Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 15:15, дипломная работа

Краткое описание

Важнейшей составной частью работы бухгалтерии является учет расчетов с поставщиками и покупателями, контроль долговых обязательств возникающих при расчетах. Состояние расчетов по товарным операциям существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной предприятием в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие результаты от продажи продукции, товаров и услуг, от внереализационных и операционных доходов, но все или много потерять при существенном росте дебиторской задолженности покупателей и поставщиков.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты учета расчетов с поставщиками и
покупателями 7
1.1 Экономическая сущность и формы расчетов 7
1.2 Значение и задачи бухгалтерского учета по расчетам с
поставщиками и покупателями 15
Глава 2 Учет и контроль расчетов с поставщиками и покупателями
на примере предприятия ЗАО «Контактор» 19
2.1 Учет и порядок расчетов с поставщиками на примере предприятия
ЗАО «Контактор» 19
2.2 Учет и порядок расчетов с покупателями на примере предприятия
ЗАО «Контактор» 29
2.3 Контроль расчетов с поставщиками и покупателями на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 37
2.4 Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями и
порядок списания просроченной задолженности на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 40
2.5 Основные направления совершенствования учета расчетов
с поставщиками и покупателями 45
Глава 3 Анализ расчетов с покупателями и поставщиками на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 48
3.1 Задачи анализа расчетов с поставщиками и покупателями
и источники информации для его проведения на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 48
3.2 Анализ состава и структуры расчетов с поставщиками и
покупателями на примере предприятия ЗАО «Контактор» 51
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 62
Заключение 67
Список использованных источников 70

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями ЗАО «Контактор».doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями включает документальные расчеты операций, систему группировки первичных данных в регистрах аналитического и синтетического учета, формированием на этой основе документально обоснованной и максимально обобщенной информации, обеспечение контроля за расчетами с поставщиками и покупателями в соответствии с утвержденными предприятиями постановлениями, нормативами [21, С.539] .

Синтетический учет расчетов с поставщиками и покупателями организуется на синтетических счетах раздела «Расчеты», объединенных в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, предназначенных для обобщения информации обо всех видах расчетов предприятия с физическими и юридическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов. Бухгалтерский учет расчетных операций имеет важное значение для правильной организации длительного обращения расчетов и кредитов в народном хозяйстве, в эффективном использовании финансовых ресурсов [21, С.643] .

Для учета расчетов по товарным операциям применяются следующие синтетические счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Расчеты с поставщиками и подрядчиками  осуществляются за:

  1. полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п.;
  2. товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные  документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
  3. излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
  4. полученные услуги по перевозкам [20, С. 102] .

Расчеты с покупателями осуществляются за отгруженную готовую продукцию (оказанные услуги, выполненные работы).

Задачами учета и контроля расчетов с поставщиками и покупателями является:

  • проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных операций, своевременное и полное отражение их в учете;
  • своевременная выверка расчетов с поставщиками и покупателями для предотвращения  просроченной задолженности;
  • контроль за соблюдением установленных правил расчетных операций;
  • взыскание в установленные сроки дебиторской  и погашение кредиторской задолженности;
  • получение необходимых данных для правильного соблюдения налоговой дисциплины и своевременность уплаты налогов;
  • проведение в установленные сроки инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности [25,С.248].

Текущими задачами являются:

  • контроль за оплатой счетов;
  • получение долгов с дебиторов;
  • наблюдение за расходами, совершаемыми путем оплаты с расчетного счета и др.;
  • полнота оприходования и списания полученных товаров (работ, услуг).

Все расчеты предприятий-поставщиков с предприятиями-покупателями охватывает дебиторская задолженность и является предпосылкой кредиторской задолженности, но иногда она не является такой, когда товар оплачивается в день его получения. Дебиторская задолженность – это кредит, полученный от поставщиков и подрядчиков, когда организация-покупатель получает товары и услуги от контрагентов без требования о незамедлительной оплате. Однако предоставлять отсрочку от уплаты следует только в тех случаях, когда предприятие знает своего клиента и может оценить его платежеспособность.

Долговыми обязательствами любой организации является ее кредиторская задолженность, т.е. стоимость полученной без предварительной или немедленной оплаты продукции, товаров или услуг, предоставленных займов и кредитов, начисленных, но неоплаченных сумм платежей [16, С. 309] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Учет и контроль расчетов с поставщиками и покупателями на примере предприятия ЗАО «Контактор»

2.1 Учет и порядок расчетов  с поставщиками на примере  предприятия ЗАО «Контактор»

 

На предприятии ЗАО «Контактор» бухгалтерский и налоговый учет ведется бухгалтерией предприятия. Основными задачами бухгалтерского учета на предприятии являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

На ЗАО «Контактор» разработан график документооборота в соответствии с приказом руководителя. Для своевременного получения финансового результата работы предприятия и составления бухгалтерской и финансовой отчетности устанавливается срок сдачи первичной документации из цехов, складов, где они создаются. Полученные первичные документы  и отчеты проверяются и обрабатываются в центральной бухгалтерии по мере их поступления.

Практической основой для написания дипломной работы явились данные первичной и сводной документации.

На ЗАО «Контактор» весь учетный процесс полностью автоматизирован. Рабочее место бухгалтера оснащено компьютером и калькулятором. Эксплуатируются программы «1С:Предприятие» (версии 6.6 и 7.7). Учетный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации. Центральная бухгалтерия разделена на отделы:  материальный отдел, финансово-расчетная бухгалтерия, расчетный отдел, производственный отдел. В каждом отделе есть старший бухгалтер. Все бухгалтера подчиняются непосредственно  главному бухгалтеру и заместителю главного бухгалтера.

Материальный отдел, во главе с начальником материального отдела,  ведет учет на складах (склад комплектующих, склад черных металлов, склад цветных металлов, склад химикатов, склад канцелярских товаров и хозяйственного инвентаря), производит списание материала со склада в производство или на хозяйственные нужды. Здесь же ведется учет материальных ценностей, числящихся за отделами, а так же учет основных средств и нематериальных активов, производится начисление амортизации объектов основных средств. В конце каждого месяца формируется общий свод движения материальных ценностей и основных средств по предприятию.

Расчетный отдел ведет учет заработной платы административного персонала раздельно по отделам и на основе табелей, которые сдают в бухгалтерию табельщики, ведется учет заработной  платы по цехам.  Здесь же оформляются и выписываются командировочные, и ведется учет расчетов с подотчетными лицами.

Производственный отдел ведет учет основного, вспомогательного производства отдельно по основным и вспомогательным цехам на основе первичных документов. Плановый отдел рассчитывает плановые проценты. На основании этих процентов бухгалтера цехов рассчитывают  цеховую себестоимость и составляют сводный учет затрат. 

Учет расчетов с поставщиками и покупателями осуществляет финансово – расчетная  бухгалтерия, а так же ведет учет с прочими дебиторами и кредиторами, учет готовой продукции,  денежных средств.

На данном предприятии применяются четыре способа расчетов с покупателями и поставщиками:

а) Денежные способы:

1) безналичный расчет (через  расчетный счет);

2) наличный расчет ( через  кассу предприятия).

б) Не денежные способы:

1) взаимозачет;

2) с помощью векселей.

Денежные средства ЗАО «Контактор» находятся к кассе в виде наличных денег и на расчетных счетах банка.

На данном предприятии порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен Инструкцией ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в РФ» от 04.10.93г. №18.

Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранение денежных средств.

Поступление денег  в кассу оформляют приходным кассовым ордером, а выдачу денег из кассы расходным кассовым ордером. Заработная плата, премии, пенсии, суммы выданные под отчет выдают из кассы  по платежным ведомостям.

Приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых  документов. Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

ЗАО «Контактор» при расчетах имеет наличные деньги в кассе в пределах лимита. Лимит хранения денежных средств в кассе установлен ЦБ РФ в сумме 70000 руб.

Денежные средства в кассе отражаются по счету 50 «Касса» в разрезе субсчетов.   На ЗАО «Контактор» к этому счету открыты следующие субсчета:

50.0 «Центральная касса»;

50.3 «Бланки строгой отчетности»;

50.4 «Денежные документы».

По дебету счета 50 отражается приход денежных средств в кассу, по кредиту- выбытие денежных средств из кассы.

На ЗАО «Контактор» денежные средства так же хранятся на  расчетных счетах для осуществления безналичных расчетов и отражаются по счету 51 «Расчетные счета». По дебету счета 51 отражается поступление денежных средств на расчетный счет, а по кредиту – уменьшение денежных средств на расчетном счете.

С расчетного счета оплачиваются обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдают средства на оплату труда и хозяйственные нужды. Поступают денежные средства на расчетный счет в основном от продажи готовой продукции покупателям и заказчикам. Операции по  зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк проводит на  основании письменных распоряжений.

Основанием для записей по счету 51 «Расчетный счет» на предприятии  ЗАО «Контактор» служат выписки из банка с приложенными подтверждающими документами: платежными поручениями, платежными требованиями, а так же мемориальными ордерами за банковские услуги. Платежные поручения ЗАО «Контактор» выписывает на основании служебной записки и счета от поставщика.

Очень часто в хозяйственной практике  данного предприятия  встречаются ситуации, когда организация приобретает товары (работы, услуги) другой организации, поставляя ей собственную продукцию. Таким образом, если момент расчетов еще не наступил, в бухгалтерском учете появляются одновременно дебиторская и кредиторская задолженности одного и того же контрагента, возникшие в результате исполнения не связанных между собой договоров, ЗАО «Контактор» в праве проводить односторонний зачет.

Сравнительно недавно на предприятии  ЗАО «Контактор»  стали применять вексельную форму расчетов с поставщиками и покупателями.

 Рассмотрим формы  расчетов, применяемые на  предприятии  ЗАО «Контактор» в таблице 1. Из  таблицы 1 видно, что на предприятии  ЗАО «Контактор» расчеты ведутся  в основном  безналичным путем  через расчетный  счет, наличными денежными средствами и зачетом взаимных требований (диаграмма 1).

Таблица 1 - Формы расчетов на предприятии ЗАО «Контактор»

 

Формы расчетов

2003г.

тыс. руб.

Уд. вес

%

2004г.

тыс. руб.

Уд.

вес

%

Безналичный расчет через расчетный счет

317736

53,5

333468

52,8

Наличный расчет  через кассу

176320

29,7

188316

29,8

Зачет взаимных требований

100200

16,8

109272

17,3

Расчеты векселями

0,00

0,00

12

0,01

Итого

594256

100

631068

100


 


Диаграмма 1 -  Применяемые формы расчетов на ЗАО «Контактор»

Рассмотрим учет расчетов с поставщиками товарно - материальных ценностей на предприятии ЗАО «Контактор».

Хозяйственные и расчетные взаимоотношения ЗАО «Контактор» с поставщиками и подрядчиками складываются на основе заключенных договоров (приложение Г), в которых оговорены все условия поставки: наименование материальных ценностей, количество, срок поставки, форма и порядок расчетов, цена, способ транспортировки, санкции и т.д.

Для выполнения производственной программы планово-производственный отдел завода «Контактор» осуществляет «расчет потребности основных и вспомогательных материалов по цехам»  на месяц, и данный расчет представляет в отдел снабжения. На основании этого расчета менеджеры отдела снабжения должны обеспечить цеха предприятия необходимыми материальными ценностями. Для этого менеджер отдела снабжения отправляет поставщику заявку на принятие заказа (приложение Д) и выставления счета на оплату. После получение счета поставщика ответственный исполнитель  отдела снабжения составляет служебную записку (приложение К)  на имя руководителя завода, где дается указания начальнику финансового отдела о перечислении денежных средств в сумме согласно полученному счету (приложение Ж) и реквизитов поставщика. Служебная записка подписывается начальником отдела снабжения.

Отдел снабжения призван осуществлять контроль за поступлением грузов, с этой целью ведется Журнал учета поступающих грузов, в котором указывается регистрационный номер, дата записи, наименование поставщика, дата и номер транспортного документа, номер, дата и сумма счета, номер, дата приходного ордера и т.д. Кроме того, поступившие от поставщиков счета-фактуры регистрируются, проверяются соответствие количества, ассортимента, цены за единицу измерения, сроки поставки – договорным условиям, и затем передаются в бухгалтерию для отражения в учете.

Из отдела снабжения счет поставщика и служебная записка передается в финансовый отдел, главной задачей которого является осуществлять контроль соответствия цен в счете поставщика и цен в договоре. Последним дает распоряжения на оплату руководитель завода и только после этого финансовый отдел может производить оплату и осуществлять расчеты с поставщиками и подрядчиками.

На заводе «Контактор» оплата поставщикам за приобретенные материальные ценности производится:

- с расчетного счета по платежным поручениям;

- за наличный расчет  через кассу;

- путем зачета  взаимных  требований.

Составляет платежное поручение (приложение Н) финансовый отдел на основании счета на оплату, служебной записки. По мере оплаты банком платежного поручения, финансовый отдел получает выписку из лицевого счета (приложение Л) о списании денежных средств на счет поставщика с приложенными оправдательными документами.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями