Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:04, курсовая работа
Данная тема является на сегодняшний день актуальной и своевременной. В послании Президента Республики Казахстан к своему народу «Казахстан 2030» подчеркивается, что конечной целью развития нашей страны является экономический рост, что приоритет экономического роста «будет одним из самых важных и сегодня, и завтра, и в течение следующих тридцати лет». Важную роль в этом достижении играет информация, развитие которой «окажет воздействие не сколько на экономический рост, но и на социальную сферу, а также интеграцию Казахстана в международное сообщество».
Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Теоретические аспекты аудита краткосрочных активов…………..…...5
1.1 Определение краткосрочных активов и их классификация…………5
1.2 Цели и задачи аудита краткосрочных активов……………………….6
2. Методика проведения аудита краткосрочных активов………………..11
2.1 Проверка кассовой наличности. Подтверждение остатков на
банковских счетах……………………………………………………..11
2.2 Процедуры аудита инвестиций……………………………………….14
2.3 Аудит расчетов с дебиторами………………………………………...15
2.4 Аудитор и инвентаризация. Процедуры оценки запасов…………...18
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………………..25
Понятие, цели и задачи аудита дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность — это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс в хозяйственной деятельности предприятия.
По характеру образования
дебиторская задолженность
Цель аудита дебиторской задолженности – достижение уверенности в том, что задолженность контрагентов и задолженность перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура – одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции, например, с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности.
Основными задачами, стоящими перед аудиторами при проверке дебиторской задолженности, являются:
- проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности;
- проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины:
- проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличия оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;
- проверка своевременности и правильности оформления и представления претензий дебиторам, а также организации контроля за движением их дел и проверка порядка организации взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений;
- разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.
Аудитор знает типичные совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложными, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат.
Аудит расчетов с дебиторами включает проверку:
- наличия необходимых первичных документов, договоров, расчетных документов, актов сверки расчетов, документов о проведении взаимозачетов, актов приемки-передачи векселей и т.д.;
- соответствия данных первичных документов данным аналитического учета, взаимного соответствия данных аналитического и синтетического учета, финансовой отчетности;
- наличия инвентаризации расчетов согласно учетной политике организации или законодательству;
- мер по взысканию дебиторской задолженности;
- своевременности списания просроченной задолженности на финансовые результаты;
- правомерности и своевременности отражения в учете прекращения обязательств неденежными формами расчетов (зачет, векселя, отступное, уступка права требования и т.д.).
При аудите расчетов
устанавливают причины
Понятие, цели и задачи аудита запасов
Активы, принадлежащие компании, подразделяются на две группы. Одна группа представляет финансовые активы, рассмотренные выше, которые легко преобразуются в средство платежа. Другая — представляет неосуществленные расходы, которые пока невозможно соотнести с доходами компании. Среди них в мировой практике выделяются материальные запасы: запасы, сырье, полуфабрикаты и готовая продукция.
Запасы — это все товары компании, приобретенные для перепродажи, в том числе товары в пути. Запасы обладают меньшей степенью ликвидности, чем финансовые активы.
Основной целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению запасов нормативным документам, действующим в РК в проверяемом периоде для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность финансовой отчетности.
Достижение основной цели аудита обеспечивается путем достижения отдельных (более конкретных) подцелей аудита:
- Запасы представляют собой все сырьевые материалы, незавершенное производство и готовую продукцию, которыми владеет компания, в том числе находящиеся на своем складе, во внешнем хранилище, в пути или на территории комиссионера (переданные по консигнации);
- Аналитические регистры непрерывного учета математически точны и соответствуют синтетическим счетам учета запасов в Главной книге;
- Регистры непрерывного учета или описи запасов в натуре полностью документируют запасы, которыми владеет компания;
- Зафиксированные в документах запасы существуют в пригодном для продажи состоянии и представляют имущество (собственность), которое должным образом хранится;
- Запасы, имеющие в наличии являются собственностью компании, на счетах не отражены товары, являющиеся собственностью других компаний.
- Запасы точно оцениваются принятым методом движения затрат по принципу меньшего значения (стоимости или рыночной цены). Устаревшие и неходовые товары указываются отдельно;
- Запасы точно классифицированы;
- Представлена информация обо всех обязательствах по запасам;
- Даются соответствующие пояснения по поводу основных видов запасов, метода оценки, передачи запасов в залог.
Основными задачами аудита запасов являются:
2.1 Проверка кассовой наличности. Подтверждение остатков на
банковских счетах
В составе денежных средств наиболее подвижный характер имеют наличные деньги. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. Кассовые операции весьма разнообразны, но среди них можно выделить основные:
- Выдача средств на оплату труда;
- Выдача средств на оплату хозяйственных расходов;
- Выдача средств подотчетным лицам и др.
При аудите кассовой наличности часто выполняются проверки на существенность, цель которых контроль:
- Полноты проверки, точности и наличия выведенного сальдо подтверждение остатков и другой информации банками и другими финансовыми учреждениями, подготовка, обзор и проверка банковской сверки счетов; ведение учета кассовой наличности;
- Проверки на произвольно избранную дату банковских переводов;
- Проверка ограничений кассовой наличности.
Методы проверки кассовых операций четко разработаны и имеют давнюю историю. В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы или процедуры проверки достаточно просты.
Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журналы регистрации приходных и расходных ордеров, журнал регистрации выданных доверенностей, журнал регистрации депонентов; журнал платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты.
Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров. Поэтому аудитор должен опросить каждого из ответственных лиц.
В ходе проверки кассовых операций, необходимо проконтролировать:
Использованы ли по целевому назначению полученные из банка деньги на зарплату, командировки и хозяйственные нужды;
Имеются ли случаи выдачи наличных денег
посторонним лицам без доверенн
Нет ли фактов подписи расходных кассовых документов только руководителем или главным бухгалтером;
Имеются ли случаи подписи руководителем
и главным бухгалтером
Наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег;
Законность произведенных из кассы выплат денежных средств, списываемых на расходы без последующего представления отчетов по этим операциям;
Правильность корреспонденции счетов по кассовым документам;
Своевременность депонирования невыплаченных сумм.
Для того чтобы составить свое мнение о постановке бухгалтерского учета, достоверности и объективности учетных данных, эффективности системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточное количество доказательств.
Аудитор обычно должен подтвердить остаток на банковском счете на конец года. Это осуществляется с помощью прямой корреспонденции со всеми банками, с которыми клиент имел деловые связи в течение года независимо от всех изменений или сверки счетов на конец года. Обычной практикой является подтверждение всех банковских счетов, открытых в любое время в течение проверяемого года. Проверить сальдо банковского счета и разные виды задолженности может с помощью подписанного клиентом запроса.
Банк может иметь договоренност
Аудиторы подтверждают задолженность
клиентов банкам и другим финансовым
учреждениям, а также связанные
с этим финансовые соглашения, для
чего просят клиента послать запросы
о подтверждении этого
Основными контрольными процедурами банковских операций являются периодическое согласование получения наличных денег и расходов с суммами, указанными в банковских выписках (отчетах). Процедура сверки будет более эффективной, если кроме согласования остатков, производится сверка статей банковской выписки (отчета) со счетами. Чаще всего процедуры сверки используются для доказательства кассовой наличности.
Эффективное разделение обязанностей требует, чтобы лицо, занимающееся сверкой сальдо банковского счета с сальдо бухгалтерских счетов, не имело никакого отношения к поступлению и расходам наличных денег, подготовке или визированию ордеров расписок для оплаты.
Ключевыми процедурами контроля являются сверка клиентом банковских счетов и соответствующее разделение обязанностей относительно кассовой наличности и операций. Оценка аудитором эффективности сверки счетов клиентом определяет характер, распределение по времени и степень многих проверок на существенность кассовой наличности. Основными факторами являются адекватность системы учета, компетентность работников, выполняющих сверку, и разделение обязанностей. Чем больший эффект дала сверка счетов клиентом, тем менее подробными будут процедуры сверки счетов аудитором.
Данные процедуры могут
При просмотре аудитором
При контроле сверки счетов, выполненной клиентом, осуществляются также процедуры, позволяющие: