Бюджетирование и внутренний контроль исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:21, дипломная работа

Краткое описание

Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В тоже время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост.

Содержание

Введение
1. Бюджетирование – составная часть управленческого учета
1.1. Бюджетирование как управленческая технология
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования
1.1.3. Виды бюджетов, их классификация
2. Операционные бюджеты, особенности и порядок их составления
2.1. Бюджет (план) продаж
2.2. Бюджет запасов готовой продукции
2.3. Производственный бюджет
2.3.1. Бюджет производства (производственная программа)
2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)
2.3.3. Бюджет прямых затрат труда
2.3.4. Бюджет общепроизводственных расходов
2.4. Бюджеты (сметы) накладных коммерческих и управленческих расходов
2.5. Бюджет производственных затрат (производственной себестоимости)
3. Особенности и порядок составления основных бюджетов
3.1. Бюджет движения денежных средств
3.2. Бюджет доходов и расходов (БДиР)
3.3. Расчетный баланс
4. Бюджеты как инструмент финансового контроля
4.1 Бюджетный контроль, формы, виды контроля и связи между ними
4.2 Гибкие бюджеты и контроль
4.3 Учет и система контроля по центрам ответственности
4.4 Отчеты об исполнении бюджетов (смет), принципы их составления
4.5 Возможные проблемы финансового контроля.
Заключение
Литература
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

дпл.docx

— 640.86 Кб (Скачать файл)

План согласовывается  с руководителем финансового  отдела (визируется) и утверждается генеральным директором ПО или его  заместителем по экономическим вопросам.

Составление бюджетов движения денежных средств выполняется разработчиком бюджетов ПО или ЦФО самостоятельно на основе данных бюджетов доходов и расходов и бюджета первоначальных затрат, и согласовывается в течение трех дней с финансовым отделом. В случае отсутствия в указанный срок у финансового отдела замечаний и изменений к данному бюджету он считается согласованным и утверждается в виде, предоставленном разработчиком бюджета.

Расходы бюджета по обслуживанию внешнего долга ПО или ЦФО определяются разработчиком бюджета в соответствии с предоставленными бухгалтерией ПО данными о размере внешнего долга  и условиях его обслуживания в  предстоящий бюджетный период.

Сводные бюджеты разрабатываются  планово-экономической службой ПО путем обработки и сведения в  установленные форматы соответствующих  бюджетов ЦФО по бюджетному регламенту и представляются на утверждение  руководителем ПО. В случае несогласия планово-экономической службы ПО с  бюджетами, представленными ЦФО, она  вправе самостоятельно выработать рекомендации о корректировках бюджетов ЦФО, информировать  руководителей ЦФО об изменениях и через два дня передать окончательный  вариант бюджета на утверждение  руководителям ПО.

4.2. Бюджетный контроль

Бюджетный контроль за правильностью  заполнения бюджетных форм и достоверностью включенной в них информации осуществляется централизованно службой заместителя  генерального директора ПО по экономическим вопросам. Она же осуществляет подготовку сводного бюджета и анализ предоставленной финансовой информации.

Результаты исполнения бюджетов ЦФО ежемесячно докладываются заместителю  генерального директора ПО по экономическим вопросам, служба которого обобщает полученную информацию. По докладу заместителя генерального директора ПО по экономическим вопросам руководитель ПО принимает решения о мерах по исправлению негативных тенденций и поощрению тех ЦФО, которые превысили (неисполнили) бюджетные нормативы.

Бюджетный контроль осуществляется на основе целевых показателей и  нормативов, устанавливаемых ЦФО  на бюджетный период. Эти показатели устанавливаются до начала бюджетного периода (на период 12 месяцев) и остаются стабильными на протяжении всего  бюджетного срока. Нормативы доводятся  до ЦФО руководителями ПО. Пересмотр (корректировка) нормативов осуществляется по завершении данного бюджетного периода  в процессе разработки бюджета на новый бюджетный период.

 

5. Целевые показатели  и нормативы финансового плана

Показатели финансового  планирования могут быть абсолютными  и относительными. Набор их меняется в зависимости от целей и стратегий  ПО.

Для ЦФО в качестве нормативов могут быть определены следующие  показатели:

рентабельность;

структура капитала;

ликвидность;

эффективность производства (операций).

Приложение 5. Внутренние нормативные документы для постановки бюджетирования в компании

5.1. Положение о  планово-экономическом отделе (в  части его участия в бюджетировании и финансовом планировании)

по «______________»

УТВЕРЖДАЮ

Председатель правления

_____________________________

(личная подпись)

Департамент заместителя

генерального директора  по экономике

_____________________________

 

Положение о планово-экономическом  отделе производственного объединения

 

1. Общие положения

1.1. Плановой – экономический  отдел (ПЭО) отвечает за текущее  и перспективное финансовое планирование  и анализ в производственно  объединении. Этот отдел составляет  сводный бюджет движения денежных  средств и контролирует ход  его выполнения, составляет сводный  кредитный план, анализирует сводный  план первичных (капитальных)  затрат, изучает возможные направления финансовой и инвестиционной политики. Рассматривает бюджеты движения денежных средств и кредитные планы ЦФО, передает их на утверждение руководителю финансового отдела.

1.2. Основная задача ПЭО  – показать руководителям отдела  и ПО варианты и альтернативы  делового поведения, инвестиционной  политики (сфер приложения капитала) ПО в будущем, оказать им  помощь в принятии решений  по выбору новых (реорганизации  существующих) сфер хозяйственной  деятельности (бизнесов), по оценке  финансового риска и условий  хозяйствования.

1.3. В своем анализе  путей развития производства  в будущем ПЭО исходит из  уровня спроса в определенной  области, который не может быть  удовлетворен при существующем  уровне техники, и намечает  вероятность развития наблюдаемых  тенденций и их возможных последствий  для ПО. ПЭО участвует в установлении  общей цели по обороту, валовой  прибыли, нормативам (лимитам) затрат, другим оценочным показателям  на предстоящий бюджетный период. Уровни основных бюджетных показателей  указываются для каждого ЦФО.

1.4. Планово-экономический  отдел находится в системе  финансового отдела ПО и непосредственно  подотчетен заместителю генерального  директора ПО по экономическим вопросам. В своей деятельности работники ПЭО руководствуется приказами генерального директора ПО, распоряжениями заместителя генерального директора ПО по экономическим вопросам.

1.5. Отдел возглавляется  начальником отдела, которого назначают  на должность и освобождают  от нее приказом генерального  директора ПО по представлению заместителя генерального директора ПО по экономическим вопросам.

1.6. В случае временного  отсутствия начальника ПЭО выполнение  его обязанностей возлагается  на ведущего специалиста.

 

2. Основные задачи  и функции

2.1. Составляет долгосрочные  и краткосрочные инвестиционные  планы ПО, определяет финансовые  цели и нормативы финансовых  коэффициентов для ПО и отдельных  ЦФО, оценивает направления капитальных  вложений, прогнозы финансового  положения ПО, финансового состояния  отдельных ЦФО. С учетом проводимой  политики и целей фирмы намечает  направления инвестиционной политики  ПО.

2.2. Оценивает предложения  о приобретении других предприятий,  продаже активов ПО, структурных  реорганизациях конкретных ЦФО.

2.3. Составляет и корректирует  бюджеты движения денежных средств,  рассматривает и принимает бюджеты  движения денежных средств ЦФО  на предстоящий год с поквартальной,  помесячной и подекадной разбивкой  (в разрезе отдельных товарных  позиций и ЦФО), ежеквартально  корректирует бюджеты с учетом  данных о состоянии рынка, полученных  от коммерческой службы и планово-экономического  отдела ПО.

2.4. Оценивает возможности  ПО в получении внешних источников  финансирования, включая альтернативные. Определяет возможности ПО в  возврате кредитов.

2.5. Представляет руководителям  ПО и финансового отдела ПО  в целом информацию, необходимую  для принятия оперативных управленческих  решений в финансовой сфере.

2.6. Контролирует ход разработки  сводных бюджетов движения денежных  средств ПО, устанавливает единые  для ПО процедуры составления  сводного бюджета денежных средств  и бюджетов ЦФО, корректирует  работу всех субъектов этого  бюджетного процесса.

2.7. Рассчитывает потребность  ПО в оборотных средствах и  инвестиционных ресурсах. Представляет  руководству ПО рекомендации  по распределению и реинвестированию  прибыли, определяет эффективность  отдельных инвестиционных проектов.

2.8. Разрабатывает варианты  инвестиционных программ и проектов.

2.9. Определяет эффективность  отдельных инвестиционных проектов, источники инвестиций. На основе  планов ПО и анализа инвестиционных  программ составляет оценки доходности, чтобы показать уровень (норму)  прибыли, который может быть  достигнут в случае реинвестирования  определенной части чистой прибыли.

2.10. Анализирует возможности  изменения структуры капитала  ПО, предсказывает потребность в  капитале на перспективу, основываясь  на долгосрочных (стратегических) планах  высших руководителей.

2.11. Производит оценку (по  запросам высших руководителей  ПО) основных фондов и капитальных  активов, имеющихся в распоряжении  ПО (анализ имеющихся в его  распоряжении зданий, сооружений, машин  и оборудования, чтобы определить  что требует замены, какова степень  износа, какие элементы основных  фондов потребуют модернизации  в случае замены или модернизации  других элементов и т. п.). Представляет  для принятия решений и утверждения  генеральному директору ПО варианты  инвестиционных программ по развитию  активов и основных фондов.

 

3. Права и обязанности  начальника

3.1. Начальник ПЭО отвечает  за своевременное составление  бюджетов движения денежных средств  и их утверждение.

3.2. Начальник ПЭО отвечает  за планирование и является  первым помощником начальника  финансового отдела ПО. Он чаще  всего выступает в качестве  аналитика: анализирует данные  учета бюджетов и их исполнения, финансовых смет и ревизий,  исследует эти данные и готовит  заключение по анализу для  высшего руководства.

3.3. Начальник ПЭО осуществляет  планирование и координацию деятельности  подразделений, участвующих в  финансовом планировании и составлении  бюджетов движения денежных средств.

 

4. Взаимоотношения.  Связи

4.1. ПЭО отчитывается перед  финансовым отделом ПО о своевременности  предоставления информации для  составления бюджета движения  денежных средств.

4.2. ПЭО взаимодействует  с бухгалтерией ПО, отделом сбыта  ПО, ЦФО по вопросам сбора и  обработки данных для составления  сводных бюджетов движения денежных  средств По и бюджетов ЦФО.

 

5. Организация  работы

5.1. Оплата труда работников  ПЭО производится согласно окладам  по штатному расписанию с учетом  категорий.

5.2. Положение о  финансовом отделе (в части его  участия в бюджетировании и финансовом планировании)

по «______________»

УТВЕРЖДАЮ

Председатель правления

_____________________________

(личная подпись)

Департамент заместителя

генерального директора  по экономике

_____________________________

 

Положение о финансовом отделе производственного объединения

 

1. Общие положения

1.1. Финансовый отдел отвечает  за определение финансовых потребностей  ПО, разработку общих положений  и процедур составления финансовых  планов, бюджетов и ведения финансовой  отчетности, разработку инвестиционных  программ в соответствии с  политикой руководства ПО и  целям хозяйственной деятельности.

1.2. Находится в системе  заместителя генерального директора  ПО по экономическим вопросам и непосредственно ему подотчетен. В своей деятельности работники руководствуются приказами генерального директора (председателя правления) ПО, распоряжениями заместителя генерального директора ПО по экономическим вопросам.

1.3. Отдел возглавляется  начальником отдела, которого назначают  на должность и освобождают  от нее приказом генерального  директора ПО по представлению заместителя генерального директора ПО по экономическим вопросам.

1.4. В случае временного  отсутствия начальника отдела  выполнение его обязанностей  возлагается на старшего (ведущего) специалиста.

 

2. Основные задачи  и функции

2.1. Отвечает за конкретизацию  планов и вариантов стратегии  развития, подготовленных планово-экономическим  отделом.

2.2. Разрабатывает финансовые  сметы, сводные бюджеты движения  денежных средств, первоначальных  капитальных затрат, осуществляет  корректировку сводных бюджетов  по установленному регламенту.

2.3. Рассчитывает потребность  ПО в оборотных средствах и  инвестиционных ресурсах и внешнем  финансировании. Составляет прогнозы  потребности собственных оборотных  средств, кредитов для финансирования  проектов в будущем. Проводит  сопоставление полученных оценок  с суммой денежных средств,  которые могут быть получены, составляет бюджеты движения  денежных средств.

2.4. Представляет руководителю  ПО рекомендации по распределению  и реинвестированию прибыли.

2.5. Контролирует исполнение  бюджетов и смет, обеспечивает  выделение предусмотренных в  смете средств, когда они потребуются.

Информация о работе Бюджетирование и внутренний контроль исполнения бюджета