Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:41, доклад
Цель:
определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина С в отдельных продуктах питания.
Задачи.
1) Выяснить значение витамина С в образовании ферментов, веществ антиоксидантов, уничтожающих перекисные соединения в организме, повышающие иммунитет.
2) Рассмотреть экологическое значение витамина С.
3) Ознакомиться с биохимическими свойствами витамина С.
4) Методом йодометрии, выяснить в каких именно овощах и фруктах содержится наибольшее количество витамина С и, сравнив содержание витамина С в готовых и свежеприготовленных соках, рекомендовать их для употребления.
5) Провести опрос-анкету учащихся, как часто они употребляют продукты питания, содержащие витамин С.
I. Введение. 3
II. Основная часть. 5
1. История открытия витаминов. 5
2. Классификация витаминов. 5
3. Физиологическая роль витамина С. 5
4. Биохимические свойства витамина С. 6
5. Источники содержания витамина С. 6
6. Суточная потребность в витамине С. 7
7. Эксперимент 1 «Определение содержания витамина С во фруктах и овощах». 10
8. Эксперимент 2. «Определение витамина С в соках промышленного производства». 13
9. Эксперимент 3. «Определение витамина С в нектарах». 15
III. Опрос-анкета. 17
IV. Заключение. 18
Приложение 1 19
V. Библиография 20
Научное направление: Химия
Определение содержания витамина С в овощах и фруктах.
Автор работы: Созина Екатерина МОУ СОШ №12, 10класс
Научный руководитель: Никитина Л.А.
учитель химии.
Оглавление.
Мы живем в северном крае. Иммунная система защищает нас от воздействия внешних неблагоприятных факторов, это своего рода "линия обороны" против агрессивного действия бактерий, грибков, вирусов и т.д. Без здоровой и эффективно работающей иммунной системы организм ослабевает и чаще страдает от вирусных и бактериальных инфекций. Иммунная система защищает организм от его собственных клеток, у которых нарушена организация и которые утратили свои нормальные характеристики и функции. Она находит и уничтожает такие клетки, являющиеся потенциальными источниками рака. Давно известно, что витамины необходимы для образования иммунных клеток, антител и сигнальных веществ, участвующих в иммунном ответе. Суточная потребность в витаминах может быть небольшой, но именно от обеспеченности витаминами зависит нормальная работа иммунной системы и энергетический обмен.
Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о весьма тревожной ситуации, сложившейся в последние годы в России. Отмечаются крайне недостаточное потребление и все более нарастающий дефицит витаминов.
Так, дефицит витамина С выявился у 70-90% обследуемых. При этом витаминный дефицит носит сочетательный характер и обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне-осенний период. Общую ситуацию можно рассматривать как массовый круглогодичный гиповитаминоз С. Именно поэтому моя цель определить наличие витамина С в отдельных продуктах питания и наиболее богатые рекомендовать для регулярного употребления.
Цель:
определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина С в отдельных продуктах питания.
Задачи.
Гипотеза:
если выяснить, в каких продуктах содержится наибольшее количество витамина С, то эти продукты можно рекомендовать для регулярного употребления.
Поставленные цель и задачи, выдвинутая гипотеза определили:
Были использованы методы исследования:
Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер, так как изучались научные данные о свойствах и физиологическом воздействии витамина С на организм человека; экспериментальным путём доказано наличие витамина С в отдельных продуктах, даны рекомендации при выборе продуктов.
В процессе работы была использована литература:
В книге «Опыты без взрывов» О.Ольгина я познакомилась с методом определения витамина С йодометрия, по которой провела эксперименты по определению содержания витамина С в продуктах.
Книга «Физиология человека» С.И. Гальперина помогла узнать основные симптомамы дефицита витамина С.
Справочники и учебники по химии рассказали о классификации витаминов по растворимости в воде и жире.
Русский ученый Н.И. Лунин в 1880 году опубликовал данные опытов на мышах. Если белых мышей вскармливать цельным молоком, то они развиваются и растут нормально. Но если мышей кормить пищей, состоящей из основных частей молока: казеина, молочного жира, сахарозы и дистиллированной воды, то они быстро гибнут. Из этого Лунин сделал вывод, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся ещё и другие вещества, незаменимые для питания.
Позже накопилось много данных о связи некоторых болезней с недостатком в пище каких-то специфических веществ. В 1912 году польский учёный К. Функ назвал существующие в продуктах питания жизненно важные вещества витаминами(от лат. vita – «жизнь»).
Действие витаминов было установлено до выяснения их строения и послужило основой при их классификации. Первоначально была введена буквенная классификация и, несмотря на то что она не отражает ни биологической, ни физической сущности витаминов, ею широко пользуются. В настоящее время открыто несколько десятков витаминов. Для удобства изучения их классифицируют по физическим свойствам: а) витамины, растворимые в жирах, б) витамины, растворимые в воде.
Жирорастворимые витамины |
Водорастворимые витамины |
витамин A витамин D витамин E витамин K |
витамин С витамин PP Витамин А (ретинол, аксерофтол) |
Так же как вода и минеральные соли, витамины являются источниками энергии, их значение для организма чрезвычайно велико. Большинство людей испытывает дефицит в витамине С.
Физиологическое
значение витамина С теснейшим образом
связано с его окислительно-
Недостаточное поступление витамина С с пищей проявляется в форме авитаминоза (цинги). Основные симптомы С-витаминной недостаточности в порядке их развития следующие: снижение мочевой экскреции аскорбиновой кислоты, уменьшение концентрации аскорбиновой кислоты в плазме крови и лейкоцитах, повышенная ломкость кровеносных капилляров, общая слабость, апатия, повышенная утомляемость, снижение аппетита, задержка роста, повышенная восприимчивость к инфекциям, болезненность дёсен, их отечность, разрыхленность, кровоточивость при чистке зубов.
Наиболее часто встречаются С-гиповитаминозные состояния. При этом часто имеются лишь субъективные признаки, которые выражаются в понижении общего тонуса организма. Люди с гиповитаминозом С более подвержены заболеваниям, причем эти заболевания протекают, как правило, длительно и тяжело.
Особенно часто С-гиповитаминозные состояния возникают в период повышенной потребности организма в витамине С при беременности, кормлении, усиленной физической и умственной работе, при инфекционных заболеваниях. Чаще гиповитаминоз можно наблюдать в весенние месяцы, когда, с одной стороны, уменьшается употребление овощей, а с другой – содержание в них витаминов вследствие длительного хранения.
Поскольку цепи питания существуют не одну сотню лет, некоторые биологически активные вещества не вырабатываются в организме, а берутся из пищи в готовом виде. К ним относится и витамин С.
Аскорбиновая кислота - это белый кристаллический порошок кислого вкуса. Легко растворим в воде (1:3,5), с образованием кислых растворов, растворим в спирте. Растворы для инъекций готовят с добавлением натрия гидрокарбоната и стабилизаторов.
Аскорбиновая кислота, особенно ее дегидроформа, является весьма неустойчивым соединением. Превращение в дикетоулоновую кислоту, не обладающую витаминной активностью, является необратимым процессом, который заканчивается обычно окислительным распадом. Наиболее быстро витамин С разрушается в присутствии окислителей в нейтральной или щелочной среде при нагревании.
Организм человека не способен сам синтезировать витамин С, и в нем нет сколько-нибудь значительных резервов витамина С, поэтому необходимо систематическое ежедневное поступление этого витамина с пищей. Недостаток или отсутствие его приводят к развитию гипо- или авитаминоза (цинги).
Аскорбиновая кислота является одним из наиболее широко распространенных в природе витаминов. Она синтезируется растениями и подавляющим большинством животных. Животные продукты в общем более бедны витамином С, хотя отдельные органы содержат относительно высокие концентрации. С другой стороны, семена и зерна высших растений лишены витамина С. Однако с первых дней прорастания в них появляется аскорбиновая кислота. Богаты витамином С листья, плоды, несколько беднее корнеплоды. По богатству витамином С выделяются плоды шиповника, дающие экстракты хорошего вкуса. Синтез и накапливание аскорбиновой кислоты в одном и том же виде растений варьируют в зависимости от многих условий: почвы, агротехники, удобрений, освещенности, водного режима, температуры и др. Растения изменяются в онтогенезе. Для некоторых культур сортовые колебания очень велики. Так концентрация аскорбиновой кислоты в разных сортах черной смородины колеблется от 69 до 250 мг, а в яблоках – от 1 до 30мг (в Алтайском крае). В картофеле, капусте, а также в женском молоке часть витамина С находится в связанной форме, которая не выявляется обычными методами определения.(7)
Содержание витамина С в некоторых пищевых продуктах (в мг на 100 г) (подробно в приложении 1)
Наименование пищевых продуктов |
Количество аскорбиновой кислоты |
Наименование пищевых продуктов |
Количество аскорбиновой кислоты |
Овощи |
Фрукты и ягоды | ||
Перец красный |
250 |
Шиповник сушеный |
До 1500 |
Перец желтый сладкий |
125 |
Смородина черная |
250 |
Капуста цветная |
75 |
Апельсины |
50 |
Редис |
50 |
Яблоки |
20 |
Таким образом, мы выяснили, что самые богатые витамином С являются фрукты: апельсины, смородина черная, шиповник и овощи: перец, капуста.
Суточная потребность человека в витамине С зависит от ряда причин:
Средневзвешенная норма физиологических потребностей составляет 60-100 мг в день. Обычная терапевтическая доза составляет 500-1500 мг ежедневно.
Рекомендуемая суточная потребность в витамине С
Категория |
Возраст (лет) |
Витамин С (мг) |
Грудные дети |
0-0,5 |
30 |
0,5-1 |
35 | |
Дети (1) |
1-3 |
40 |
4-6 |
45 | |
7-10 |
45 | |
Лица мужского пола |
11-14 |
50 |
15-18 |
60 | |
19-24 |
60 | |
25-50 |
60 | |
51 и старше |
60 | |
Лица женского пола |
11-14 |
50 |
15-18 |
60 | |
19-24 |
60 | |
25-50 |
60 | |
51 и старше |
60 | |
В период беременности |
70 | |
В период лактации |
95 |
Так как организм человека не способен самостоятельно вырабатывать витамин С самостоятельно, мы должны поставлять витамины в организм при помощи употребляемых нами продуктов. Для исследования мы взяли следующие продукты.
Информация о работе Определение и содержание витамина С в овощах и фруктах