Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ЗАО «МВЗ Фарбатек», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета аренды.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
представить характеристику операций по договорам текущей аренды как объекта бухгалтерского учета;
осуществить планирование аудиторской проверки учета операций по договорам текущей аренды в ООО «Юникс»
провести аудиторскую проверку и сделать выводы по результатам аудиторской проверки учета операций по договорам текущей аренды в ЗАО «МВЗ Фарбатек».
Введение
Роль и значение аудита операций по аренде имущества
Нормативные документы и источники информации, используемые при аудите арендных операций………………………………………………..5
1.2. Разработка плана и программы аудита арендных операций……………7
1.3. Оформление рабочих документов аудитора по проверке арендных операций………………………………………………………………………..15
2. Аудит операций по аренде имущества
2.1 Аудит операций по краткосрочной и долгосрочной аренде……………22
2.3 Аудит лизинговых операций………………………………………………27
3. Планирование аудита операций по договорам текущей аренды в ЗАО «МВЗ Фарбатек»
Понимание деятельности экономического субъекта……………………..35
3.2. Составление программы аудиторской проверки………………………..39
4. Аудит операций по договорам текущей аренды на материалах ЗАО «МВЗ Фарбатек»
4.1. Проверка правильности отражения операций в учете операций по договорам текущей аренды……………………………………………………41
Анализ и обобщение результатов аудита………………………………47
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованной литературы………………
Аудитор собирает общие сведения об организации, проверяя учредительные и регистрационные документы, используя личные наблюдения и разъяснения персонала. Аудитор должен ознакомится с аудиторскими заключениями прошлых лет.
Аудитор должен провести проверку по следующим направлениям
№ п/п |
Направление |
Источник |
3 |
Уставный капитал и учредители (собственники) |
Учредительные документы, протоколы собраний акционеров (учредителей, участников, совета директоров), реестр акционеров, бухгалтерская отчетность |
4 |
Управление организацией |
Учредительные документы, протоколы собраний акционеров (учредителей, участников, совета директоров), разъяснения персонала, схема организационной и производственной структур, бизнес-планы и сметы, публикации в печати, хозяйственные договоры |
5 |
Масштаб деятельности |
Бухгалтерская и статистическая отчетность, разъяснения персонала, бизнес-планы и сметы, внутренние отчеты |
6 |
Отраслевая принадлежность (основные виды деятельности) и условия конкуренции |
Учредительные документы, бухгалтерская отчетность, разъяснения персонала, бизнес-планы и сметы, рекламные объявления, лицензии и разрешения, статистические данные, публикации в печати, заключения привлеченных экспертов, материалы специализированных семинаров и конференций |
7 |
Особенности ценообразования |
Хозяйственные договоры, внутренние отчеты, прайс-листы, разъяснения персонала, бизнес-планы и сметы, статистические данные, публикации в печати, заключения привлеченных экспертов, ответы на запросы сторонних организаций |
8 |
Деловая репутация фирмы |
Разъяснения персонала, статистические данные, публикации в печати, заключения привлеченных экспертов, материалы специализированных семинаров и конференций, ответы на запросы сторонних организаций |
9 |
Состав имущества |
Бухгалтерская и статистическая отчетность, разъяснения персонала, внутренние отчеты, личные наблюдения аудитора |
10 |
Банковские счета и репутация обслуживающих банков |
Договоры банковского счета, разъяснения персонала, публикации в печати, заключения привлеченных экспертов, ответы на запросы сторонних организаций |
11 |
Кредитная политика |
Бухгалтерская отчетность, кредитные договоры, внутренние отчеты, разъяснения персонала, публикации в печати |
12 |
Основные покупатели и поставщики |
Бухгалтерская отчетность, хозяйственные договоры, внутренние отчеты, разъяснения персонала |
13 |
Дебиторская и кредиторская задолженность |
Бухгалтерская отчетность, хозяйственные договоры, внутренние отчеты, разъяснения персонала, деловая корреспонденция, материалы судебных разбирательств |
14 |
Основные статьи расходов |
Бухгалтерская и статистическая отчетность, внутренние отчеты, разъяснения персонала, бизнес-планы и сметы |
15 |
Особенности налогообложения и налоговая политика |
Учетная политика в целях бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская и налоговая отчетность, внутренние отчеты, разъяснения персонала, материалы налоговых и аудиторских проверок, материалы судебных разбирательств по спорам с налоговыми органами, заключения привлеченных экспертов |
16 |
Кадровая политика |
Штатное расписание, трудовые и коллективные договоры, приказы по кадрам, внутренние отчеты, разъяснения персонала, личные наблюдения аудитора |
17 |
Автоматизированные системы управления и информационные системы |
Разъяснения персонала, личные наблюдения аудитора, хозяйственные договоры, заключения привлеченных экспертов |
18 |
Наличие операций, в отношении которых предусмотрен особый порядок бухгалтерского или налогового учета |
Учетная политика в целях бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская и статистическая отчетность, журналы операций, бухгалтерские справки, хозяйственные договоры, внутренние отчеты, разъяснения персонала, отчеты контролирующим органам, заключения привлеченных экспертов |
С точки зрения планирования аудита арендных отношений важное значение имеет полученная информация о видах деятельности экономического субъекта, структуре его расходов, а также о его взаимоотношениях с поставщиками и клиентами. Такие сведения позволяют сделать вывод об объеме и характере арендных операций, их значимости в деятельности организации.
Изучение информации о деятельности экономического субъекта также позволит выявить, насколько широко используется организацией арендованное имущество. Если большая часть средств производства проверяемой организации представляет собой арендованное имущество, очевидна необходимость тщательной проверки арендных договоров и операций по ним. Также аудитору целесообразно получить сведения о количестве арендованных зданий и сооружений посредством визуального осмотра имеющихся объектов и сравнения полученных данных с показателями финансовой отчетности.
Разработка тестов для оценки системы внутреннего контроля в организации в части аудита арендных операций.
№ п/п |
Разделы тестирования |
Ответ | |
Общие организационные аспекты | |||
1 |
Утвержденными внутренними нормами установлена схема проведения и отражения в бухгалтерском учете операций по учету аренды (лизинга)? |
||
2 |
Разработана и утверждена схема общей организационной структуры предприятия с указанием управленческих связей и подчиненности подразделений? |
||
3 |
На предприятии разработаны и утверждены схемы организационной структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и подчиненности? |
||
4 |
Организация проведения арендных операций обеспечивает четкое разграничение, текущей работы с арендополучателем, отражением операций в бухгалтерском учете, а также периодическим контролем за состоянием расчетов а арендополучателем? |
||
5 |
Разработан и утвержден график документооборота с указанием сроков обработки и контроля документов, взаимосвязи между подразделениями и конкретными ответственными исполнителями? |
||
6 |
Программное обеспечение, используемое для ведения бухгалтерского учета, соответствует установленным требованиям: |
||
6.1 |
Система правильно запрограммирована и защищена от несанкционированного доступа посредством кодов и паролей? |
||
6.2 |
Система является лицензионной и вовремя обновляется? |
||
6.3 |
Периодически выполняется резервное копирование базы данных? |
||
Распределение функций и ответственности | |||
7 |
Разработаны и утверждены должностные инструкции для сотрудников бухгалтерии и службы внутреннего контроля? |
||
8 |
Установлен круг лиц, уполномоченных к заключению договоров, операций по аренде (лизингу)? |
||
9 |
Перечень должностных обязанностей и ответственности доведен до каждого исполнителя? |
||
Внутрипроизводственный контроль | |||
10 |
Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете арендных операций, совершенных в предыдущем периоде? |
||
11 |
Процедуры внутреннего контроля за проведением и отражением в бухгалтерском учете арендных операций осуществляются по направлениям: |
||
11.1 |
контроль полноты отражения операций в учете и соблюдение графика документооборота? |
||
11.2 |
контроль соблюдения установленного порядка проведения операций и отражения их в учете? |
||
11.3 |
контроль правильности составления бухгалтерских проводок и своевременности отражения операций на счетах бухгалтерского учета? |
||
11.4 |
арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей, в том числе правильность переноса из предыдущего периода входящих остатков и выведения исходящих остатков? |
||
11.5 |
контроль юридической грамотности при заключении договоров с покупателями и заказчиками? |
||
11.6 |
контроль правильности оформления первичных документов? |
||
12 |
Функционирует служба внутреннего контроля организации: круг полномочий, предоставленных сотрудниками службы внутреннего контроля, и периодичность проводимых проверок, позволяют эффективно осуществлять контрольную функцию за проведением и отражением арендных операций? |
||
13 |
Результаты проверок тщательно документируются? |
||
14 |
По итогам устранения недостатков составляются соответствующие акты и представляются руководству? |
||
Кадровая политика | |||
15 |
Система приема на работу обеспечивает необходимую квалификацию и честность персонала? |
||
16 |
Квалификационные характеристики сотрудников службы внутреннего контроля соответствуют необходимым требованиям? |
||
17 |
Сотрудники периодически проходят повышение квалификации с учетом специфики занимаемой должности? |
||
Право доступа и сохранность документации | |||
18 |
Определен круг лиц, имеющих право доступа к документации? |
||
19 |
Порядок хранения бухгалтерских документов соответствует требованиям? |
||
Итого по сумме всех разделов: |
Диагностика внутреннего контроля экономического субъекта осуществляется в целях предварительной оценки степени надежности и предполагает изучение, анализ, оценку:
Отношения руководства к необходимости поддержания адекватного внутреннего контроля арендных операций;
Порядка делегирования полномочий и распределения ответственности;
Порядка обеспечения сохранности активов и конфедициальной информации экономического субъекта;
Учетной политики экономического субъекта, ее организационно-технических и методологических аспектов;
Организационной структуры бухгалтерии;
Порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности и организации документооборота;
Роли и места вычислительной техники в ведении бухгалтерского и налогового учета;
Порядка систематизации данных в регистрах бухгалтерского учета;
Процесса подготовки бухгалтерской отчетности.
Для оценки эффективности внутреннего контроля используются следующие градации: сильный, средний, слабый. Общий итог подводится по всем разделам. Ориентируясь на рекомендуемые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля и сумму баллов, полученную по итогам тестирования. Оценка может быть как «низкая», «средняя», или «высокая».
Параметры оценки надежности системы внутреннего контроля.
Оценка надежности системы внутреннего контроля |
Сумма балов по итогам тестирования |
Низкая |
0 - 8 |
Средняя |
9 - 16 |
Высокая |
17 - 24 |
Если по итогам первичной оценки надежности системы внутреннего контроля оценена как «высокая» или «средняя», то аудитор должен учитывать это при разработке программы аудита, однако не должен доверять системе абсолютно.
Если надежность оценена как «низкая», то аудитор не должен в дальнейшем полагаться на систему внутреннего контроля клиента. При анализе результатов тестирования следует обратить особое внимание на вопросы теста, по которым получены отрицательные ответы.
1.3. Оформление рабочих документов аудитора по проверке арендных операций
Для фиксации информации об арендных отношениях, полученной на этапе предварительного планирования аудита, можно использовать форму рабочего документа.
Рабочий документ по сбору информации об арендных отношениях
на этапе предварительного планирования:
Предоставление имущества по договорам аренды
1. Объем реализации по арендным договорам.
Показатель |
Сумма аренды, тыс.руб. |
% к общему объему реализации по договорам аренды |
Количество заключенных договоров |
Количество единиц переданного имущества |
Балансовая стоимость переданного в аренду имущества | |
Всего |
||||||
В том числе (по видам аренды и имущества): |
||||||
аренда зданий и сооружений |
||||||
аренда транспортных средств |
||||||
аренда машин и оборудования |
||||||
аренда компьютерной и офисной техники |
||||||
аренда предприятия |
||||||
прочие виды аренды |
2. Существенность операций по договорам аренды.
Является ли предоставление имущества в аренду предметом деятельности организации |
По данным: |
Примечание | |
учредительных и прочих документов организации |
аудитора | ||
Да (п.6 Устава) |
Да |
Например: предоставление имущества в аренду является основным видом деятельностью организации и составляет 98% доходов организации |
3. Основные арендаторы имущества.
Наименование |
Вид имущества |
Сумма реализации, тыс.руб. |
Количество заключенных договоров |
Характер отношений |
Долгосрочные, стабильные | ||||
Договор заключен впервые |
2. Аудит операций по аренде имущества
2.1 Аудит операций по краткосрочной и долгосрочной аренде
Аудит аренды на соответствие требованиям МСФО целесообразно проводить по следующим направлениям:
1. Установление правильности
- договор аренды
- арендатор имеет право на покупку актива по цене значительно меньшей, чем ожидается на дату возникновения права на такую покупку, а на дату начала срока аренды достаточно очевидно, что такая покупка состоится (т.е. существует возможность выкупа по договорной цене);
- срок аренды составляет основную часть срока экономической службы актива (срок аренды представляет собой период, в течение которого соглашение не может быть расторгнуто, а также любые дополнительные сроки, если на момент начала аренды имеется обоснованная уверенность в том, что арендатор сделает выбор продолжить аренду актива), при этом право собственности на актив может не переходить арендатору;
- на начало срока аренды
- арендованный актив является
узкоспециализированным и для
его использования третьими
Аудитор должен учитывать, что возможны различные классификации арендного договора. Например, арендатор учитывает аренду как операционную, арендодатель - как финансовую.
2. Проверка операций по
- убедиться, что в учете арендатора объект зачислен в состав внеоборотных активов;
- установить правильность
- установить правильность
Информация о работе Аудит операций по договорам текущей аренды на материалах ЗАО «МВЗ Фарбатек»