Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является овладение методикой оценки основных средств и нематериальных активов в учете и отчетности предприятия.
На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта (договора мены).
Безвозмездная передача основных средств согласно первичным документам по выбытию оформляется проводками через счет 01, субсчет "Выбытие основных средств" с соответствующим начислением НДС. Схема корреспонденции счетов по учету безвозмездной передачи основных средств представлена в таблице 9 (Приложение 2).
Передача основных средств в уставный капитал других предприятий отражается через счет 01, субсчет "Выбытие основных средств" на счете 58 "Финансовые вложения", при этом разница между остаточной стоимостью и согласованной оценкой взноса фиксируется по счету 91 "Прочие доходы и расходы" (Приложение 2, таблица 10).
Списание основных средств в связи с их недостачей или порчей по вине материально ответственных лиц или по не установленным причинам регулируется в соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ “О бухгалтерском учете”.
3.2 Документальное оформление движения основных средств и их аналитический учет
Учет основных
средств в организациях ведется
в соответствии с действующим
Положением по учету основных средств
и Методическими указаниями по учету
основных средств и организуется
на основе принятого классификатора
в разрезе инвентарных
Инвентарный объект как единица учета основных средств представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенного вида работ. Если объект включает несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Для правильной организации аналитического учета и обеспечения контроля над сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту, находящемуся в эксплуатации или в запасе, присваивается инвентарный номер (серия номеров), который пробивается на металлическом жетоне или наносится на объект масляной краской.
Аналитический пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией предприятия на инвентарных карточках типовой формы ОС-6 “Инвентарная карточка учета основных средств” (на бумажных или машиночитаемых носителях информации). Они открываются отдельно на каждый объект. Приспособления и принадлежности, составляющие единое целое с объектом, также отражаются в его инвентарной карточке. Обязательными реквизитами карточек являются: наименование объекта, его инвентарный номер, завод-изготовитель, номер акта, дата приемки, первоначальная стоимость, местонахождение, краткая технико-эксплуатационная характеристика, срок полезного использования, способ начисления амортизации и др. В процессе эксплуатации в карточках делаются отметки о перемещении объекта внутри предприятия, о его капитальном ремонте и выбытии. Основанием для этого служат данные первичных документов — технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и ликвидацию объектов. При этом обязательными являются подписи Должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций. При переоценке объектов восстановительная стоимость отражается в разделе карточки “Реконструкция, модернизация”. По наиболее важным объектам в отделе главного механика организации оформляется специальный паспорт или дело. В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, пообъектный учет ведется в инвентарной книге типовой формы по классификационным группам (видам) основных средств и по местам их нахождения. При отсутствии автоматизированного учета инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии предприятия. В картотеке бухгалтерии они располагаются по классификационным группам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, а внутри их по местонахождению (цех, отдел), видам (здания, сооружения и т.д.), инвентарным номерам. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы, которые ведутся в одном экземпляре по классификационным группам (видам) основных средств. При использовании инвентарных книг описи не составляются.
Учет объектов основных средств по местам их эксплуатации осуществляется в инвентарном списке типовой формы, данные которого должны быть идентичны записям в инвентарных карточках (книгах).
В течение отчетного месяца инвентарные карточки по всем поступившим, выбывшим и перемещенным внутри организации объектам хранятся в особой ячейке картотеки, а по основным средствам, находящимся в запасе (резерве) или консервации, карточки в картотеке бухгалтерии отделяются специальным разделителем. По данным инвентарных карточек и ведомостей расчета амортизации (износа) в конце месяца заполняются карточки учета движения основных средств типовой формы в разрезе видов (групп) основных средств. В конце года по итоговым суммам карточек учета движения составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой сверяются с данными главной книги и служат основанием для заполнения отчетности о наличии и движении основных средств.
Аналитический
учет базируется на использовании унифицированных
форм первичной учетной
Для первичного учета основных средств используются следующие формы:
ОС-1 “Акт (накладная) приемки-передачи основных средств”;
ОС-3 “Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов”;
ОС-4 “Акт на списание основных средств”;
ОС-4а “Акт на списание автотранспортных средств”;
ОС-6 “Инвентарная карточка учета основных средств”;
ОС-14 “Акт о приемке оборудования”;
ОС-15 “Акт приемки-передачи оборудования в монтаж”;
ОС-16 “Акт о выявленных дефектах оборудования”.
Перечисленные формы первичной учетной документации применяются юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность во всех отраслях экономики.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.).
На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах – для сдающей и принимающей основные средства организации.
Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф.№ОС-3). В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией. Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, и сдают его в бухгалтерию предприятия, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру для обеих сторон).
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (Ф. № ОС-2). Она должна содержать фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта; подписи сдатчика и получателя и некоторые другие данные. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела)-сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.
Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом о ликвидации основных средств (ф. № ОС-4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом о ликвидации автотранспортных средств (Ф. № ОС-4а).
В актах о
ликвидации основных средств указывают
техническое состояние и причин
Аналитический учет основных средств. Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки, содержание и форма которых зависят от вида основных средств.
Здания и сооружения учитываются в инвентарных карточках ф. № ОС-6, машины, оборудование, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь – в ф. № ОС-7; животные и многолетние насаждения – в ф. № ОС-8. Указанные инвентарные карточки различаются в основном содержанием оборотной стороны, предназначенной для краткой индивидуальной характеристики объекта (например, если предметом учета является здание, то указывают фундамент, основание, стены, колонны, опоры, кровлю, общую полезную и жилую площадь и др.). На лицевой стороне инвентарных карточек всех видов указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (рождения, закладки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат (для отнесения сумм износа), сумму износа на дату приемки или переоценки объекта. Впоследствии в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ремонта (ф. № ОС-6 и № ОС-7), внутреннее перемещение объекта и причину выбытия.
Инвентарные карточки ф. № ОС-6, ОС-7 и ОС-8 составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Учет однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость и поступивших одновременно в один цех или отдел, может осуществляться в инвентарной карточке группового учета основных средств (ф. № ОС-9) с указанием в ней отдельных инвентарных номеров по каждому объекту.
При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и др.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «Для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между пользователями.
Инвентарные карточки
(книги) заполняют на основе первичных
документов (актов приемки-передачи,
технических паспортов и др.),
которые передают затем под расписку
в соответствующий отдел
С целью контроля за сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в описи инвентарных карточек по учету основных средств (ф. № ОС-10) с указанием в них номера карточки, инвентарного номера объекта и его названия. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не составляют.
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью ведут инвентарные списки основных средств (ф.№ ОС-13). В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) – дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют по лицам, ответственным за сохранность этих средств.
На арендованные основные средства в бухгалтерии арендатора инвентарные карточки не открывают. Для аналитического учета поступивших основных средств используют копии инвентарных карточек арендодателя или же выписки из инвентарной книги.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную с учетом классификационных групп по видам основных средств. На основе инвентарной картотеки на каждую классификационную группу основных средств (по отраслям и видам деятельности, признаку использования, видам основных средств) открывают карточку учета движения основных средств (ф. № ОС-12). В карточке за каждый месяц указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму износа и затраты на капитальный ремонт.
Совершенствование аналитического учета основных средств связано с использованием ЭВМ. Первичные учетные документы на машиночитаемом носителе могут использоваться наравне с традиционными первичными документами на бумажном бланке. Они содержат закодированные обязательные реквизиты (наименование, дату, место, содержание хозяйственной операции и ее основание). Допускается не фиксировать те характеристики хозяйственных операций, которые представляют собой производную информацию и могут быть получены на основании нормативно-справочных данных или расчетов. В необходимых случаях возможно получение наряду с машиночитаемыми носителями тождественных по содержанию бумажных копий. При этом бумажные копии должны быть удостоверены соответствующими подписями, а также штампом или печатью предприятия.
В условиях автоматизации учета вместо инвентарных карточек, книг и списков для учета инвентарных объектов по местам их нахождения создаются машинограммы наличия и движения основных средств. При использовании персональных компьютеров применяются типовые операции по поступлению и выбытию основных средств. Для каждого вида выходной информации устанавливается свой режим и алгоритм формирования с учетом периодичности ее получения, а по информации, получаемой в запросном режиме, — по срокам ее выдачи после запроса. При этом обеспечивается ограничение доступа к программным средствам, реализующим алгоритмы формирования выходной информации. Ответственность за это несет отдел автоматизированных систем управления, а бухгалтерия систематически контролирует соблюдение регламента формирования информации.
3.2 Операции с нематериальными активами
В настоящее время отсутствуют какие-либо рекомендации по документальному оформлению движения нематериальных активов. Поэтому организации должны сами разрабатывать формы соответствующих документов исходя из положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, Положение о бухгалтерском учете и отчетности, определившим перечень обязательных реквизитов в документах, и особенностей учитываемых объектов.