Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый анализ отчетности малого предприятия является той базой, на ко-торой строится разработка экономической стратегии малого предприятия. Анализ опирается на показатели промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ целесообразно проводить перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса. На основе данных итогового анализа финансово-хозяйственного состояния осуществляется выработка почти всех направлений экономической (в том числе и финансовой) политики малого предприятия. От того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество же самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных финансовой отчетности. Основным источником информации для проведения финансового анализа служит бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.Юлия.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

          Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.

Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый  бизнес - не только источник средств  существования, но и способ раскрытия  внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства  способствует изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Малое предпринимательство  за последние годы стало важнейшим  сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места. Данный сектор образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг.

Доля работающих в сфере малого предпринимательства  среди общего числа занятых в экономике составляет около 19 %. Более привлекательной для малых предприятий остается непроизводственная сфера. При этом  46 % от общего их количества относятся к предприятиям торговли.

         Заинтересованность малых предприятий  в постоянном росте массы прибыли, самостоятельность и ответственность их за результаты своей деятельности в условиях конкуренции на рынке обуславливают необходимость ведения точного и достоверного бухгалтерского учета всех финансово-хозяйственных операций.

         Финансовый анализ отчетности малого предприятия является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии малого предприятия. Анализ опирается на показатели промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ целесообразно проводить перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса. На основе данных итогового анализа финансово-хозяйственного состояния осуществляется выработка почти всех направлений экономической (в том числе и финансовой) политики малого предприятия. От того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество же самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных финансовой отчетности. Основным источником информации для проведения финансового анализа служит бухгалтерская (финансовая) отчетность.

         Главной  целью данной работы  является изучение бухгалтерского  учета и отчетности субъектов малого бизнеса на примере конкретного предприятия, выявление  их достоинств и недостатков.

       Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

- дать определение  понятию «субъект малого предпринимательства»

- рассмотреть  нормативно-правовое регулирование  деятельности субъектов малого бизнеса;

- определить  особенности бухгалтерского  учета малого бизнеса.

- проанализировать  составление отчетности в условиях конкретного предприятия;

           Объектом исследования в данной работе является малое предприятие ИП Бородина Н.В.  магазина «Кедр», основной вид деятельности которого - торговля товарами народного потребления.

Предмет исследования - система бухгалтерского учета  на данном предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИческие основы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

1.1. Формы бухгалтерского учета на малом предприятии

 

Основным  элементом организации бухгалтерского учета на малом предприятии является выбор формы ведения учета. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете возможны следующие варианты:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в  штат должность бухгалтера;

3) передать  на договорных началах ведение  бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский  учет лично.

          В связи с введением в действие  главы 25 Налогового кодекса РФ  и, связанной с этим необходимостью организации и ведения налогового учета, параллельного бухгалтерскому, одной из наиболее перспективной форм ведения учета может стать передача учета централизованной бухгалтерии или специализированной организации.

Следующим обязательным элементом организации бухгалтерского учета на малом предприятии является разработка и принятие учетной политики. С 1 января 2008 года начала действовать новая редакция главы 26.2 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 101-ФЗ). В связи с этим субъектам упрощенной системы налогообложения необходимо прописать в учетной политике следующие моменты:

1. Выбрать, каким способом фирма будет вести бухгалтерский учет:

- в полном объеме;

- вести только бухучет отдельных операций (обязательно - основных средств и нематериальных активов).

Если организация  решила вести упрощенный учет при  упрощенной системе налогообложения, то надо прописать, как именно она это будет делать. Возможны такие варианты:

- на счетах, предусмотренных Планом счетов, утвержденным приказом Минфина  России от 31 октября 2000 г. N 94н;

- только станет оформлять первичные документы и регистры бухгалтерского учета.

2. Если субъект  упрощенной системы налогообложения  ведет деятельность, которая подпадает  под налогообложением единым  налогом на вмененный доход, то в учетной политике нужно прописать, как распределяются между двумя специальными режимами общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Чаще всего прописывают один из следующих вариантов:

- пропорционально выручке от реализации товаров (работ, услуг);

- исходя из заработной платы сотрудников, которые заняты в различных видах деятельности.

3. Фирма, которая применяет упрощенную систему и решила добровольно платить страховые взносы в ФСС России, должна это прописать в учетной политике.

4. Субъект упрощенной  системы налогообложения могут  вести книгу учета доходов  расходов в электронном виде или на бумаге.

Организации, применяющие  единый налог на вмененный доход, не освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме. Поэтому им следует прописать в учетной политике все положения по бухгалтерскому учету, которые надо предусмотреть тем, кто платит обычные налоги. Но есть и особые моменты:

1. Если плательщик единого  налога на вмененный доход  еще ведет виды деятельности, облагаемые общими налогами, в учетной политике следует указать, как фирма будет вести раздельный бухгалтерский учет, а именно: на отдельных субсчетах или в специальных регистрах. Кроме того, такой организации необходимо прописать, каким образом она станет составлять в 2008 году бухгалтерскую отчетность. Так, например, в отчете о прибылях и убытках лучше ввести дополнительные графы для доходов и расходов по вмененной деятельности.

2. Если фирма одновременно  уплачивает единый налог при  упрощенной системе налогообложения и единый налог на вмененный доход, необходимо написать, пропорционально чему будут распределяться расходы. Например, пропорционально выручке от каждого вида деятельности.

3. Плательщик единого  налога на вмененный доход,  который решил платить страховые  взносы в ФСС России добровольно,  должен это предусмотреть в  учетной политике. В этом случае фирма имеет право выплачивать пособия по временной нетрудоспособности за счет средств фонда в размере не более 16125 руб. за полный месяц. Если же плательщик единого налога на вмененный доход,  не будет платить страховые взносы в ФСС России, то фонд возместит пособия лишь в размере 1 МРОТ за месяц (Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ).

         Также следует определиться с  принципами документирования хозяйственных операций, осуществляемых малым предприятием. Документирование должно быть сплошным и осуществляться путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

         Следующим этапом работы по  организации бухгалтерского учета  на малых предприятиях является  выбор формы счетоводства. Критериями  для выбора системы счетоводства являются потребности и масштабы производства и управления, а также численность работников.

         Малым предприятиям, занятым в  материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства.

         Малые предприятия, занятые торговлей  или посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и других ценностей), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

         Малым предприятиям с простым  технологическим процессом производства  продукции, выполнения работ,  оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

         При выборе любой из перечисленных  форм малое предприятие может  самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы. При этом обязательно соблюдение единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи, взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета и сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов, а также накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

         Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. № 64н, не ограничивают выбор системы счетоводства какой-либо одной жесткой формой, а допускают сочетание элементов различных систем, или ориентацию на одну конкретную систему.

         План счетов хозяйственной деятельности на малом предприятии является элементом учетной политики организации и должен разрабатываться и утверждаться вне зависимости от того, какая форма выбрана малым предприятием для ведения бухгалтерского учета.

         Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в «Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1.

         Наряду с Книгой для учета  расчетов по оплате труда с  работниками, по налогу на доходы физических лиц по расчетам с бюджетом, малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8, утвержденной типовыми рекомендациями.

         Книга (форма № К-1) является  регистром аналитического и синтетического  учета, на основании которого  можно определить наличие имущества  и денежных средств, а также  их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

         Малое предприятие может вести  Книгу в виде ведомости, открывая  ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет ведется весь  отчетный год.

         Форма бухгалтерского учета с  использованием регистров бухгалтерского  учета  имущества малого предприятия  рекомендуется малым предприятиям, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), к числу таких регистров относится ряд ведомостей, как правило, каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых счетов.  Перечень используемых ведомостей и соответствующий номер счета для каждой ведомости приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Счета по хозяйственным  операциям, отражаемым в учетных  регистрах

№ формы

Наименование  ведомости

Номера счетов, по которым  отражаются хозяйственные операции

N В-1

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений

01, 02, 08, 10, 20, 91, 60, 75, 98, 99

N В-2

Ведомость учета производственных запасов, а также НДС, уплаченного по ценностям

10, 19, 20, 90, 60, 76, 75, 98, 41,99

N В-3

Ведомость учета затрат на производство

02, 10, 19, 20,25,26, 60, 68, 69, 70, 76, 99

N В-4

Ведомость учета денежных средств и фондов

50, 51, 52, 60, 62, 68, 69, 70, 71, 75, 76, 99

N В-5

Ведомость учета расчетов и прочих операций

50, 51, 52, 60, 62, 68, 69, 70, 76, 91, 99

N В-6

Ведомость учета реализации (оплата)

90, 60, 62, 76, 99

N В-6

Ведомость учета расчетов и прочих операций (отгрузка)

90, 50, 51, 52,99

N В-7

Ведомость учета расчетов с поставщиками

60, 50, 51, 52, 99

N В-8

Ведомость учета оплаты труда 

50, 90, 68,  69, 70, 76

N В-9

Ведомость  (шахматная)

Свод используемых счетов

Информация о работе Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого бизнеса