Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:12, шпаргалка
Краткое описание
Трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться. Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в экономике страны граждан моложе (от 16 лет) и старше трудоспособного возраста (свыше 60 лет) за исключением неработающих инвалидов I и II групп.
Для использования
этого метода специалисты по оценке готовят
список описаний "правильного" и
"неправильного" поведения работников
в типичных ситуациях - "решающих ситуациях".
Эти описания распределяются по рубрикам
в соответствии с характером работы. Далее
лицо, проводящее оценку, готовит журнал
для записей по каждому оцениваемому работнику,
в который вносит примеры поведения по
каждой рубрике. Позже этот журнал используется
оценке деловых качеств сотрудника.
Метод шкалы
наблюдения за поведением
Аналогичен предыдущему,
но вместо определения поведения работника
в решающей ситуации текущего времени
оценщик фиксирует на шкале количество
случаев, когда работник вел себя тем или
иным специфическим образом ранее. Метод
трудоемкий и требует существенных материальных
затрат.
Метод анкет
и сравнительных анкет
Включает набор вопросов
или описаний поведения работника. Оценщик
проставляет отметку напротив описания
той черты характера, которая, по его мнению,
присуща работнику, в противном случае
оставляет пустое место. Сумма пометок
дает общий рейтинг анкеты данного работника.
Используется для оценки руководством,
коллегами и подчиненными.
Интервью.
Эта методика заимствована
отделами по работе с персоналом из социологии.
Вот пример плана интервью
с целью оценки личности. В интервью важно
получить информацию о следующих компонентах
и характеристиках личности:
- интеллектуальная
сфера;
- мотивационная
сфера;
- темперамент, характер;
- профессиональный
и жизненный опыт;
Метод "360
градусов оценки".
Сотрудник оценивается
своим руководителем, своими коллегами
и своими подчиненными. Конкретные формы
оценки могут варьироваться, но все оценивающие
заполняют одинаковые бланки и обработка
результатов производится с помощью компьютеров,
чтобы обеспечить анонимность. Цель метода
- получить всестороннюю оценку аттестуемого.
Метод независимых
судий.
Независимые члены
комиссии - 6-7 человек - задают аттестуемому
разнообразные вопросы. Тестирование.
Для оценки работника
могут быть применены и различные тесты.
По своему содержанию они разделяются
на три группы:
- квалификационные,
позволяющие определить степень
квалификации работника;
- психологические,
дающие возможность оценить личностные
качества работника;
- физиологические,
выявляющие физиологические особенности
человека.
Метод комитетов.
Оценка проводится
группой экспертов и нацелена на выяснение
способностей кандидата, дающих ему право
претендовать на другие должности, в частности
на выдвижение на повышение.
Метод деловых
игр.
Оценка персонала осуществляется
в рамках специально разработанных имитационных
и развивающих деловых игр. К оценке привлекаются
как сами участники деловых игр, так и
эксперты-наблюдатели. Аттестационные
деловые игры проводятся, как правило,
на результат, что позволяет оценить готовность
персонала к решению текущих и будущих
задач, а также индивидуальный вклад каждого
участника игры. Этот метод оценки может
использоваться для определения эффективности
командной работы персонала.
Метод оценки
достижения целей (Метод управления посредством
постановки целей).
Руководитель и подчиненный
совместно определяют ключевые цели деятельности
работника на определенный срок (год-полгода).
Метод оценки
на основе моделей компетентности.
Модели компетентности
описывают интеллектуальные и деловые
качества работника, его навыки межличностной
коммуникации, необходимые для успешной
профессиональной деятельности в рамках
существующей в организации корпоративной
культуры.
62. Оценка результатов труда
персонала организации.
Оценку результатов труда необходимо
проводить для всех категорий работников,
но, как было отмечено выше, легче оценить
результаты для категории рабочих и намного
сложнее — для руководителей и специалистов.
Две группы показателей используемых
при оценке результативности труда:
прямые показатели (или количественные)
легко измеримы, поддаются достаточно
объективной количественной оценке и
всегда устанавливаются заранее; на их
основе определяются степень достижения
поставленных целей;
косвенные показатели, характеризующие
факторы, косвенным образом влияющие на
достижение результатов; их невозможно
количественно определить, так как они
«характеризуют работника по критериям,
соответствующим «идеальным» представлениям
о том, как следует выполнять должностные
обязанности и функции, составляющие основу
данной должности».
Этапы оценки:
описание функций;
определение требований;
оценка по факторам конкретного
исполнителя;
расчет общей оценки;
сопоставление со стандартом;
оценка уровня сотрудника;
доведение результатов оценки
до подчиненного.
Главным действующим лицом
в оценке персонала является линейный
руководитель. Он отвечает за объективность
и полноту информационной базы, необходимой
для текущей периодической оценки, и проводит
оценочную беседу с сотрудниками.
Задача службы персонала, осуществляющей
оценку кандидатов при приеме на работу,
состоит, в сущности в том, чтобы отобрать
такого работника, который в состоянии
достичь ожидаемого организацией результата.
Фактически оценка при приеме — это одна
из форм предварительного контроля качества
человеческих ресурсов организации.
Несмотря на то, что существует
большое количество разных подходов к
оценке, все они страдают общим недостатком
— субъективностью, решение во многом
зависит от того, кто использует метод,
или того, кого он привлекает в качестве
эксперта.
Необходимые условия и требования
к технологии оценки персонала:
объективно — вне зависимости
от какого-либо частного мнения или отдельных
суждений;
надежно — относительно свободно
от влияния ситуативных факторов (настроения,
погоды, прошлых успехов и неудач, возможно,
случайных);
достоверно в отношении деятельности
— оцениваться должен реальный уровень
владения навыками — насколько успешно
человек справляется со своим делом;
с возможностью прогноза —
оценка должна давать данные о том, к каким
видам деятельности и на каком уровне
человек способен потенциально;
комплексно — оценивается не
только каждый из членов организации,
но и связи и отношения внутри организации,
а также возможности организации в целом;
процесс оценивания и критерии
оценки должны быть доступны не узкому
кругу специалистов, а понятны и оценщикам,
и наблюдателям, и самим оцениваемым (то
есть обладать свойством внутренней очевидности);
проведение оценочных мероприятий
должно не дезорганизовывать работу коллектива,
а встраиваться в общую систему кадровой
работы в организации таким образом, чтобы
реально способствовать ее развитию и
совершенствованию.
63. Понятие образования персонала
организации; виды образовательных программ,
формы получения образования.
Под образованием понимается
целенаправленный процесс воспитания
и обучения в интересах человека, общества,
государства, сопровождающийся констатацией
достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных
уровней (образовательных цензов). Таким
образом, образование — это процесс, который
отвечает следующим признакам: целенаправленность;
организованность и управляемость; завершенность
и соответствие требованиям качества.
Образование подразделяется
на общее образование, профессиональное
образование, дополнительное образование
и профессиональное обучение, обеспечивающие
возможность реализации права на образование
в течение всей жизни (непрерывное образование).
Российское образование подразделяется:
на общее образование,
на профессиональное образование,
на дополнительное образование,
на профессиональное обучение.
Эта система образования должна
обеспечивать возможность реализации
права на образование в течение всей жизни
(непрерывное образование)[3].
Главным отличием от деления
образования, принятого законом Российской
Федерации «Об образовании» 1992 года и
Федерального закона «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» 1996 года,
стала перегруппировка уровней образования.
Дошкольное образование теперь стало
уровнем общего образования, программы
обучения в аспирантуре (адъюнктуры), программы
ординатуры и ассистентуры-стажировки
теперь являются уровнем высшего образования
и относятся к подготовке кадров высшей
квалификации, а не к послевузовскому
профессиональному образованию, прекратившему
существование как отдельный вид образования.
Таким образом, сейчас система образования
в Российской Федерации выглядит так:
общее образование:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование;
профессиональное образования:
среднее профессиональное образование;
неоконченное высшее образование — бакалавриат;
высшее образование — специалитет, магистратура;
высшее образование — подготовка кадров высшей
квалификации;
дополнительное образование:
дополнительное образование
детей и взрослых;
дополнительное профессиональное
образование;
профессиональное обучение.
В России существует
три основные формы получения
образования:очная (дневная);очно-заочная
(вечерняя);заочная.Ограничения на получение
образования по той или иной форме обучения
может устанавливаться законодательством
об образовании и (или) образовательным
стандартом.Также возможно получение
образования в форме экстерната (самообразования)
и семейного образования с правом прохождения
промежуточной и государственной итоговой
аттестации в образовательных организациях[4].
В новом законе об образовании
появились новые формы организации образования:сетевое
обучение. Сетевая форма реализации образовательных
программ — реализация образовательной
программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в том числе
иностранных, а также при необходимости
с использованием ресурсов иных организаций[5];электронное
и дистанционное обучение
Несомненно, важным аспектом
в системе высшего образования в России
является дополнительное профессиональное
образование. В отличие от фундаментального
высшего профессионального образования,
закладывающего базис знаний и умений
специалиста и играющего «стратегическую»
роль в формировании его профессиональных
характеристик, дополнительное образование
дает возможность «тактических», оперативных
действий, позволяет приобрести навыки,
наиболее актуальные и востребованные
в настоящий момент на рынке труда, а значит
делает специалиста конкурентоспособным.