Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 10:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель анализа состоит в том, чтобы оценить финансовое состояние предприятия, а также в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Информационная база для расчета финансовых показателей и виды потребителей информации
1.2 Основные группы и виды финансовых показателей
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Основные направления деятельности предприятия
2.2 Функционально-организационная структура финансовой и бухгалтерской службы предприятия
2.3. Основные финансовые показатели предприятия
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Пути и способы улучшения финансовых показателей
3.2 Пределы компетенции и должностные обязанности финансового аналитика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ финансового состояния предприятия 19.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

Внутренний анализ, используя наиболее полные данные обо всех аспектах деятельности предприятия, позволяет детально рассмотреть и оценить весь процесс образования, распределения и использования его финансовых ресурсов, предпринять действия, оптимизирующие этот процесс. Финансовый менеджер принимает решения об изменении структуры источников финансирования, направлений размещения средств именно на основе анализа по данным внутренней отчетности. Анализ в данном случае позволяет воздействовать на финансовое состояние предприятия непосредственно и оперативно. Контрагенты предприятия, осуществляющие внешний анализ, не могут прямо влиять на его финансовое состояние. Однако, принимая решения, касающиеся инвестирования, кредитования и заключения договоров, они оказывают воздействие на возможности предприятия по изменению своего положения. Невозможность своевременно привлечь капитал, взять заем, потеря рынков реализации продукции – все это может привести в конечном итоге к банкротству. Таким образом, важность роли внешнего анализа в финансовом менеджменте нельзя недооценивать.

Результаты внутреннего анализа максимально закрыты в целях сохранения коммерческой тайны, тогда как данные внешнего анализа могут широко распространяться среди многих заинтересованных лиц и влиять на их решения относительно данного предприятия.

Следует признать, что возможности для адекватной оценки состояния фирмы у менеджеров предприятия объективно шире, чем у остальных заинтересованных лиц, однако сами источники, которыми все они пользуются, в основном, совпадают, а преимущества инсайдеров связаны с большим объемом, точностью и оперативностью получения информации, поступающей из такого источника, как «отчетность предприятия». Но данные, необходимые аналитикам, формируются не только внутри предприятия, но и в окружающей его среде. В целом информационное обеспечение процесса анализа финансового состояния предприятия – это совокупность информационных ресурсов, необходимых для проведения аналитических процедур и способов их организации. Для пользователя, не являющегося инсайдером, большая часть данных поступает из внешних источников. Это означает на практике, что оценка состояния предприятия зависит от следующих аспектов, связанных с информацией2:

1. Полезности.

2. Достоверности.

3. Полноты.

4. Своевременности.

5. Правильности интерпретации со  стороны исследователя.

Первые четыре аспекта характеризуют качество информации как исходного материала для исследований, а пятый аспект связан непосредственно с процессом анализа.

Полезность информации определяется степенью ее влияния на управленческие решения, позволяя оценивать предыдущие и текущие события, а также делать необходимые прогнозы. Например, сведения о планируемой рентабельности нового инвестиционного проекта оказывают влияние на решение банка при выдаче долгосрочного кредита. Для заключения контракта на поставку продукции предприятию-контрагенту такая информация не требуется.

Полезность информации может быть различной в зависимости не только от ее содержания, но и от типов пользователей (например, информация о выплате дивидендов для акционера полезна, а для кредитора, как правило, избыточна). Понятие «полезности» можно трактовать достаточно широко, включая в него такие аспекты, как достоверность, полнота и своевременность. В самом деле, для принимаемого решения недостоверная или неполная информация теряет свои полезные свойства. Мы считаем необходимым рассматривать эти свойства отдельно, применяя термин «полезность» к содержательной стороне информации.

Достоверность информации означает, что она должна адекватно описывать произошедшее событие. Для бухгалтерской информации, например, важно отсутствие ошибок, отражение операций в соответствии с их экономическим содержанием и принятыми правилами учета.

Полнота информации определяется как наличие всех необходимых данных для принятия решения. Вместе с тем, информация не должна быть избыточной (за исключением случаев дублирования информации с целью ее проверки на достоверность). Отсутствие некоторых сведений может привести к принятию неверного решения. Например, при совершении сделки по цене выше рыночной, что привело к существенному росту прибыли компании, необходимо отметить, что данная операция была проведена с аффилированной фирмой. Отсутствие этой части информации создает у инвестора ложное впечатление об эффективности деятельности компании.

Такое качество данных как «своевременность» означает, что чем меньше времени прошло с момента события до момента его отражения в различных источниках информации, тем большую ценность эти данные представляют для пользователя. Например, информация об изменениях курса акций 3 года назад менее полезна для инвестора, чем тот же вид информации, но за трехмесячный период перед моментом покупки. Существует способ учета ценности информации в зависимости от момента ее возникновения: в процессе расчетов «старые» данные используются с корректирующим коэффициентом (например, при прогнозировании курсов акций путем экстраполяции цен предыдущих периодов).

Укрупненно, все необходимые виды информации можно сгруппировать следующим образом3:

1. Бухгалтерская отчетность предприятия.

2. Сведения о деятельности предприятия (торговой, производственной) нефинансового характера.

3. Данные финансовой отчетности  предприятий-конкурентов, партнеров и прочих предприятий, с которыми возможно сравнение показателей исследуемого объекта.

4. Информация с рынка корпоративных  ценных бумаг.

5. Макроэкономическая информация.

6. Правовая информация.

Рассматривая вопрос о том, кто конкретно (кроме самого исследуемого предприятия) является субъектами, предоставляющими информацию, можно классифицировать их следующим образом4:

1. Государственные органы власти:

A) Правовая информация.

Б) Макроэкономическая информация.

B) Отраслевые исследования.

Г) Информация об отдельных субъектах хозяйственной деятельности.

2. Саморегулируемые организации  участников рынков:

A) Информация об отдельных участниках  рынка и их группах, предоставляемая  на основе предварительно достигнутых  соглашений о раскрытии информации.

Б) Исследования, посвященные отдельным вопросам деятельности данных рынков и их участников.

B) Индикаторы конкретных рынков (цены, объемы спроса и предложения  и т.п.)

3. Биржи (состав информации аналогичен п. 2).

4. Банки: информация об отдельных субъектах рынка, иногда отраслевые исследования.

5. Контрагенты и конкуренты:

А) Информация о качестве продукции, применяемых технологиях и т.п., дающая представление о том, в каких условиях действует исследуемое предприятие.

Б) Информация о состоянии расчетов с данным предприятием, о его платежной дисциплине и т.п. (является хорошей возможностью для корректировки показателей, полученных из официальной отчетности).

6. Прочие субъекты.

Информация, необходимая для принятия решений контрагентами предприятия, его собственниками и менеджерами, формируется, прежде всего, в системе бухгалтерского учета.

Внешними и внутренними пользователями этих данных, в соответствии с «Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России», являются «лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию». В Концепции также отмечается, что данные бухгалтерского учета удовлетворяют потребности, являющиеся общими для всех пользователей, однако большинство экономистов считают, что бухгалтерской информации может быть недостаточно для принятия решений.

Розанова Е. выделяет следующие недостатки бухгалтерской отчетности как вида информации для проведения финансового анализа5:

1. Представление информации только  в денежном выражении, что значительно  сужает ее объем и ограничивает  полезность, заставляя исследователя  получать недостающие данные  из других источников.

2. Упрощение. В процессе классификации  экономических событий, необходимой для обеспечения их отражения в регистрах бухгалтерского учета, нередко происходит потеря существенной информации (например, что вся заработанная за год прибыль на 90% состоит из прибыли от одной сделки). Значение этого недостатка уменьшается при наличии необходимых пояснений и дополнений к цифровым данным, но полностью его устранить нельзя.

3. Субъективизм составителей – намеренный (с целью искажения реального положения вещей) и непреднамеренный (ошибки, специфическое понимание отдельных положений учета). Строгая регламентация процесса составления отчетности и необходимость аудиторских проверок снижает влияние этого фактора.

4. Условность некоторых данных, связанная с невозможностью точной  оценки результатов сделок, незавершенных в момент составления отчета. Прибыль, определенная по методу начисления, может значительно отличаться от реальной прибыли, полученной за данный промежуток времени. Но величину этой разницы можно будет определить только после завершения хозяйственной операции.

5. Несоответствие балансовой оценки  активов и пассивов их реальной  стоимости. Совпадение рыночной  цены, например, основных средств  и суммы, в которой они отражены  в балансе, достижимо лишь в  момент покупки. Корректировка оценки  имущества и обязательств с помощью индексации, начисления амортизации и т.п. позволяет несколько уточнить их стоимость. Но следует учесть, что такие поправки не всегда правомерны и сами могут служить источником дополнительных искажений расчетов.

6. Нестабильность денежной единицы. Данный фактор делает несопоставимой отчетность за ряд лет, если не была проведена дополнительная корректировка на инфляцию (как правило, она производится уже в процессе анализа). Однако способы устранения влияния данного фактора на результаты анализа не всегда приводят к желаемым результатам.

Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, для внешнего пользователя бухгалтерская отчетность остается наиболее полным, а иногда и единственным источником данных обо всех видах деятельности предприятия и ее финансовых результатах.

Официальная бухгалтерская отчетность, формируемая на предприятии, в настоящее время, в основном, предназначена для целей налогообложения. Переход на международные стандарты бухгалтерского учета призван устранить эту одностороннюю направленность и установить приоритеты, соответствующие мировой практике, в соответствии с которой инвесторы и кредиторы рассматриваются как основные пользователи информации о финансовом состоянии предприятия.

Годовая бухгалтерская отчетность включает в себя:

1) бухгалтерский баланс (форма №1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

3) отчет о движении денежных  средств (форма №4);

4) сведения о состоянии имущества  предприятия (форма №5).

Баланс предприятия отражает источники средств и направления их размещения на определенную дату. В левой части баланса отражаются активы предприятия по степени роста их ликвидности, в правой – пассивы (капитал и заемные средства) в порядке убывания срока до их погашения. Активы предприятия отражаются в трех разделах: внеоборотные активы, оборотные активы, убытки. В первом разделе выделяются нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения. Во второй раздел входят: запасы, НДС, дебиторская задолженность (краткосрочная и долгосрочная), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы. Раздел «Убытки» состоит из убытков, относящихся к прошлым годам и к отчетному периоду. В каждой из групп активов, в свою очередь, происходит деление на конкретные виды, что позволяет более подробно отразить имущество, которым владеет фирма.

В пассиве основными разделами являются: капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные пассивы. В разделе «Капитал и резервы» отдельно показаны: уставный, добавочный, резервный капитал, фонды накопления и социальной сферы, целевого финансирования и нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года. Долгосрочные пассивы состоят из двух групп: заемных средств и прочих долгосрочных пассивов. Краткосрочные пассивы – из заемных средств, кредиторской задолженности, расчетов по дивидендам, доходов будущих периодов, фондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей и прочих краткосрочных пассивов. Детализация каждой группы заемных пассивов осуществляется в соответствии с видами кредиторов: бюджет, банки и т.п.

В квартальную бухгалтерскую отчетность входят баланс и отчет о прибылях и убытках в том виде, в котором они присутствуют в годовой отчетности. Полезность данной информации ограничена в силу ее меньшего объема и отсутствия пояснений. Но она обладает большей оперативностью, поэтому ее использование необходимо для более точного понимания тех изменений, которые произошли в положении предприятия в течение года.

«Отчет о прибылях и убытках» содержит информацию о видах и объемах доходов, расходов, прибыли/убытка, полученных за указанный период. В отечественной практике этот вид отчета находится на втором месте после баланса, как по номеру формы, так и по возможности его получения сторонними пользователями. За рубежом многие исследователи считают этот отчет важнейшим, поскольку он показывает, насколько преуспела фирма в достижении своей первостепенной цели – получении прибыли. Он демонстрирует, как изменялся капитал акционеров за отчетный период под влиянием доходов и расходов. В отличие от баланса, который фиксирует положение компании на определенную дату, форма № 2 отражает данные за период.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия