Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:37, лекция
Классификация и общая характеристика банковских операций.
Активные и пассивные операции.
Источники формирования доходов и прибыль кредитных организаций.
Банковские риски и методы страхования банковских операций.
Особенность современной системы кредитования заключается также в ее зависимости не только от собственных и привлеченных ресурсов, но и от определенных нормативов, которые устанавливает Центральный банк для коммерческих банков, осуществляющих кредитование клиентов.
Существенным признаком
Специфика современной практики кредитования заключается в том, что российские банки в целом ряде случаев не имеют единой методической и нормативной базы для организации кредитного процесса. Прежние банковские инструкции, регламентирующие кредитные операции и ориентированные на распределительную систему, оказались неприемлемыми для условий рынка. Поэтому каждый коммерческий банк исходя из опыта вырабатывает свои подходы, свою систему кредитования, хотя совершенно очевидно, что общепринятые организационные основы, отражающие международный и отечественный опыт, позволяют банкам существенно упорядочить кредитные отношения с клиентом, улучшить возвратность ссуд.
Особенность современной российской практики кредитования заключается в том, что банки постепенно отходят от принципа отраслевого подхода при выборе схемы кредитования предприятий и организаций. Преобладающим стал принцип унифицированного (единообразного) порядка кредитования, при котором отраслевые особенности организации выдачи и погашения ссуд зачастую сгладживаются.
Этапы кредитования.
Кредитование условно можно разделить на несколько этапов. Среди них: подготовительный этап, этап рассмотрения кредитного проекта, этап оформления кредитной документации, этап использования кредита и последующего контроля в процессе кредитования.
На подготовительном этапе изучаются возможности предоставления кредита. Вначале происходят переговоры между банком и клиентом. Их инициатором может быть как сотрудник банка, так и клиент. В условиях острой конкурентной борьбы за клиентуру банки сами предлагают свои услуги. После изучения клиента (сферы его деятельности, направлений продажи продукта и др.) банки привлекают клиентов как своих потенциальных заемщиков. Инициатором кредитования чаще является клиент, обращающийся в банк с просьбой о получении кредита, после чего и происходят переговоры.
В процессе этих переговоров необходимо: 1. установить, насколько возможна выдача кредита в соответствии с текущей политикой кредитного учреждения 2. определить цель кредита 3. выбрать тот вид кредита и метод кредитования, которые более всего подходят для данной кредитной сделки 4. посетить потенциального заемщика, глубже понять его текущее положение, оценить уровень руководства, возможности развития, суть кредитной заявки 5. осуществить предварительный анализ риска возможной выдачи кредита, исследовать сильные и слабые стороны работы клиента, источники возврата ссуд и уплат процентов за их использование 6. обеспечить оперативность проведения предварительного этапа, не затягивать решение банка о возможной выдаче кредита 7. дать понять клиенту, что переговоры не даю основании для окончательного вывода о возможности предоставления ссуды 8. проконсультировать клиента, какие документы необходимо представить в банк для решения вопроса.
Вслед за переговорами и предварительным анализом наступает этап рассмотрения кредитного проекта на основе официально предоставляемых в банк документов. Неустойчивость экономической ситуации, инфляция требуют от российских банков осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий. Аналитическая часть этого этапа представляет собой чрезвычайно ответственную задачу.
В структуре аппарата управления российских коммерческих банков решение этой задачи возлагается на кредитное управление (отдел). В отдельных банках выделяют аналитические подразделения, функцией которых является всесторонняя оценка субъекта и объекта кредитования.
Заключение возможности
Различают два способа принятия решения о выдаче кредита: централизованное и децентрализованное. В малом банке, как правило, преобладает централизованный способ, в большом- децентрализованный. При децентрализованной системе полномочия по одобрению кредита передаются нижестоящим звеньям и их руководителям. К примеру, банк, имеющий филиалы, моет делегировать право принятия решений по выдаче кредитов их руководителям, которые, в свою очередь, могут передавать эти права нижестоящим подразделениям.
Решения о выдаче кредита могут
приниматься либо посредством процедуры
последовательного его
В данном случае каждый сотрудник может принять окончательное решение вопроса о выдаче кредита в пределах своей компетенции. При таком порядке кредитный проект на соответствующую сумму рассматривает только тот сотрудник, которому предоставлено такое право распоряжениями руководств банка. Считается, что подобная процедура дает возможность персоналу банку реально проверить кредитную заявку, подробно выяснить интересующие банк вопросы, принять ответственное решение.
Степень ответственности работников банка при одобрении кредита кредитным комитетом менее высокая, однако она также обеспечивает компетентное решение: при обсуждении кредита используется опыт высококвалифицированных работников, входящих в его состав. До заседания кредитного комитета прорабатываются все экономические и юридические вопросы, определяются конкретные условия кредитования. Довольно часто практикуется порядок, при котором кредитный комитет рассматривает только крупные проекты, «проблемные» ссуды, кредиты, имеющие общенациональное значение.
На этапе оформления кредитной документации работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения о выдаче кредита, заводя специальное досье на клиента-заемщика (кредитное дело).
На этапе использования
На данной стадии осуществляется последующий контроль за движением кредита. Особое внимание уделяется контролю за просроченными кредитами, за ссудами, длительное время не возвращенными банку. Совместно с клиентом банки разрабатывают меры, способствующие возврату кредитов, решают вопросы об их пролонгации, при необходимости составляется новый кредитный договор, изыскиваются дополнительные гарантии, уточняется дальнейшая возможность кредитования неплатежеспособных клиентов.
Кредитная документация, предоставляемая банку.
Всякая экономическая сделка, особенно кредитная, требует документального оформления. Переговоры, которые ведет клиент с банком на начальном, предварительном этапе, завершаются представлением в кредитное учреждение его письменного ходатайства (обоснования необходимости кредита на определенные цели).
Письменное ходатайство (заявление на получение кредита) содержит просьбу клиента о предоставлении ему кредита на конкретные цели, в определенном размере, под определенный процент и на конкретный срок.
Кроме письменной заявки на получение кредита заемщик представляет в банк и другие документы. К их числу относятся две группы, подтверждающих: 1. юридическую правомочность клиента вести соответствующие виды деятельности 2. материальную гарантированность возврата кредита.
К первой группе можно отнести: учредительский договор, устав предприятия-заемщика, свидетельство о его регистрации. Зачастую банки требуют также сведения о руководстве предприятия, в связи с чем клиент представляет в кредитное учреждение справку о паспортных данных, прописке и местожительстве руководителя и главного бухгалтера предприятия-заемщика.
Если предприятие обращается в банк с ходатайством о выдаче ссуды под контракт на поставку продукции, то обычно в банк предоставляются копии этих документов, а в случае осуществления поставок на экспорт- копии лицензий и квот на экспортную поставку соответствующих товаров.
Ко второй группе относятся документы, характеризующие финансовое состояние заемщика и материальную гарантированность возврата оформляемого кредита. К числу документов данной группы относят некоторые виды бухгалтерской отчетности. Прежде всего это касается баланса предприятия-заемщика. Такой баланс представляется на начало года. Согласно отечественному и мировому опыту банки обычно требуют представления балансов за последние 2-3 года. Наряду с этим банки могут потребовать от заемщика представления баланса на квартальные даты. Это зачастую связано с тем, что ссуда выдается в конце текущего года, так что баланс на начало года уже не отражает реальное положение дел у клиента. Неудивительно, что некоторые банки требуют представления балансов, заверенных налоговой инспекцией. За последние три квартала. Для полной информации о качестве объекта кредитования банк может потребовать от клиента расшифровку некоторых статей баланса, в том числе таких, как основные средства, производственные запасы, готовая продукция, товары, дебиторская и кредиторская задолженность.
Вместе с балансом клиенты представляют в банк отчетность о прибылях и убытках. О финансовом благополучии предприятия-заемщика могут также свидетельствовать выписки с его счетов (по валютным и рублевым) за последние 2-3 месяца.
Особым документом, представляемым в банк, является технико-экономическое обоснование (ТЭО), в котором содержится информация клиента о том мероприятии, которое подлежит кредитованию (сумма контракта с учетом налога на добавленную стоимость, таможенных налогов и акцизов, а также дополнительные затраты- складские, транспортные и прочие расходы, которые связаны с осуществлением данного проекта). К сожалению, единой стандартной формы технико-экономического обоснования кредитуемого проекта не установлено, данный документ составляется в произвольной форме. Его цель- дать банку сведения об основных параметрах кредитной сделки (сумма и срок кредита, размер ссудных процентов), определить ее эффективность. На основании полученной от клиента информации банк оценивает технико-экономическое обоснование. Определяет достаточность и ликвидность залога в сравнении с общей суммой контракта и расходов, связанных с его осуществлением.
Экспертное заключение банка, как правило, дополняется экспертизой юридических документов, в том числе учредительских документов заемщика, контракта, договоров купли-продажи, документов, подтверждающих право собственности на кредитуемые товарно-материальные ценности.
Для того чтобы убедиться в обеспечении сохранности товаров, подлежащих кредитованию, банк может потребовать предоставления копий договоров на аренду складских помещений или документов, подтверждающих его собственность на эти помещения. В необходимых случаях банк получает от клиента копии накладных, а по импортным поставкам- копии таможенных деклараций, подтверждающих поступление товаров на его склады за последний месяц.
О финансовом благополучии предприятия
и возможности возврата кредита
могут свидетельствовать и
Структура документации, представляемой в банк предприятиями-заемщиками для получения кредита
1 группа
подтверждает юридическую
правомочность кредита
возврата кредита
Учредительный договор
Устав
Свидетельство о регистрации
Сведения о руководстве
Контракт на поставку продукции
Лицензия на экспортную поставку
3 группа
по оформлению ссуд
Срочные обязательства
Кредитный договор
Договор о залоге
Карточка образцов подписей и печати.
Наряду с письменным обращением в банк в некоторых странах используется специальная форма документации- общее заявление-обязательство заемщика выполнять требования, вытекающие из условий кредитной сделки. Однако такая форма отсутствует в большинстве развитых стран (ее, к примеру, нет в Германии, во Франции). Она заменена кредитным соглашением, имеющим зачастую общеобязательную форму, содержащую обязательство клиента соблюдать требования и правила кредитной организации. Отказались от представления общего заявления-обязательства и российские коммерческие банки.