Деловая репутация организации, особенности и проблемы отражения в учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Во всем мире постоянно происходят процессы слияния, приобретения, поглощения компаний и при этом на стоимость компаний значительно влияет деловая репутация или goodwill "гудвилл" (термин, принятый в международной практике). Это один из важнейших нематериальных активов предприятия, который в соответствии с национальными и международными стандартами при сделках купли/продажи должен быть отражен в бухгалтерском учете организации. Вместе с тем это понятие обладает рядом специфических особенностей, которые выделяют его среди других нематериальных активов, и поэтому крайне важно правильно оценивать и учитывать этот актив в бухгалтерском учете.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы деловой репутации
1.1 Сущность деловой репутации
1.2 Понятие "гудвил" в казахстанской практике
Глава 2. Учет деловой репутации (гудвила)
2.1 Учет деловой репутации
2.2 Учет деловой репутации в соответствии с МСФО
Глава 3. Оценка деловой репутации
3.1 Оценка гудвила с позиций избыточной прибыли
3.2 Оценка гудвила по объему реализации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.10 Кб (Скачать файл)

Деловая репутация  организации, особенности и проблемы отражения в учете

Содержание 

Введение 

Глава 1. Теоретические основы деловой  репутации

1.1 Сущность деловой  репутации

1.2 Понятие "гудвил" в казахстанской практике

Глава 2. Учет деловой репутации (гудвила)

2.1 Учет деловой репутации

2.2 Учет деловой репутации в соответствии с МСФО

Глава 3. Оценка деловой репутации

3.1 Оценка гудвила с позиций избыточной прибыли

3.2 Оценка гудвила по объему реализации

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Во всем мире постоянно происходят процессы слияния, приобретения, поглощения компаний и при этом на стоимость  компаний значительно влияет деловая  репутация или goodwill "гудвил" (термин, принятый в международной практике). Это один из важнейших нематериальных активов предприятия, который в соответствии с национальными и международными стандартами при сделках купли/продажи должен быть отражен в бухгалтерском учете организации. Вместе с тем это понятие обладает рядом специфических особенностей, которые выделяют его среди других нематериальных активов, и поэтому крайне важно правильно оценивать и учитывать этот актив в бухгалтерском учете. Именно поэтому тема "Деловая репутация организации, особенности и проблемы отражения в учете (на примере конкретного предприятия)" является актуальной для изучения на сегодняшний момент.

Цель курсовой работы состоит  в том, чтобы разобраться в  особенностях и проблемах, возникающих  в сфере бухгалтерского учета  при оценке и учете деловой  репутации организации.

Задачи курсовой работы:

1. рассмотреть понятие  деловой репутации как одного  из нематериальных активов предприятия, 

2. изучить его особенности  и трактовку в законодательстве  РК,

3. исследовать различные  методы оценки деловой репутации, 

4. рассмотреть вопросы  определения и учета гудвила на примерах.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  деловая репутация

1.1 Деловая репутация  - нематериальный актив предприятия

Бизнес - это не только учтенные на балансе основные средства и другое имущество, но и умело построенная  организационно-хозяйственная структура, эффективное управление, постоянные покупатели, отработанные каналы сбыта  продукции, установленные деловые  связи, обученный персонал и многое другое, что в совокупности обеспечивает стабильный доход. Таким образом, стоимость  успешной компании существенно превышает  стоимость ее материальных активов  за счет эффективного использования  уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого характера. В этом контексте значение приобретает  деловая репутация, как один из важнейших  нематериальных активов компании.

Нематериальными признаются активы, обладающие такими свойствами, как:

· Отсутствие материально-вещественной (физической) структуры.

· Возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества.

· Использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, либо для управленческих нужд организации.

· Использование в течение  длительного времени, т.е. срока полезного  использования свыше 12 месяцев или  обычного операционного цикла, который  превышает 12 месяцев.

· Не предполагается их последующая  перепродажа.

· Способность приносить  организации экономическую выгоду (доход) в будущем.

· Наличие документов, оформленных  надлежащим образом и подтверждающих существование самого актива и исключительного  права организации на результаты интеллектуальной деятельности.

С точки зрения возможностей учета в составе имущественного комплекса организации нематериальные активы подразделяются на три категории:

1. Объекты интеллектуальной  собственности. 

2. Организационные расходы. 

3. Деловая репутация. 

Однако деловая репутация  как объект учета обладает особенностью, отличающей его от других нематериальных активов - деловая репутация не существует отдельно от предприятия. Это неотчуждаемое  имущество, которым нельзя распоряжаться  отдельно, оно не может быть самостоятельным  объектом сделки, поскольку не принадлежит  компании на праве собственности.

Единой трактовки понятия  деловой репутации или ее англоязычного  эквивалента гудвил (goodwill) в деловых кругах до сих пор не существует. По мнению некоторых экспертов, гудвил - это прежде всего общественное мнение о названии, стиле, товарном знаке, логотипе, проектах, товарах и других предметах, находящихся во владении или под контролем компании, а также отношения с клиентами и заказчиками. Источниками гудвила может быть как конкретный мастер в салоне красоты, так и качественная кухня в ресторане.[1]

В соответствии с американским стандартом BVS-I[2], принятым в 1988 году и  дополненным в 1991 году Американским обществом оценщиков (American Society of Appraisers, ASA), гудвил определяется как "доброе имя" фирмы и включает нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его взаимоотношений с клиентами, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и служат реальным источником прибыли.

Между тем в международном  стандарте финансовой отчетности 38 "Нематериальные активы" и других МСФО говорится, что внутренне созданная  деловая репутация не признается как актив, поскольку не является идентифицируемым ресурсом, контролируемым компанией, который может быть надежно  оценен. Иными словами, рентабельная, успешно работающая компания с прочными деловыми связями, с пользующейся спросом  продукцией, постоянно приумножающая  свои достижения и т.д., не имеет права "поставить на баланс" свою репутацию. Произвести надежную стоимостную оценку деловой репутации компании в подобных случаях невозможно. Исчисленная на определенный момент времени сумма не может рассматриваться как себестоимость деловой репутации.

Иначе рассматривается деловая  репутация, возникающая при объединении  компаний, прежде всего, при покупке  одной фирмой другой.

С точки зрения бухгалтерского учета, гудвил, по МСФО № 22 "Объединение компаний", представляет собой разницу между ценой предприятия и справедливой стоимостью всех его активов. А в соответствии с Российским положением № 14/2000 "Учет нематериальных активов" - это разница между ценой предприятия и стоимостью всех его активов и обязательств по бухгалтерскому балансу.

Эта разница может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация  рассматривается как надбавка к  цене, уплачиваемая покупателем в  ожидании будущих экономических  выгод, а отрицательная (badwill) - как скидка с цены, когда компания продается за цену ниже рыночной стоимости. Отрицательная деловая репутация должна немедленно признаваться в отчете о прибылях и убытках.

Поскольку гудвил нематериален, о его наличии или отсутствии можно судить лишь по успешности бизнеса. К примеру, если среди компаний, работающих в равных условиях (территориальных, ценовых, сервисных), одна привлекает большее количество клиентов, чем остальные, то это свидетельствует о том, что ее гудвил дороже. Для бизнеса большое значение имеет узнаваемость торговой марки, бренда и формирование постоянной клиентуры. Все это влияет на стоимость гудвила. По данным консалтинговой компании InterВrand, процентное соотношение материальных и нематериальных активов таких крупных компаний как British Petroleum равно 29: 69, IBM - 17: 69, Coca-Cola - 4: 69. Во время экономических спадов репутация способна сохранить акционерную стоимость компании. Наиболее точное определение этому понятию дает И.А. Бланк: "Гудвил - один из видов нематериальных активов, стоимость которого определяется как разница между рыночной (продажной) стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью (суммой чистых активов)". Он считает, что подобное повышение стоимости предприятия связано с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднерыночным уровнем эффективности инвестирования) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующих позиций на товарном рынке, применения новых технологий и т.п.[3]

1.2 Понятие "гудвил" в казахстанской практике

В Казахстане законодательство достаточно полно отражает современный взгляд на понятие "деловая репутация". Оно признает наличие деловой  репутации у юридических лиц, предоставляет возможность ее судебной защиты, а также позволяет рассматривать деловую репутацию и деловые связи в качестве вклада в простое товарищество.

В пункте 43 Концептуальной основы для  подготовки и представления финансовой отчетности, утвержденной приказом Минфина  РК от 29 октября 2002г. № 542, отмечается, что "большинство организаций с  течением времени создают свою деловую  репутацию (гудвил), которую очень трудно измерить с достаточной степенью надежности".

Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан в связи  с многочисленными запросами  своим письмом от 8 сентября 1997г. разъясняет порядок отражения в  бухгалтерском учете гудвила, возникающего при приобретении действующего предприятия как целого имущественного комплекса. Было установлено, что при приобретении имущественного комплекса превышение покупной стоимости над текущей стоимостью всех его активов, определенных на дату приобретения, составляет "цену фирмы" - гудвил, который учитывается в бухгалтерском учете как нематериальные активы и погашается в виде амортизационных отчислений в течение срока, установленного законодательством, но не более срока деятельности субъекта (в настоящее время гудвил не погашается в виде амортизационных отчислений, а тестируется на обесценение).

В тех случаях, когда покупная стоимость  имущественного комплекса меньше стоимости  всех его активов в текущих  ценах на дату приобретения, возникающая  разница в стоимости признается как негативный (отрицательный) гудвил. Эта сумма разницы в бухгалтерском учете учитывается как отсроченный доход будущих периодов и включается в доход отчетного периода в течение срока, установленного законодательством (в Республике Казахстан срок списания нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования, установлен в расчете на 10 лет), но не более срока деятельности субъекта.[4]

Таким образом, в соответствии со стандартами  бухгалтерского учета "гудвил" должен отражаться в балансе на отдельном счете при купле/ продаже предприятия. При оценке бизнеса "гудвил" как один из видов активов предприятия должен получить объективную оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка и учет деловой  репутации (гудвила)

2.1 Особенности оценки  деловой репутации

В первую очередь необходимость  оценивать деловую репутацию  возникает при купле-продаже предприятий. Особенно это касается рентабельной, успешно работающей компании, которая  имеет прочные налаженные деловые  связи, выгодное месторасположение  и высококвалифицированный административный персонал. Поэтому владелец компании заинтересован получить за свой бизнес больше, чем суммарная стоимость  всех активов предприятия. И, разумеется, покупатель захочет проверить, за что  он платит, если знает, что суммарная  стоимость активов значительно  ниже цены, по которой этот бизнес продают.[5]

Различают два основных подхода  к определению стоимости гудвила. Первый предполагает оценку гудвила как источник дополнительных поступлений прибыли (метод избыточных прибылей). Второй подход основан на учете результатов конкретных сделок. Величина приобретенной деловой репутации принимается в размере разницы между суммой, фактически уплаченной за предприятие, и совокупной стоимостью отдельных активов и пассивов данного предприятия, зафиксированной в последнем по времени составления бухгалтерском балансе.

На практике наиболее широко применяются  следующие способы оценки стоимости  гудвила компании:

· по разности суммарной рыночной стоимости активов предприятия  и стоимости всего бизнеса;

· с позиции избыточной прибыли;

· по объему реализации.

Рассмотрим подробнее перечисленные  методы оценки стоимости гудвила компании.

1. Оценка разности стоимости  компании и рыночной стоимости  всех ее активов 

Рассчитывается рыночная стоимость  всех активов компании исходя из принципа максимально эффективного их использования. Бухгалтер определяет, какие из нематериальных активов компании можно выделить и поставить на баланс, остальные  нематериальные активы и будут формировать  гудвил. Определяется стоимость всего бизнеса как единого целого путем либо сравнительного, либо доходного метода оценки. Выбор того или иного подхода зависит от наличия и достоверности информации, используемой при оценке. Если существует база данных о реальных продажах аналогичных бизнесов, то предпочтение будет отдано сравнительному методу оценки стоимости бизнеса, если же такой информации нет, то бизнес воспринимается в первую очередь как инструмент для получения дохода и соответственно его стоимость определяется доходным методом. Гудвил при применении данного способа расчета является разницей между суммарными активами (в том числе и нематериальными), которые могут быть поставлены на баланс предприятия, и рыночной стоимостью компании.

2.2 Оценка гудвила с позиций избыточной прибыли

Оценка гудвила путем расчета избыточной прибыли основывается на предположении, что если одно предприятие получает больший объем прибыли на единицу активов, чем аналогичное предприятие этой же отрасли, то это означает, что дополнительную прибыль предприятию приносит именно его деловая репутация. В основе метода оценки гудвила путем определения избыточной прибыли лежит концепция, разработанная Налоговым управлением США и введенная Минфином США в 1920 году. Согласно этой концепции активы компаний приносят одинаковую прибыль и, определив нормативную прибыль на единицу активов, нужно сопоставить ее с реальным показателем прибыльности активов и рассчитать объем неучтенных активов, то есть гудвил. Предприятие-аналог должно соответствовать следующим требованиям:

Информация о работе Деловая репутация организации, особенности и проблемы отражения в учете