Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 15:15, дипломная работа

Краткое описание

Важнейшей составной частью работы бухгалтерии является учет расчетов с поставщиками и покупателями, контроль долговых обязательств возникающих при расчетах. Состояние расчетов по товарным операциям существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной предприятием в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие результаты от продажи продукции, товаров и услуг, от внереализационных и операционных доходов, но все или много потерять при существенном росте дебиторской задолженности покупателей и поставщиков.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты учета расчетов с поставщиками и
покупателями 7
1.1 Экономическая сущность и формы расчетов 7
1.2 Значение и задачи бухгалтерского учета по расчетам с
поставщиками и покупателями 15
Глава 2 Учет и контроль расчетов с поставщиками и покупателями
на примере предприятия ЗАО «Контактор» 19
2.1 Учет и порядок расчетов с поставщиками на примере предприятия
ЗАО «Контактор» 19
2.2 Учет и порядок расчетов с покупателями на примере предприятия
ЗАО «Контактор» 29
2.3 Контроль расчетов с поставщиками и покупателями на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 37
2.4 Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями и
порядок списания просроченной задолженности на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 40
2.5 Основные направления совершенствования учета расчетов
с поставщиками и покупателями 45
Глава 3 Анализ расчетов с покупателями и поставщиками на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 48
3.1 Задачи анализа расчетов с поставщиками и покупателями
и источники информации для его проведения на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 48
3.2 Анализ состава и структуры расчетов с поставщиками и
покупателями на примере предприятия ЗАО «Контактор» 51
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 62
Заключение 67
Список использованных источников 70

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями ЗАО «Контактор».doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

 

Налогоплательщик - индоссамент имеет право на возмещение НДС по приобретенным товарам в момент передачи векселей по индоссанту при условии, что указанный ранее получен в качестве оплаты за отгруженные товары. В этом случае НДС возмещается индоссанту только в пределах стоимости приобретенных товаров, не превышающих стоимость товаров, отгруженных индоссантом, за которые ранее получен вексель.

Все ценные бумаги, в том числе векселя, хранящиеся в организации с учетом требований приказа Минфина России от 15.01.97г. №2 «О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами», должны быть описаны в книге учета ценных бумаг.

Как только подтверждается оплата покупателями выставленного счета, отдел сбыта дает заказ в производство на изготовление продукции. Срок изготовления заказа определен в договоре. Способ отгрузки по исполнению заказа согласовывается с заказчиком. После выполнения заказа отдел сбыта выписывает распоряжение цеху на отгрузку, счет-фактуру и накладную на отпуск.  Счета –фактуры регистрируются в журнале учета выставленных счетов-фактур.

Отдел сбыта вместе с финансовым отделом контролирует сроки и объемы поставок и полноту оплаты счетов покупателями.

Так как ЗАО «Контактор» осуществляет продажу продукции только на условиях предоплаты в форме аванса, полученного  в счет предстоящих поставок, выполненных работ и оказанных услуг, платят с этих авансов НДС. При этом, НДС принимается к зачету только после даты отгрузки товаров.

Получив аванс на ЗАО «Контактор» бухгалтер составляет счет-фактуру, которая регистрируется в книге продаж (приложение G). После того как  покупателю будут отгружены товары (работы, услуги) выписанные отделом сбыта счета - фактуры на отгруженную продукцию, бухгалтер регистрирует в книге продаж, а счета - фактуры, выписанные ранее  на аванс и зарегистрированные в книге продаж, регистрируются теперь в книге покупок (приложение F). Счета – фактуры на аванс подшиваются в отдельный скоросшиватель и регистрируется в журнале учета выданных счетов – фактур на аванс. Рассмотрим корреспонденцию счетов  по расчетам с покупателями в таблице 6.

Таблица 6 -  Корреспонденция счетов  по  расчетам с покупателями

 

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Получен аванс от покупателя

265805,67

51.1

62.10

Начислен НДС с предоплаты

40546,63

62.10

68.2

Отгружена продукция по цене реализации

531609,82

62.1

90.11

Списана производственная себестоимость отгруженной продукции

446736,00

90.21

43.1

Списаны  коммерческие расходы

3780,80

90.21

44.1

Отражена сумма НДС с реализованной продукции

81093,02

90.3

76.н

Зачтена сумма НДС, уплаченная с аванса

40546,63

68.2

62.10

Начислен НДС с реализованной продукции

81093,02

76.н

68.2

Зачтен ранее полученный аванс

531509,82

62.10

62.1


 

Существует два метода определения выручки от реализации продукции для целей налогооблажения:

-   по моменту оплаты  отгруженной продукции;

- по моменту отгрузки  продукции и предъявлении платежных  документов покупателю.

На ЗАО «Контактор» для целей налогооблажения выручка определяется по оплате, таким образом, задолженность организации  перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателям. Но при этом, согласно нормативным актам, регламентирующим бухгалтерский учет  в РФ,  продукция и другие товары считаются реализованными  с момента их отгрузки покупателям и предъявлении им расчетных документов.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций учет расчетов с покупателями и заказчиками организуется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активно-пассивный балансовый счет, на котором отражаются как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженную им и неоплаченную продукцию.

Сальдо этого счета показывается развернуто. Счет 62 Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы и кредитуются в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов). Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателями счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по авансам полученным, по векселям.

На анализируемом предприятии к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предусмотрены следующие субсчета:

62.1   «Расчеты  с покупателями и заказчиками»;

62.10 «Авансы полученные»;

62.3   «Векселя  полученные».

Обобщенные данные по расчетам с покупателями и заказчиками за отчетный период на ЗАО «Контактор» отражаются в документе Анализ счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Сальдо дебетовое – означает задолженность покупателей перед поставщиками за отгруженную им продукцию, сальдо кредитовое – задолженность поставщиков перед покупателями по полученным от них авансам. Оборот по дебету отражает отпускную стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце и сумму погашенных авансов в корреспонденции с соответствующими счетами, оборот по кредиту – суммы,  оплаченные покупателями в отчетном месяце в виде авансов и погашенной задолженности. К анализу счета 62 (приложение L) формируется развернутое сальдо. Обороты и остатки за месяц из анализа счета 62 переносятся в Главную книгу (приложение  В), а из Главной книги  в  отчетность (приложение Б) Баланс (Ф.№ 1) и Приложение к балансу (Ф.№5).

Регистрами аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками на анализируемом предприятии служит анализ счета по субконто 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который формируется по каждому покупателю и заказчику в разрезе каждого отгрузочного документа (накладная, счет-фактура), а также анализ счета по субконто 62.10 «Авансы полученные» (приложение N) – по каждому покупателю и заказчику в разрезе каждого платежного документа.

При журнально-ордерной форме счетоводства аналитический учет отгруженной и реализованной продукции организуется в ведомости №16, которая является регистром аналитического учета одновременно по двум счетам – 90 «Продажи» и  62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для определения финансового результата от продажи товаров (работ, услуг) Планом счетов предусмотрен счет 90 «Продажи» - активно-пассивный, предназначен для сопоставления результативной учетной информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности. На этом счете отражается, в частности, выручка и себестоимости, по готовой продукции и полуфабрикатами собственного производства; по работами и услугам промышленного и непромышленного характера; по покупными изделиям (приобретенным для комплектации); по товарам; по услугам связи и т.д.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продаж товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг отражается по кредиту счета 90 и дебету счета 62. Одновременно себестоимость проданных изделий, работ, услуг списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» в дебет счета 90. К счету 90 «Продажи» на ЗАО «Контактор» предусмотрены субсчета:

90.11 «Выручка»;

90.21 «Себестоимость продаж»;

90.3 «НДС»;

90.4 «Акцизы»;

90.5 «Экспортные пошлины»;

90.7 «Расходы на продажу»;

90.8 «Управленческие расходы»;

90.9 «Прибыль/убыток от  продаж».

Записи по субсчетам производятся накопительно в течение года. Ежемесячно, при сопоставлении совокупного дебетового оборота, по субсчетам 90.21 – где отражаются затраты, связанные с производством, приобретением и продажей продукции, товаров, услуг; 90.3 – для учета НДС, причитающегося к получению от покупателя; 90.4 – для отражения сумм акцизов, включаемых в цену проданной продукции   и кредитового оборота по субсчету 90.1 «Выручка»,  определяется финансовый результат от продажи готовой продукции (работ, услуг) за отчетный период. Этот результат  списывается с субсчета 90.9.   

Таким образом, синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 закрываются внутренними записями на субсчет 90.9 «Прибыль/убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 ведется по каждому виду проданных товаров (работ, услуг) и позволяет определить объем выручки от реализации; дебиторскую задолженность за каждым покупателем и время ее образования.

На анализируемом предприятии регистры, позволяющие накапливать информацию о продажах за соответствующий период, формируются автоматически  в виде анализа счета 90 «Продажи» (приложение  Q).

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Контроль расчетов с поставщиками  и покупателями на примере  предприятия  ЗАО «Контактор»

 

Продажа в кредит, отсрочка платежа, деловая жизнь предприятия при наличии постоянной задолженности по поставщикам и покупателям стали постоянным атрибутом нашего времени, хозяйственных отношений в условиях рынка, и в этом нет ничего плохого при условии, если соблюдена мера, если взаимные долги сбалансированы и оправданы, если ими разумно управляют.

Контроль состояния долговых обязательств любой организации – необходимое условие ее успешной деятельности. Особенно это важно для коммерческой организации. В основе  финансовой деятельности  - постоянный кругооборот денежных оборотных средств, авансированных для производства, и сбыта продукции, товаров, услуг. В каждом  хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, т.е. возвращаться предприятию, как правило, с прибылью.

Особое значение имеет контроль за долговыми обязательствами между поставщиками и покупателями, поскольку они ведут  к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота. Работникам предприятия, начиная с бухгалтера, финансиста и заканчивая руководящим его работником, необходимо контролировать долги, чтобы не утратить заработанных средств, полученной прибыли и уменьшить риск финансовых потерь.

Процедуры контроля –  это методы и правила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том, что: все совершаемые хозяйственные операции  зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально быстро; целостность данных обеспечена учетными регистрами или файлами компьютера; доступ к активам и связанным с ними документами ограничен. Процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля будут достигнуты и будет выдана надежная финансовая информация.

На предприятии ЗАО «Контактор» по расчетам с поставщиками и покупателями проверяется:

  • наличие и правильность оформления договоров, определяющих права и обязанности сторон от поставке материальных ценностей, работ, услуг;
  • правильность оплаты или получения сумм за полученные и отгруженные материальные ценности;
  • полнота оприходования и списания полученных ценностей.

При проверке также следует обратить внимание на следующее:

  • имеются ли договоры на поставку продукции, работ, услуг и правильность их оформления;
  • при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;
  • имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, и какие меры принимаются к ее взысканию;

При этом следует иметь в виду, что к важнейшим основаниям правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров, работ, услуг относится: соблюдение формы договоров, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами вне зависимости от срока договора.

По счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками проверяется следующее:

  • при поступлении ТМЦ, на которые не получены расчетные документы необходимо проверить не числится ли поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути и не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;
  • проводится ли инвентаризация расчетов;
  • полнота оприходования ТМЦ;
  • правильность установленных цен на материалы;
  • правильность списания задолженности с истекшим сроком давности;
  • правильность отражения операций при оплате векселями;
  • предъявление претензий поставщикам в случае не соответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а так же при выявлении арифметических ошибок в счетах, за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли;
  • правильность ведения  синтетического и аналитического учета по счету 60;
  • правильность составления бухгалтерских проводок;
  • соответствие данных занесенных в Главную книгу из регистров;

При проверке счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» проверяется:

  • соблюдается ли в организации установленный порядок отгрузки продукции покупателям, определенный условиями договоров;
  • своевременность извещения дебиторов о наличии возникшей задолженности, а так же соблюдается ли на предприятии лимит дебиторской задолженности;
  • проводится ли инвентаризация расчетов;
  • правильность списания фактической себестоимости готовой продукции, коммерческих расходов;
  • правильность начисления НДС на реализованную продукцию и уплаты ее в бюджет;
  • правильность отражения расчетов покупателями за поставленную готовую продукцию;
  • правильность ведения синтетического и аналитического учета по счету 62;
  • соответствие данных из регистров с Главной книгой и т. д.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями