Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ЗАО «МВЗ Фарбатек», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета аренды.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
представить характеристику операций по договорам текущей аренды как объекта бухгалтерского учета;
осуществить планирование аудиторской проверки учета операций по договорам текущей аренды в ООО «Юникс»
провести аудиторскую проверку и сделать выводы по результатам аудиторской проверки учета операций по договорам текущей аренды в ЗАО «МВЗ Фарбатек».
Введение
Роль и значение аудита операций по аренде имущества
Нормативные документы и источники информации, используемые при аудите арендных операций………………………………………………..5
1.2. Разработка плана и программы аудита арендных операций……………7
1.3. Оформление рабочих документов аудитора по проверке арендных операций………………………………………………………………………..15
2. Аудит операций по аренде имущества
2.1 Аудит операций по краткосрочной и долгосрочной аренде……………22
2.3 Аудит лизинговых операций………………………………………………27
3. Планирование аудита операций по договорам текущей аренды в ЗАО «МВЗ Фарбатек»
Понимание деятельности экономического субъекта……………………..35
3.2. Составление программы аудиторской проверки………………………..39
4. Аудит операций по договорам текущей аренды на материалах ЗАО «МВЗ Фарбатек»
4.1. Проверка правильности отражения операций в учете операций по договорам текущей аренды……………………………………………………41
Анализ и обобщение результатов аудита………………………………47
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованной литературы………………
Организационная структура ЗАО «МВЗ Фарбатек» построена по функциональному принципу. Функциональный принцип построения организаций предполагает, что группировка отделений (отделов) в них происходит в соответствии с функциями, отражающими основные направления и сферы их деятельности предприятия.
Организационная структура организации достаточно гибкая и постоянно совершенствуется с учётом изменения конъюнктуры рынка. Такие четкие рамки подчинения в ЗАО «МВЗ Фарбатек» прослеживаются во всей организационной структуре, от этого работа предприятия становится более слаженной и эффективной. Данная организационная структура наилучшим образом позволяет гибко взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Объектом аудита являются операции по договорам текущей аренды в ЗАО «МВЗ Фарбатек».
Свою работу аудитор должен начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего он изучает учредительные документы, виды деятельности, учетную политику предприятия и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение тестирования о проведении аудита. Аудитор должен получить первоначальные знания об особенностях отрасли, праве собственности, управлении и операциях экономического субъекта, подлежащего аудиту, и оценить их достаточность для понимания деятельности предприятия с целью проведения аудита. Полученные знания аудитор должен использовать при планировании аудита, включающего в себя разработку оптимальной аудиторской программы.
Планируя аудиторскую проверку, необходимо установить материальность (существенность) - максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная.
В настоящее время по проблеме оценки материальности неточностей в отчетности в профессиональных организациях и среди аудиторов нет единого мнения, чаще всего считается, что отклонение показателя до 5 % будет незначительными, а больше 10 % - существенным.
Существенность оценивают на стадии планирования аудита, с тем, чтобы обеспечить эффективность аудиторской проверки. По итогам финансового года предприятия, подлежащего проверке, определяются финансовые показатели и их значения.
Расчет определения уровня существенности на основании бухгалтерского баланса ЗАО «МВЗ Фарбатек» (приложение 1) и Отчета о прибылях и убытках (приложение 2) представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Определение уровня существенности в ЗАО «МВЗ Фарбатек» за 2013г.
Наименование базового показателя |
Суммовое значение базового показателя, тыс. руб. |
Доля, % |
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Балансовая прибыль |
2988 |
5 |
149 |
2.Валовый объем реализации |
29527 |
2 |
591 |
3.Валюта баланса |
5837 |
2 |
117 |
4.Сумма собственного капитала |
3279 |
10 |
328 |
5.Общие затраты организации |
26218 |
2 |
524 |
ВСЕГО |
1709 |
Среднеарифметическое в четвертом столбце таблицы составляет:
1709 / 5 = 342тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(342 - 117) / 342 х 100 = 65,8 %
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(591 - 342) / 342 х 100 = 72,8 %.
Поскольку значения 117 тыс. руб. и 591 тыс. руб. отличаются от среднего значительно, принимаем решение отбросить их при дальнейших расчетах. Новое среднее арифметическое составит (149+328+524) / 3 = 411 тыс. руб. Полученную сумму округлим до 450 тыс. руб. Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет 450 / 411 х 100 = 109,6 %,что находится в пределах 20%. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который можно использовать аудитор в своей работе.
Рассчитаем уровень существенности статьи «Арендованные основные средства». Удельный вес статьи в валюте баланса составляет 28,85% (1684/5837*100). Единый уровень существенности равняется 450 тыс. руб. Тогда уровень существенности статьи «Арендованные основные средства» составит 450 тыс. руб.*28,85 / 100% = 130 тыс.руб. (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Уровень существенности статьи «Арендованные основные средства» ЗАО «МВЗ Фарбатек» за 2012 год
Статья |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес статьи в валюте баланса, % |
Уровень существенности статьи, тыс. руб. |
Арендованные основные средства |
1684 |
28,85 |
130 |
Валюта баланса |
5837 |
- |
450 |
Общий план аудита учета операций по договорам текущей аренды ЗАО «МВЗ Фарбатек» за период 01.01.2012 г. по 31.12.2012 года
№п/п |
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Аудит операций по договорам текущей аренды |
07-12.02.2011 |
Горохов Николай |
Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта |
Программа аудита включает в себя: цель аудита, основные участки работы организации и разделы учета, подлежащие проверке, характер и методы проверки, распределение и закрепление между проверяющими аудиторами, сроки выполнения работ, уровень ответственности и оплаты труда аудиторов, форма и порядок оформления результатов аудита.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы. Программа аудита документально оформляется, каждая проводимая аудиторская процедура обозначается номером или кодом, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах. Аудиторская программа состоит из программы тестов средств контроля и программы аудиторских процедур по существу
Таблица 2.3
Программа аудита учета операций по договорам текущей аренды ЗАО «МВЗ Фарбатек» за период 01.01.2012 г. по 31.12.2012 года
п/п |
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита |
Период проведения |
Исполнитель |
Примечания | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1 |
Аудит состояния системы внутреннего контроля |
07.10.2013 |
Горохов Н.П. |
Рабочие документы аудитора | ||
2 |
Анализ внутренней нормативной документации, регламентирующей учет ОС в рамках договоров аренды и залога |
07.10.2013 |
Горохов Н.П. Чабан А.И. |
Учетная политика, Устав общества | ||
3 |
Аудит баз данных и программного обеспечения, обслуживающих учет операций по договорам текущей аренды |
08.10.2013 |
Горохов Н.П. Чабан А.И. |
Программное обеспечение | ||
4 |
Проверка правильности отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной |
08.10.2013 |
Горохов Н.П. Чабан А.И. |
Рабочие документы аудитора | ||
5 |
Проверка оформления актов передачи основных средств в арендуг |
09. 10.2013 |
Горохов Н.П. Чабан А.И. |
Рабочие документы аудитора | ||
6 |
Проверка отражения финансовых результатов от сдачи в аренду |
09. 10.2013 |
Горохов Н.П. Чабан А.И. |
Рабочие документы аудитора | ||
7 |
Проверка ведения бухгалтерского учета текущей и долгосрочной аренды |
10. 10.2013 |
Горохов Н.П. Чабан А.И. |
Рабочие документы аудитора | ||
8 |
Проверка начисления износа (при долгосрочной аренде) |
10. 10.2013 |
Горохов Н.П. Чабан А.И. |
Рабочие документы аудитора | ||
9 |
Проверка отражение капиталовложений в арендованные и заложенные основные средства |
10. 10.2013 |
Горохов Н.П. Чабан А.И. |
Рабочие документы аудитора | ||
10 |
Подготовка аудиторского заключения |
11. 10.2013 |
Горохов Н.П. Чабан А.И. |
Рабочие документы аудитора |
Принципы и порядок подготовки общего плана и программы аудита изложены в правиле (стандарте) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита». Программа служит подробной инструкцией аудитору и одновременно является для руководителей аудиторской группы средством контроля качества работы.
Аудиторская выборка в широком смысле это способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности.
В узком смысле это перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности, на основе изучения которых можно сделать вывод о всей проверяемой совокупности.
Обычно выборка должна быть репрезентативной, то есть представительной. Это требование предполагает, что все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. Для обеспечения репрезентативности аудиторская организация должна использовать один из следующих методов:
а) случайный отбор может проводиться по таблице случайных чисел;
б) систематический отбор предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на определенном числе элементов совокупности, либо на их стоимостной оценке;
в) комбинированный отбор представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.
При проверке договоров аренды недвижимого имущества устанавливаем, к каким амортизационным группам относятся объекты основных средств. По объектам основных средств амортизационной группы зданий, сооружений и земельных участков договор аренды, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Условия договора распространяются с момента передачи объекта аренды потенциальному арендатору, поэтому арендные платежи по зарегистрированному или находящемуся на государственной регистрации договору принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с момента получения объекта в пользование.
Порядок составления бухгалтерских записей по расходам на регистрацию договора аренды более одного года
Условия договора |
В учете арендодателя |
В учете арендатора |
1 |
2 |
3 |
1. Оплата расходов на |
Дебет счета 76 кредит счета 51 - перечислено с расчетного счета государственному регистрирующему органу за регистрацию договора аренды |
- |
Дебет счета 76 кредит счета 91 - учтена арендная плата в составе доходов от прочих видов деятельности. Дебет счета 76 кредит счета 90 - учтена арендная плата в составе основного вида деятельности. Дебет счета 91 кредит счета 76 - учтены расходы за регистрацию договора аренды в составе прочих расходов. Дебет счета 20 кредит счета 76 - учтены расходы за регистрацию договора аренды в составе расходов от основной деятельности |
||
2. Оплата расходов на |
Дебет счета 91 кредит счета 76 - включена в состав прочих расходов оплата за регистрацию договора аренды, осуществленная арендатором. Дебет счета 76 кредит счета 51 - перечислена арендатору величина оплаты за регистрацию договора аренды |
Дебет счета 76 кредит счета 51 - перечислено с расчетного счета государственному регистрирующему органу за регистрацию договора аренды. Дебет счета 76 кредит счета 76 - сумма платежей предъявлена арендодателю. Дебет счета 51 кредит счета 76 - получены денежные средства от арендодателя в счет погашения дебиторской задолженности |
3. Оплата расходов на |
Дебет счета 76 кредит счета 51 - перечислено с расчетного счета государственному регистрирующему органу за регистрацию договора аренды. Дебет счета 76 кредит счета 76 - сумма платежей предъявлена арендатору. Дебет счета 51 кредит счета 76 - получены денежные средства от арендатора в счет погашения дебиторской задолженности |
Дебет счета 20 кредит счета 76 - включена в состав расходов от основной деятельности оплата за регистрацию договора аренды, осуществленная арендодателем. Дебет счета 76 кредит счета 51 - перечислена арендодателю величина оплаты за регистрацию договора аренды |
При исчислении налога на прибыль расходы по регистрации договора аренды, подтвержденные документами, уменьшают прибыль той стороны, которая их осуществляет в соответствии с условиями договора независимо от даты передачи имущества арендатору, и включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией .
Таким образом, если договор заключен на срок более одного года и в бухгалтерском учете арендатора по окончании отчетного периода (на 31 декабря) отсутствуют записи по отражению расходов на регистрацию договора аренды, необходимо исключить их из состава налогооблагаемой прибыли и признать неправомерным возмещение НДС с суммы арендной платы. В случае если оплата расходов на регистрацию договора аренды возложена на арендодателя и он фактически ее осуществляет, необходимо составить письменный запрос арендодателю, чтобы убедиться в том, что он действительно по истечении года подал документы на государственную регистрацию либо произвел оплату.
В таблице 3.1 представлены результаты проверки объема оказанных сторонними организациями услуг по предоставлению имущества в аренду ЗАО «МВЗ Фарбатек».
Таблица 3.1
Проверка объема оказанных сторонними организациями услуг по предоставлению имущества в аренду в ЗАО «МВЗ Фарбатек» в 2010 году
Показатель |
По бухгалтерскому учету |
По данным аудитора | ||
Всего |
В том числе аренда зданий и сооружений |
Всего |
В том числе аренда зданий и сооружений | |
Сумма аренды, тыс. руб. |
198,50 |
198,50 |
198,50 |
198,50 |
% к общей сумме расходов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Количество заключенных договоров |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
Количество единиц полученного в аренду имущества |
3,00 |
3,00 |
3,00 |
3,00 |
Балансовая стоимость полученного в аренду имущества, тыс. руб. |
1684,0 |
1684,0 |
1684,0 |
1684,0 |
Проверка основных арендодателей имущества в ЗАО «МВЗ Фарбатек» представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Проверка основных арендодателей имущества в ЗАО «МВЗ Фарбатек» в 2012 году
Информация о работе Аудит операций по договорам текущей аренды на материалах ЗАО «МВЗ Фарбатек»