Бухгалтерский учёт в страховой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучение особенностей организации бухгалтерского учета страховой компании.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
-изучение специфики бухгалтерского учета в страховых организациях
-изучение порядка ведения бухгалтерского учета

Вложенные файлы: 1 файл

бухгалтерский учёт.docx

— 86.55 Кб (Скачать файл)

Остаток прибыли распределяется между пайщиками в порядке, устанавливаемом  решением общего собрания.

Общество осуществляет деятельность за счет своих собственных средств. Оно может иметь в собственности  или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также общество может иметь в собственности  или в бессрочном пользовании  земельные участки. Источником формирования имущества общества являются: а) вступительные и паевые взносы пайщиков; б) доходы от предпринимательской деятельности общества и созданных им организаций; в) доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг - добровольные имущественные взносы; г) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

ОВС ведет бухгалтерский учет, составляет бухгалтерскую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности. Годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность общества подлежат проверке ревизионной комиссией  общества.

Главный бухгалтер общества взаимного страхования обязан иметь  высшее образование, подтвержденное документом о высшем образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также  стаж работы по экономической специальности  или на должности, требующей знания бухгалтерского учета, не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования  и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Общество взаимного страхования  ведёт раздельный учёт:

-некоммерческих операций-доходов, образующихся в результате целевых отчислений на содержание общества, поступающих от пайщиков в виде вступительных взносов и страховых платежей пайщиков на их взаимное страхование, расходов, производимых обществом за счёт средств этих платежей (взносов);

-коммерческих операций-сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности Общества.

Финансовый год Общества, по которому составляются и предоставляются  требуемые законодательством отчёты, считается с 01 января по 31 декабря.

По окончании финансового года составляется годовой баланс, отчёт прибыли и убытков Общества, который предоставляется на утверждение Совету и общему собранию.

Таким образом, в силу специфики  деятельности страховых компаний, направленной, в первую очередь, на защиту интересов  страхователей, в бухгалтерском  учете страховщиков имеются существенные отличия от классического бухгалтерского учета. Прежде всего, это проявляется в использовании страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н с учетом дополнений и особенностей применения в страховой деятельности, в содержании определенных разделов, статьях, форм бухгалтерской отчетности, а также в составе статей активной части баланса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация бухгалтерского учета в страховой организации

 

2.1 Организация бухгалтерского  учета в страховой организации,его задачи

В страховой  компании ответственность за организацию  бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет главный бухгалтер.

Бухгалтерская служба представляет собой структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

Главный  бухгалтер  страховой  компании, возглавляющий бухгалтерскую  службу, действует в соответствии с законом «О бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ». Он подчиняется руководителю страховой компании и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, ведение налогового учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности,

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуществлению отдельных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. В соответствии со статьей 18 закона №129- ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. (с изменениями и дополнениями на 03.11.2006г.)  руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в установленном законодательством и нормативными документами порядке, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдение сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Главный бухгалтер назначается  на должность  руководителем. Освобождение от должности может быть произведено  также руководителем.

Главный бухгалтер подписывает  денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными.

Главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных  результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить:

-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

-обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основные  функции, выполняемые бухгалтерией:

-учет расчетов по оплате труда;

-учет материально-технических ценностей;

-учет страховых операций;

-учет расходов на ведение дела, прочих доходов и расходов;

-учет результатов финансовой деятельности;

-учет движения денежных средств;

-ведение налогового учета;

-составление бухгалтерской отчетности.

Система бухгалтерского учета  организации  базируется на следующих  общепринятых в мировой практике принципах: сплошное документирование; инвентаризация; обобщение информации на счетах; двойная запись; составление  баланса и отчетности.

Страховая компания, осуществляя  организацию бухгалтерского учета, самостоятельно устанавливает: учетную политику; организационную форму бухгалтерской работы; форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации, основываясь на действующих в Российской Федерации формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов; систему внутрипроизводственного (управленческого) учета,    отчетности и контроля.

В страховой организации  выделяют на отдельный баланс хозяйства, филиалы, представительства, отделения.

В основе бухгалтерского отчета лежат текущие бухгалтерские  записи. Для их ведения в организациях применяется система двойной  записи. Для регистрации всех хозяйственных  операций применяются счета. Механизм ведения счетов в страховой организации  аналогичен их применению в любой  другой организации.

Различие состоит в  использовании специальных отраслевых счетов. Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета в соответствии с методом двойной записи: сумма операции заносится в дебет одного и кредит другого счета.

Открытие счетов, записи в них хозяйственных операций и их закрытие осуществляются по определенным правилам. При открытии счета в  него записывается начальное сальдо: на активных счетах - в дебет, на пассивных - в кредит.

В течение отчетного периода  на счетах отражаются суммы хозяйственных  операций: увеличение по дебету активных и кредиту пассивных счетов; уменьшение - по кредиту активных и дебету пассивных счетов.

Следовательно, бухгалтерский учет в страховой организации представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

 

2.2 Учет страховых резервов

В соответствии с Законом  РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» основой  финансовой устойчивости страховщиков являются наличие у них оплаченного  уставного капитала и страховых  резервов.

Состав, назначение и порядок  формирования страховых резервов, образуемый страховщиком для обеспечения выполнения обязательств по договорам страхования  иным, чем страхование жизни, определяются нормативно-техническими указаниями, утвержденными приказом Росстрахнадзора  от 18.03.94г. № 02-02/04 - «Правила формирования страховых резервов по видам страхования  иным, чем страхование жизни».

В страховых компаниях существуют следующие страховые резервы:

-Резерв незаработанной премии;

-Резерв произошедших, но незаявленных убытков;

-Резерв заявленных, но неурегулированных убытков;

-Резерв предупредительных мероприятий

-Резерв по страхованию жизни;

Резерв незаработанной премии (РНП) представляет собой базовую  страховую премию, поступившую по договорам страхования, действовавшим  в отчетном периоде, и относящуюся  к периоду действия договора страхования, выходящему за пределы отчетного  периода.

Основным показателем  для расчета РНП является базовая  страховая премия по каждому договору страхования. Базовая страховая премия (БСП) равна разнице между страховой брутто-премией, поступившей в отчетном периоде по договору страхования, фактически выплаченным (начисленным) комиссионным вознаграждением страховым посредникам за заключение договора страхования, и суммой средств, направленных на формирование резерва предупредительных мероприятий.

Резерв произошедших, но незаявленных убытков создается  для обеспечения выполнения страховщиком своих обязательств, включая расходы  по урегулированию убытков, по договорам  страхования, возникшим в связи  с происшедшими страховыми случаями в течение отчетного периода, о факте наступления которых  страховщику не было заявлено в установленном  законом или договором порядке  на отчетную дату.

Резерв заявленных, но неурегулированных убытков создается страховщиком для обеспечения выполнения обязательств, включая расходы по урегулированию убытков, по договорам страхования, не исполненным или исполненным не полностью на отчетную дату, возникшим в связи со страховыми случаями, которые имели место в отчетном или предшествующих ему периодах и о факте наступления которых в установленном порядке заявлено страховщику. Резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ) определяется по каждой неурегулированной претензии в соответствии с размером ущерба, вызванного наступлением страхового случая и подлежащего компенсации, согласно условиям договора страхования. В случае, если убыток заявлен, но размер ущерба не установлен, для расчета принимается максимально возможная величина убытка, не превышающая страховую сумму.

Резерв предупредительных  мероприятий предназначен для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения  застрахованного имущества, а также  на цели, предусмотренные страховщиком в Положении о резерве предупредительных  мероприятий. РПМ формируется путем  отчисления от страховой брутто-премии, поступившей по договорам страхования  в отчетном периоде. Размер отчислений в РПМ определяется исходя из процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки на эти цели.

Страховые резервы по страхованию  жизни образуются страховщиком по каждому  виду страхования и в той валюте, в которой проводится страхование. Базой для расчета величины резерва по страхованию жизни служит страховая нетто-премия по заключенным договорам страхования, рассчитанная исходя из общей страховой премии по договорам страхования жизни, поступившей в отчетном периоде за вычетом части страховой премии, соответствующей доле нагрузки в структуре страхового тарифа.

Для учета  страховых резервов используется счет 95 «Страховые резервы», к которому могут  быть открыты следующие субсчета:

95-1 «Резерв незаработанной  премии»;

95-1.2 «Доля перестраховщиков  в резерве незаработанной премии»;

95-1.3 «Результат изменения  резерва незаработанной премии»;

95-1.4 «Результат изменения  доли перестраховщиков в резерве  незаработанной премии»;

95-2 «Резерв заявленных  убытков»;

95-2.2 «Доля перестраховщиков  в резерве заявленных убытков»;

95-2.3 «Результат изменения  резерва заявленных убытков»;

95-2.4 «Результат изменения  доли страховщиков в резерве  заявленных убытков»;

95-3 «Резерв произошедших, но незаявленных убытков»;

95-3.2 «Доля перестраховщиков  в резерве произошедших, но незаявленных  убытков»;

95-3.3 «Результат изменения  резерва произошедших, но незаявленных  убытков»;

95-3.4 «Результат изменения  доли перестраховщиков в резерве  произошедших, но не заявленных  убытков»;

95-4 «Резерв по страхованию  жизни»;

95-4.1 «Результат изменения  резерва по страхованию жизни»;

По кредиту  субсчета 95-1.1 «Резерв незаработанной премии» отражается определенная на основании специального расчета  сумма резерва незаработанной премии на конец отчетного периода в корреспонденции с дебетом субсчета 95-1.3 «Результат изменения резерва незаработанной премии». По дебету субсчета 95-1.1 «Резерв незаработанной премии» в корреспонденции с кредитом  субсчета 95-1.3 «Результат изменения резерва незаработанной премии» отражается сумма резерва незаработанной премии предыдущего отчетного периода.

По дебету субсчета 95-1.2 «Доля  перестраховщиков в резерве незаработанной премии» в корреспонденции с  кредитом субсчета 95-1.4 «Результат изменения  доли перестраховщиков в резерве  незаработанной премии» страховые  организации, выступающие в договоре перестрахования перестрахователями, отражают определенную на основании  специального расчета долю перестраховщиков в резерве незаработанной премии на конец отчетного периода.

Информация о работе Бухгалтерский учёт в страховой организации