Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:04, дипломная работа
Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств. Эффективность деятельности организации определяется скоростью движения денежных средств. Для хозяйственной и финансовой деятельности организации важное значение имеет своевременность денежных расчетов по возникшим обязательствам. Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, укрепления платежной дисциплины и эффективного использования финансовых ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА
КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.....7
1.1. Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств…...7
1.2. Организация и порядок учета кассовых опера-ций……………..…..14
1.3. Методика внутреннего аудита и контроля проверки кассовых
опе-раций……………………………………………………………....18
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
В МУК ДК «СОВРЕМЕННИК»……………………………………31
2.1. Общая характеристика учрежде-ния…………………………….…..31
2.2. Первичный учет наличных денежных средств………………….…36
2.3. Синтетический и аналитический учет наличных денежных
средств…………………………………………………………….…..42
ГЛАВА 3. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В МУК ДК «СОВРЕМЕННИК»…..56
3.1. Планирование аудита кассовых операций……………….…………56
3.2. Основные направления аудиторской проверки кассовых
опера-ций……………………………………………………………..60
3.3. Выводы аудитора и рекомендации по совершенствованию
учета и контроля за наличными денежными средствами…………63
ЗАКЛЮ-ЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………
- Приказ Минфина России от 15.12.2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
- Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
- Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 г. № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
- Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» и др.
Второй уровень: нормативные акты и методические указания органов власти, регулирующих бухгалтерский учет. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. К ним относятся:
- Инструкция о порядке
- Приказ Минфина России № 157 от 01.12.2010 «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственных учреждений».
- Порядок ведения кассовых
- О предельном размере расчетов
наличными деньгами и
- О безналичных расчетах в Российской Федерации. Положение Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П.
- О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Указание Центрального банка РФ от 3 марта 2003 г. № 1256-У.
- Приказ Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета».
- Инструкция по бюджетному
- Положение о порядке ведения
кассовых операций с
Документом определены правила:
- организации работы по ведению кассовых операций;
- приема и выдачи наличных денег в кассу (из кассы) организации;
- ведения кассовой книги для учета поступающих (выдаваемых) наличных денег;
- расчета лимита остатка
- обеспечения порядка ведения кассовых операций.
Новое Положение не отменяет старых нормативных актов Банка России, регламентирующих обязанность кредитных организаций осуществлять проверки кассовой дисциплины клиентов – Положение от 5 января 1998 года № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» и Письмо от 4 октября 1993 года № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации». В настоящее время продолжает действовать статья 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций», согласно которой невыполнение должностным лицом учреждения банка указанных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей.
К третьему уровню относятся локальные правовые документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету. Такими документами являются приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении учетной политики; графика документооборота; приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации и др.
Таким образом, компетенцию по организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, а также функции по определению порядка ведения кассовых операций законодатель возложил на Банк России (статья 34 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России))» и на учреждения.
Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с предоставленными полномочиями устанавливает некоторые условия денежного обращения и разъясняет особенности применения в практической деятельности положений «Порядка ведения кассовых операций».
В бюджетной сфере не существует аналога Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), действующих в негосударственном секторе. Поэтому Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и утверждает инструкции о ведении бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях, а также по согласованию с Госкомстатом РФ унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций.
Сложившаяся в настоящее время система правового регулирования бюджетного учета является динамично развивающейся и связана с изменениями в законодательстве в связи с проведением бюджетной реформы. Данная реформа поддерживается новой системой бюджетного учета и отчетности, позволяющей отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении программы, а также объективно оценивать активы и обязательства органов государственной власти Российской Федерации.
Новая система учета, в отличие от старой, предусматривает внедрение в нее кодов Бюджетной классификации (КБК), что позволит объединить учет у исполнителей бюджета и у бюджетных организаций, а также осуществлять контроль за движением бюджетных средств от источников доходов до конечных получателей [5].
1.2. Организация и порядок учета кассовых операций
В связи с принятием Инструкции по бюджетному учету можно отметить о создании системы учета, позволяющей формировать полную информацию о секторе государственного управления. Инструкция предусматривает в своем составе объекты учета, соответствующие международным требованиям к финансовой отчетности.
Денежные средства бюджетного учреждения хранятся на банковских счетах, с которых они расходуются на мероприятия, предусмотренные сметой. Непосредственно в учреждении могут быть денежные средства для оплаты мелких хозяйственных расходов в размере, не превышающем установленного лимита, а также для выплаты заработной платы и стипендий. В учреждениях, где нет кассы и в штатах не предусмотрена должность кассира, выдача заработной платы и оплата наличными мелких хозяйственных расходов производится через подотчетных лиц [17, с.112].
Для ведения кассовых операций организации устанавливают лимит остатка денежных средств, который может храниться в кассе. Под кассой имеется в виду место для проведения кассовых операций. Это место определяет руководитель бюджетной организации. Лимит определяется на конец рабочего дня после выведения остатка в кассовой книге. С 1 января 2012 года лимит определяет организация, а не обслуживающий банк, как было указано в пункте 5 Порядка (Об установленном лимите в обязательном порядке издается распорядительный документ (приказ или распоряжение)) [11].
Наличные деньги сверх установленного лимита хранятся на банковских счетах в банке. Выплата заработной платы осуществляется в течение пяти рабочих дней (п. 4.6 Положения), а не трех, как было раньше (п. 9 Порядка), поэтому в дни выплаты заработной платы в организации будет превышение лимита денежных средств [21, с.224].
Лимит рассчитывается по специальной формуле, в которой задействованы объемы поступления выручки, расчетный период (порядка 92 дней), а также период времени между днями сдачи наличных в банк. При отсутствии выручки применяется другая формула расчета лимита [11].
В новом Положении отсутствуют требования по оборудованию специальной кассовой комнаты. Кассовые операции ведут назначенные кассиры. Контролирующая функция в бюджетной организации доверяется второму лицу – главному бухгалтеру, бухгалтеру или иному работнику, назначенному приказом или распоряжением. Кассиру устанавливается должностная инструкция, с которой он должен ознакомиться под роспись.
Приходные и расходные операции в бюджетной организации оформляются кассовыми ордерами, номера унифицированных форм которых заменены на цифровые коды форм документов, приведенные в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 01193 [11].
Приходные кассовые ордера немедленно после получения по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Получено» с указанием даты.
Деньги из кассы учреждения выдаются по расходным кассовым ордерам или другим заменяющим их документам, по платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег и т.п. Документы на выдачу денег из кассы подписывают руководитель учреждения и главный (старший) бухгалтер. В кассовых расходных ордерах указывается основание их составления, и перечисляются прилагаемые к ним документы. В тех случаях, когда на этих документах (заявлениях, счетах) есть надпись руководителя учреждения, разрешающая их оплату, подпись последнего на расходных кассовых ордерах не обязательна. Расходный кассовый ордер может быть оплачен кассой только в день его составления. После выдачи денег кассир подписывает кассовый ордер, а приложенные к нему документы погашает штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты [19, с.98].
Заработную плату, стипендии, пособия по временной нетрудоспособности, премии кассир выдает по платежным ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
Аналогично оформляются и разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск, болезни, а также выплаты депонированных сумм.
Не полученные в срок заработная плата, стипендии, пособия но временной нетрудоспособности, премии и пенсии могут храниться в кассе учреждения не более трех дней со дня получения денег в банке (включая и день получения). По истечении этого срока денежные средства вносятся на бюджетный (текущий) счет в банк. В платежной ведомости против фамилий тех лиц, которые не получили по ведомости деньги, кассир должен сделать отметку «Депонировано». Одновременно кассир составляет реестр депонированных сумм и делает на ведомости надпись о фактически выплаченной сумме и о сумме, подлежащей депонированию. После проверки сделанных кассиром в платежной ведомости отметок и подсчета выплаченных и депонированных сумм бухгалтерия учреждения в тот же день выписывает расходный кассовый ордер на фактически выплаченную сумму и передает этот ордеров кассу. Для учета кассовых операций кассир ведет кассовую книгу по ф. № 318 (К-6), которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена сургучной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера учреждения или вышестоящего органа. Записи в кассовую книгу делаются чернилами или химическим карандашом через копировальную бумагу. Вторые экземпляры листов кассовой книги отрывные, они служат отчетом кассира. Суммы по каждому ордеру или заменяющему его документу записываются в кассовую книгу вслед за получением или выдачей денег.
При записи операций указывается, от кого получены деньги и кому они выданы. Суммы полученных денег записываются в графе «Приход» а выданных – в графе «Расход» [18, с.187].
Выдача наличных денег под отчет производится из касс учреждений на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями учреждений. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию учреждения отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним [32, с.286].
Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается. Учет всех операций по движению наличных денежных средств кассир осуществляет в кассовой книге. Контроль за правильным ведением кассовой книга возложен непосредственно на главного (старшего) бухгалтера, указания которого о порядке ведения этой книги для кассира обязательны.
Руководители учреждений и организаций обязаны обеспечить охрану касс, сохранность денег при доставке их из банка и сдаче в банк. Хранить в кассе наличные деньги и другие ценности, не принадлежащие данному учреждению, организации, запрещается.
Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный учреждению, явившийся следствием его халатности, небрежности или умышленных действий; он дает учреждению обязательство о материальной ответственности по ф. № К-9, предусмотренной Положением о ведении кассовых операций.
Выдачу заработной платы, стипендий, пособий по временной нетрудоспособности, пенсий и премий не допускается возлагать на лиц, связанных с расчетами по этим выплатам (бухгалтеров, счетоводов, табельщиков и т. п.).
Не реже одного раза в месяц в каждом учреждении проводится внезапная ревизия кассы с полным пересчетом всех денег и проверкой других ценностей, хранящихся в кассе. Для ревизии кассы приказом руководителя учреждения назначается специальная комиссия, которая составляет акт с указанием в случае обнаружения сумм недостач или излишков и причин их возникновения. Соблюдение кассовой дисциплины в учреждениях проверяется вышестоящими организациями, финансовыми органами, банками [22, с.109].
Предложения финансовых органов и банков о мерах по устранению нарушений кассовой дисциплины для учреждений обязательны. Виновные в систематическом нарушении кассовой дисциплины привлекаются к судебной ответственности в установленном порядке.