Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:04, дипломная работа
Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств. Эффективность деятельности организации определяется скоростью движения денежных средств. Для хозяйственной и финансовой деятельности организации важное значение имеет своевременность денежных расчетов по возникшим обязательствам. Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, укрепления платежной дисциплины и эффективного использования финансовых ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА
КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.....7
1.1. Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств…...7
1.2. Организация и порядок учета кассовых опера-ций……………..…..14
1.3. Методика внутреннего аудита и контроля проверки кассовых
опе-раций……………………………………………………………....18
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
В МУК ДК «СОВРЕМЕННИК»……………………………………31
2.1. Общая характеристика учрежде-ния…………………………….…..31
2.2. Первичный учет наличных денежных средств………………….…36
2.3. Синтетический и аналитический учет наличных денежных
средств…………………………………………………………….…..42
ГЛАВА 3. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В МУК ДК «СОВРЕМЕННИК»…..56
3.1. Планирование аудита кассовых операций……………….…………56
3.2. Основные направления аудиторской проверки кассовых
опера-ций……………………………………………………………..60
3.3. Выводы аудитора и рекомендации по совершенствованию
учета и контроля за наличными денежными средствами…………63
ЗАКЛЮ-ЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………
Кроме того, необходимо проверить целевое расходование бюджетных средств из кассы в соответствии с требованиями бюджетной классификации. При проверке расходования денежных средств подотчетными лицами ревизор руководствуется порядком ведения кассовых операций, согласно которому лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. При этом ревизор выясняет, своевременно ли в организации закрываются подотчетные суммы. Если данное требование не выполняется, он требует письменные объяснения от соответствующих должностных лиц [22, с.115].
Также проверяется соблюдение порядка применения контрольно-кассовой техники. Необходимо учитывать, что при денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) контрольно-кассовых машин, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.
Полнота оприходования выручки через контрольно-кассовую машину устанавливается путем сверки на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, Кассовой книги.
Инвентаризация кассы. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Целью инвентаризации является проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в Кассовой книге фактическому остатку в кассе.
В сроки, установленные руководителем учреждения, а также при смене кассиров производится внеплановая ревизия кассы с полным полистным пересчетом денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денег в кассе сверяется с данными учета по Кассовой книге. Для проведения ревизии кассы приказом руководителя учреждения назначается комиссия. По результатам проверки составляется инвентаризационная опись наличных денежных средств по форме 0504088. В случае установления расхождений данных бюджетного учета с фактическим наличием денежных средств в кассе составляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность денежных средств, берется расписка. Она включена в заголовочную часть инвентаризационной описи.
При смене материально ответственных лиц опись составляется в трех экземплярах. Один из них передается материально ответственному лицу, принявшему денежные средства, второй – материально ответственному лицу, сдавшему денежные средства, третий – в бухгалтерию. Выявленная недостача денег взыскивается с кассира, излишки приходуются в кассу.
В условиях автоматизированного ведения Кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств и обработки кассовых документов. Инвентаризационная комиссия составляет инвентаризационные описи в двух экземплярах, один из которых остается в делах бухгалтерии, другой – у кассира. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в актах указываются их сумма и обстоятельства, штрафные санкции, в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Например, в соответствии со ст.15.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ на должностные лица (руководителя, главного бухгалтера или кассира) за нарушение порядка ведения кассовых операций может быть наложен штраф в размере от 2 до 3 тысяч рублей.
Кроме того, проверяется техническая укрепленность касс, обеспечение условий сохранности денег и ценностей в учреждении.
Типичными нарушениями совершения кассовых операций являются:
- недостача или излишек денег в кассе;
- несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных сумм;
- хищение денежных средств;
- ненадлежащее заполнение кассовых документов (отсутствие реквизитов, недооформление и т.д.);
- отсутствие первичных кассовых документов;
- превышение лимита остатка денежной наличности в кассе;
- непроведение инвентаризации кассы;
- наличные расчеты с юридическими лицами сверх установленного предела (на данный момент – 100 тыс. руб.);
- выдача денег посторонним лицам без оформления доверенностей;
- отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром учреждения;
- использование денежных средств не в соответствии с бюджетной классификацией;
- некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;
- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков;
- излишнее списание денежных средств по кассе при повторном использовании одних и тех же документов, либо в результате неправильного подсчета итогов в кассовых документах;
- нарушение расходования средств из кассы;
- отсутствие или недостаточный внутренний контроль над движением денежных средств в кассе [25, с.19].
Признаками отсутствия или недостаточного внутреннего контроля, в свою очередь, являются:
- отсутствие в учреждении налаженной системы проведения внеплановых ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;
- отсутствие приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок;
- наличие признаков формального проведения ревизий кассы, а именно регулярное назначение в комиссии по проведению ревизий одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей ревизионной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчете банкнот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о них и заранее готовится, и др.;
- предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам, помимо главного бухгалтера и руководителя учреждения;
- отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на работника бухгалтерии без письменного распоряжения руководителя учреждения;
- отсутствие договоров о полной материальной ответственности с кассиром;
- отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура не является для него постоянной.
Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя предприятий, главных бухгалтеров и кассиров.
Таким образом, несмотря на то, что в последнее время наблюдается тенденция уменьшения расчетов внутри бюджетных учреждений наличными денежными средствами, например, заработная плата перечисляется на счета работников или их банковские карточки, значение учета кассовых операций и использование наличных денег от этого не уменьшается. Даже при незначительном объеме наличных денежных средств у учреждения должны соблюдаться требования законодательства в данной области, а также обеспечиваться своевременное оприходование денежных средств в кассу, их строгое целевое расходование и сохранность.
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
В МУК ДК «СОВРЕМЕННИК»
2.1. Общая характеристика учреждения
Муниципальное учреждение культуры Дворец культуры «Современник» является муниципальным учреждением, координацию и регулирование деятельности которого осуществляется Департаментом культуры и молодежной политики.
Муниципальное учреждение культуры ДК «Современник» (МУК ДК «Современник») является получателем бюджетных средств.
Место нахождения учреждения: г. Заречный, Пензенской области, проспект Мира, д.7.
Руководителем учреждения является директор.
Собственником имущества учреждения является г. Заречный Пензенской области. Муниципальное имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления. От имени г. Заречного осуществляет полномочия Собственника и выступает учредителем учреждения Администрация г. Заречного Пензенской области.
Часть полномочий Собственника (учредителя), в соответствии с настоящим Уставом осуществляют Департамент культуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской области и Комитет по управлению имуществом г. Заречного.
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области, Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования и Уставом.
Предметом деятельности учреждения является организация зрелищно-развлекательных услуг и реализация образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Для достижения уставный целей учреждение осуществляет следующие виды основной деятельности:
- культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей;
- творческая деятельность –
создание культурных и
- досуговая, направленная на организацию свободного времени населения города;
- предпринимательская
Динамика объема (работ и услуг) и их ассортимент:
а) организация и проведение вечеров отдыха;
б) организация показов кинофильмов, концертов;
в) парикмахерские услуги;
г) образовательные услуги для детей дошкольного возраста (детская студия);
д) организация и проведение массовых зрелищных мероприятий.
Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Непосредственное управление учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный на основании приказа Учредителя. Учредитель заключает с директором учреждения трудовой договор.
Имущество учреждения подлежит бухгалтерскому, статистическому и другим видам учета и отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальное имущество, предоставляемое Учредителем, и имущество, приобретаемое учреждением в процессе предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, подлежат раздельному учету.
Комитет по управлению имуществом г. Заречного осуществляет контроль за использованием предоставленного учреждению имущества.
Общий контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью учреждения осуществляют уполномоченные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных нормативов в расчете на одного обучающегося и достаточными для покрытия средних по городу текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией оборудования, зданий, сооружений.
В соответствии с общей структурой формирования имущества учреждения, определенной настоящим Уставом, финансирование учреждения осуществляется Департаментом культуры и молодежной политики г. Заречного из средств городского бюджета (бюджетное финансирование) и из средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Состав и структура расходов учреждения представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Состав и структура расходов учреждения за 2009-2011 гг.
КОСГУ |
Расходы |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение 2010 г. от 2009 г. |
Отклонение 2010 г. от 2009 г. | ||
абсолют., тыс. руб. |
отн., % |
абсолют., тыс. руб. |
отн., % | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
210 |
Оплата труда и начисления на оплату труда |
1229,0 |
1425,2 |
1831,5 |
196,2 |
115,96 |
406,3 |
128,50 |
211 |
Заработная плата |
969,0 |
917 |
1451,3 |
-52 |
94,63 |
534,3 |
158,27 |
212 |
Прочие выплаты |
6,0 |
167,2 |
- |
161,2 |
2786,6 |
- |
- |
213 |
Начисления на оплату труда |
254,0 |
240,0 |
380,2 |
-14 |
94,49 |
140,2 |
158,42 |