;

● потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта.

Ниже подробно рассмотрим основные показатели инвестиционного  проекта. Некоторые показатели рассчитываются с учетом дисконтирования.

23.Прогнозирование и риск в  бизнес планировании.

ля формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственный заказ, цены, налоги и льготы, государственные инвестиции и ссуды, страховые резервы и т.д.).

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и  ставит своей задачей научное  предвидение развития производственно – хозяйственной деятельности, а также отыскание решений, которые обеспечивают развитие планируемых процессов в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.

Прогнозирование применяется  как на макроуровне, где объектами  могут быть показатели, характеризующие  динамику, структуру и эффективность  экономики, состояние финансов, денежного  обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость, качество жизни населения, так и на микроуровне. Рассмотрим прогнозирование на микроуровне.

Эффективная деятельность предприятий  и фирм в условиях рыночной экономики  в значительной степени зависит  от того, насколько достоверно они  предвидят дальнюю и ближнюю  перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа  конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

На микроуровне – уровне предприятия, организации (фирмы) –  объектами прогнозирования и  планирования являются: спрос, производство продукции (выполнение услуг), объем  продаж, потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие.

Деятельность субъектов  хозяйственных отношений постоянно  связана с риском.

Известны различные определения  понятия «риск»; в наиболее общем  виде риск может быть определен как  вероятность осуществления некоторого нежелательного события или, что  то же самое, - возможность возникновения  условий, приводящих к негативным последствиям.

 

Существуют различные  виды риска в зависимости от того объекта или действия, рисковость которого оценивается: политический, производственные, имущественный, финансовый, валютный и т. д. Дадим краткую характеристику наиболее значимых для целей бизнес-планирования рисков:

1 суверенный (страновой) риск. Представляет собой риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от исполнения своих внешних долговых обязательств..

2 политический риск. Иногда рассматривается как синоним странового риска, однако чаще используется при характеристике финансовых отношений между экономическими агентами и правительствами стран, имеющих принципиально различное политическое устройство или нестабильную политическую ситуацию, когда не исключена возможность революции, гражданской войны, национализации частного капитала и т. п.;

Информация о работе Теоретические основы бизнес-планирования