Документальное оформление и учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является детальное изучение методологических принципов по развитию методик синтетического и аналитического учета реализации готовой продукции в организациях промышленности и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована роль отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) в современных условиях хозяйствования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы дальнейшего совершенствования учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) в условиях использования современных компьютерных технологий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Роль отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………………….5
1.1 Роль отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) в современных условиях хозяйствования …………………………………………………………...5
1.2 Задачи учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг)……………...9
1.3 Обзор нормативно-правовых актов по учету отгрузки и реализации продукции, определению и признанию выручки в учете………………………..12
2 Документальное оформление и учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)…………………………………………...……………...14
2.1 Документальное оформление отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)………………………………………………………………………..14
2.2 Синтетический и аналитический учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)………………………………………………………..…18
2.3 Совершенствование учета отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг), автоматизация учета в условиях использования современных компьютерных технологий………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание+ВВЕД+ОСН.ЧАСТЬ с нормаль. стр..doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

  Величина выручки от реализации определяется также с учетом предоставленных организации согласно договору скидок (наценок).

  При образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.

  Выручка от реализации отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации:

- при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере отгрузки товаров, готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг (метод начисления) - по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и других счетов учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета 90 "Реализация";

- при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере оплаты отгруженных товаров, готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг - по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", счетов учета расчетов и других счетов в корреспонденции с кредитом счета 90 "Реализация".

  3) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 18 декабря 2008 г. N 192 (в ред. постановлений Минфина от 21.04.2009 N 52, от 10.07.2009 N 91) « Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная  накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная  накладная» и ТН-2 «Товарная накладная»;

  4) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. №1290 "Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству";

  5) Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Минфина Республики Беларусь 30мая 2003г. N89, вступившего в силу с 1янв. 2004г. (в ред. постановлений Минфина от 13.11.2003 N153, от 11.12.2008 N187, от 26.03.2009 N33, от 06.11.2009 N136, от 11.01.2010 N2, от 25.06.2010 N77)

 

 

2 Документальное оформление, учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)

 

2.1 Документальное оформление  отгрузки и реализации готовой  продукции (работ, услуг)

 

 

  Под отгруженной (отпущенной) продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию, работы, услуги, оформленные соответствующими документами (накладными, приемо-сдаточными актами и др.) по отгрузке готовых изделий, сдаче работ и услуг, а также передаче продукции для реализации на комиссионных и иных подобных началах.

  Готовая продукция (работы, услуги), как правило, отгружается (выполняются) для покупателей в соответствии с договорами (контрактами) поставки и планом отгрузки. При установлении отпускных цен указывается франко, т.е. за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от продавца покупателю. «Франко - станция отправления» означает, что поставщик оплачивает расходы по доставке до станции отправления и погрузке в вагоны. Все остальные расходы по перевозке несет покупатель. «Франко - станция назначения» означает, что все расходы по доставке несет поставщик.

  В соответствии с договорами отдел сбыта организации дает складу готовой продукции приказ об отгрузке изделий покупателям. Местным покупателям продукция отпускается по доверенности, а иногородним (если они сами не получают продукцию на месте) – по приказу-накладной, в которой дается распоряжение экспедиции, куда и каким способом отправить продукцию.

  Все документы по отгруженной (отпущенной) готовой продукции, выполненным работам и оказанным услугам передаются в бухгалтерию или финансовый отдел, где выписываются платежные документы на имя покупателя (получателя). В частности, здесь оформляются счета-фактуры, платежные требования и платежные требования-поручения. С помощью этих документов доводится до сведения покупателя о факте отгрузки (отпуска) готовой продукции и требование ее оплаты.

  Расчеты с покупателями (заказчиками) продукции, работ, услуг могут производиться  с помощью платежных требований, платежных требований-поручений  и др.

  Платежное требование-поручение  выписывается поставщиком в трех или четырех экземплярах и состоит из двух частей. Первую часть заполняет поставщик, в которой указываются реквизиты плательщика и получателя, местонахождение их банков, назначение платежа, общее наименование товара, работ, услуг, сумма к оплате, в т.ч. НДС, подписи руководителя и главного бухгалтера получателя денежных средств и печать. Два первых экземпляра платежного требования-поручения высылаются почтой покупателю, который после проверки подписывает и первый экземпляр сдает в банк для перечисления денежных средств поставщику продукции. К платежному требованию-поручению прилагаются счета-фактуры, квитанции транспортных накладных и др. Копии платежных требований-поручений (счетов-фактур) остаются в организации и служат основанием для учета отгруженных товаров.

  Кроме того, не позднее десяти  дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) организация-поставщик  должна представить организации-покупателю  счет-фактуру по НДС. В нем должны  быть указаны: номер счета-фактуры и дата выписки; наименование продавца в соответствии с учредительными документами; УНП налогоплательщика; наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес; наименование товара (работы, услуги); стоимость (цена) товара (работ, услуг); налоговая ставка; сумма НДС; страна происхождения товара; сумма налога с продаж (заполняется справочно, т.е. стоимость должна указываться в счете-фактуре без налога с продаж).

  Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатью организации. Счет-фактура, оформленный надлежащим образом, является основанием для зачета (возмещения) покупателю НДС в установленном порядке.

  Платежное требование используется  при расчетах между организациями  за отгруженную (отпущенную) продукцию, работы, услуги через банк путем  инкассо.

  Практически могут применяться  два варианта расчетов с помощью платежных требований и платежных требований-поручений. В одном случае, указанные документы используются совместно со счетом-фактурой (в платежном требовании или платежном требовании-поручении указывается только общая сумма к оплате, а в счете-фактуре — ассортимент, количество, тара и упаковка, железнодорожный тариф и др.). В другом, платежное требование или платежное требование-поручение является единым расчетным документом, в котором указываются все данные счетов-фактур об отгруженной продукции (используется оборотная их сторона).

  При централизованной доставке  продукции покупателям в ее получении со склада расписываются работники транспортно-экспедиционной службы. Указанная отправка продукции оформляется товарно-транспортной накладной [1, с.474].

  Отгрузка готовой продукции оформляется товарно-транспортной (форма № ТТН-1) или товарной (форма № ТН-2) накладными, к которым прикладываются соответствующие сопроводительные документы, предусмотренные договорами купли-продажи, поставки и иными аналогичными договорами (спецификации, сертификаты и др.).

  Товарно-транспортная накладная ТТН-1 и товарная накладная ТН-2 являются бланками строгой отчетности, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках строгой отчетности и контрольных знаках, реализуются субъектам хозяйствования только издательством «Бслбланкиздат» через установленные налоговой инспекцией почтовые отделения.

  Товарно-транспортная накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется посредством автомобильного транспорта. Товарная накладная ТН-2 предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, передача которых покупателю осуществляется без участия автомобильного транспорта. Как правило, товарная накладная выписывается при доставке товара курьером, по почте, передача товара от поставщика покупателю в пределах одного склада и др.

  Товарно-транспортная накладная служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и их оприходования у грузополучателя, а также используется в расчетах по перевозке грузов и выполненным транспортным работам. Кроме того, в настоящее время товарно-транспортная и товарная накладные используются для контроля формирования цен [20, с.212].

  Заполнение реквизитов товарно-транспортной и товарной накладных регулируется Инструкцией по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная  накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. N 192, Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 г. №183.  Субъекты хозяйствования заполняют в товарно-транспортных и товарных накладных только те реквизиты, которые необходимы для них.

  ТТН-1 выписывается грузоотправителем в требуемом количестве экземпляров, как правило, в четырех (в продажу накладные поступают в четырех, пяти и шести экземплярах). Первый, третий и четвертый экземпляры заверяются подписью, печатью (штампом) грузоотправителя и вручаются водителю (экспедитору). Второй экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для учета выполненных объемов перевозок. Водитель (экспедитор) расписывается на всех экземплярах.

  Товарно-материальные ценности у грузополучателя приходуются по первому экземпляру накладной, получаемому от водителя (экспедитора). Третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику, заказавшему автотранспорт. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для начисления заработной платы водителю и учета транспортной работы, выполненной при перевозке грузов.

  Оформление товарно-транспортных накладных организацией – производителем продукции осуществляется следующим образом:

- в строке "УНП" указывается учетный номер плательщика грузоотправителя, грузополучателя, заказчика автомобильной перевозки (плательщика);

- указывается дата выписки накладной ТТН-1;

- в строках "Автомобиль" и "Прицеп" указываются марки и государственные номера прибывшего под погрузку автомобиля и прицепа соответственно;

- в строке "К путевому листу N" указывается номер путевого листа, к которому прикладывается накладная ТТН-1;

- в строке "Владелец автомобиля" указывается наименование владельца автомобиля. Если автомобиль принадлежит грузоотправителю или грузополучателю, допускается обозначить владельца автомобиля соответственно словом "Грузоотправитель" или "Грузополучатель";

- в строке "Водитель" указываются фамилия и инициалы водителя;

- в строке "Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)" указываются наименование и адрес организации, производящей оплату транспортной работы. Указанная строка не заполняется при отсутствии договора перевозки (при осуществлении перевозки автомобилем грузоотправителя или грузополучателя);

- в строках "Грузоотправитель", "Грузополучатель" указываются соответственно наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя. При отгрузке (получении) товара филиалом, представительством или иным обособленным подразделением (далее - подразделение) организации в строках "Грузоотправитель", "Грузополучатель" указываются наименование и адрес подразделения, а также наименование головной организации;

- в строке "Основание отпуска" указываются дата и номер документа, являющегося основанием для отгрузки товара (договора, контракта, приказа, распоряжения, заявки или другого документа);

- в строках "Пункт погрузки" и "Пункт разгрузки" указывается адрес (месторасположение) пункта погрузки и разгрузки соответственно.

- При переадресовке товаров, производимой в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, в строку "Переадресовка" вносятся сведения о наименовании и адресе нового грузополучателя, фамилии и инициалах уполномоченного должностного лица заказчика автомобильной перевозки (грузоотправителя), принявшего решение о переадресовке.

- В случае перегрузки товара в пути следования на другой автомобиль в строки "Владелец автомобиля", "Водитель", "Автомобиль", "Прицеп" вносятся изменения путем зачеркивания с указанием новых данных, которые заверяются подписью должностного лица, принявшего решение о перегрузке [14].

 

 

 

2.2 Синтетический и аналитический  учет отгрузки и реализации  готовой продукции (работ, услуг)

 

 

  Система бухгалтерского учета базируется на тождестве данных синтетического и аналитического учетов.

  Наличие и движение отгруженной продукции (товаров) учитываются на синтетическом активном счете 45 "Товары отгруженные". На этом счете учитываются переданные транспортным или почтовым организациям, отгруженные собственным транспортом готовая продукция, товары и другие изделия в тех случаях, когда по условиям поставки или в соответствии с договором право владения и распоряжения грузом, риск ее случайной гибели (утраты) не переходит к покупателю в момент сдачи его к перевозке. Здесь также отражаются готовые изделия, переданные другим организациям для реализации на комиссионных и иных началах, стоимость тары, оплачиваемой покупателями сверх стоимости продукции, транспортные расходы (железнодорожный тариф, водный фрахт) независимо от того, возмещаются они покупателем сверх цены или включены в цену реализуемого товара, а также суммы по признанным претензиям, неустойкам и т.п., предъявленным покупателям за необоснованный отказ от оплаты отгруженной продукции, товаров, работ, услуг, транспортным организациям за недостачу и порчу груза. То есть указанный счет применяется в случае, если организация отражает реализацию продукции, работ, услуг по мере оплаты ее покупателем (заказчиком).

Информация о работе Документальное оформление и учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)